II-3-3. Я не просто живу - я существую
Как-то, прогуливаясь по Набережной, услышала диалог
встретившихся женщин.
- Как жизнь?
- Да разве это жизнь?! Не живу, а существую… (То есть
живу неинтересно, трудно).
Я прошла мимо. Улыбнулась сама себе, потому что уже
давно во мне утвердилась другая, радостная идея: «я не
просто живу - я существую». Эта мысль оформилась во мне
при следующих обстоятельствах.
В одном разговоре я употребила известное высказывание Рене Декарта: «Мыслю, следовательно, существую» (лат. - Cogito, ergo sum). Один человек деликатно меня поправил:
- Декарт сказал: живу, а не существую. Наверное, его не точно перевели. С мыслящим человеком слово «существую» не вяжется. В нем заложен негативный смысл: «у нас не жизнь, а существование».
Но я к тому времени уже мыслила Библейскими понятиями и решила высказать свое мнение, используя Слово Божие.
- Эта расхожая фраза возникла потому, что мы часто не задумываемся над истинным смыслом произносимых слов. В некоторых словарях упоминается, правда, на последнем месте, и такое понимание: существовать – значит, «вести бездеятельный, лишенный цели, смысла, духовных интересов образ жизни». Я не вижу в слове «существование» негативного оттенка до того момента, пока к нему не присоединится определение: например, тупое существование. Наоборот, для меня понятие "существование" обрело высший, духовный смысл:
«Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам». Исх. 3:14.
«Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь». Ин. 8:58.
Этим «Я есмь» Бог поделился и с человеком, уделив ему от Духа Своего, то есть одарив его Своей духовной Сущностью: образом и подобием Своим. Это те таланты из притчи Иисусовой, которые даны человеку, чтобы он реализовал их в своей жизни, а не зарывал в землю (Матф.24:13-30). Достойно существует тот, кто осмысленно развивает и совершенствует свою духовную сущность.
Думаю, что первоначальный смысл понятия «существование» - это высокое качество духовной жизни человека. Это осуществление замысла Творца о человеке, способном жить в присутствии Бога.
Поэтому не вижу смысла во фразе «я не живу, а существую». Если ты родился и не умер, то, безусловно - живешь, как все живые организмы: и растения, и насекомые, и птицы, и животные. Но существовать, то есть осознавать и проявлять в процессе жизни свою сущность, дано только человеку.
А перевод мысли Декарта: Ego cogito, ergo sum («Я мыслю, следовательно, существую») – точен. Хотя знатоки считают, что правильнее всего его выражение будет звучать так: «Я сомневаюсь, значит, я есть».
* * *
P.S. Мой брат, прочитав этот этюд, коротко выразил суть сказанного:
"Если человек говорит: " я не живу, а существую" , значит, он живёт , но не существует. Существую, значит, живу с Богом".
Мудрец! Причислю этот афоризм к сборнику "Христианские афоризмы".