II-3-3. Я не просто живу - я существую

Екатерина Истоомина 2
               

                Как-то, прогуливаясь по Набережной, услышала диалог
                встретившихся женщин.
                - Как жизнь?
                - Да разве это жизнь?!  Не живу, а существую… (То есть
                живу неинтересно, трудно).
                Я прошла мимо. Улыбнулась сама себе, потому что уже
                давно во мне утвердилась другая, радостная идея: «я не
                просто живу - я  существую». Эта мысль оформилась во мне
                при следующих обстоятельствах.

                В одном разговоре я употребила известное высказывание Рене Декарта: «Мыслю, следовательно, существую» (лат. -  Cogito, ergo sum).  Один человек деликатно меня поправил:

                - Декарт сказал: живу, а не существую. Наверное, его не точно  перевели. С мыслящим человеком слово «существую» не вяжется. В нем заложен негативный смысл: «у нас не жизнь, а существование».
               
                Но я к тому времени уже мыслила Библейскими понятиями и решила высказать свое мнение, используя Слово  Божие.

                - Эта расхожая фраза возникла потому, что мы часто не задумываемся над истинным смыслом произносимых слов. В некоторых словарях упоминается, правда, на последнем месте, и такое понимание: существовать – значит, «вести бездеятельный, лишенный цели, смысла, духовных интересов образ жизни». Я не вижу в слове «существование» негативного оттенка до того момента, пока  к нему не присоединится определение: например, тупое существование. Наоборот, для меня понятие "существование" обрело высший, духовный смысл:

«Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам». Исх. 3:14.
«Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь». Ин. 8:58.

                Этим «Я есмь» Бог поделился и с человеком, уделив ему от Духа Своего, то есть одарив его  Своей духовной Сущностью: образом и подобием Своим. Это те таланты из притчи Иисусовой, которые даны человеку, чтобы он реализовал их в своей жизни, а не зарывал в землю (Матф.24:13-30).  Достойно существует тот, кто осмысленно развивает и совершенствует свою духовную сущность.

                Думаю, что первоначальный смысл понятия «существование» - это высокое качество духовной жизни человека. Это осуществление замысла Творца о человеке, способном жить в присутствии Бога. 

                Поэтому не вижу смысла во фразе «я не живу, а существую». Если ты родился и не умер, то, безусловно - живешь, как все живые организмы: и растения, и насекомые, и птицы, и животные. Но существовать, то есть осознавать и проявлять в процессе жизни свою сущность, дано только человеку.

                А перевод мысли Декарта: Ego cogito, ergo sum («Я мыслю, следовательно, существую») –  точен. Хотя знатоки считают, что правильнее всего его выражение будет звучать так: «Я сомневаюсь, значит,  я есть».

                * * *
     P.S.   Мой брат, прочитав этот этюд, коротко выразил суть сказанного:
"Если человек говорит: " я не живу, а существую" , значит, он живёт , но не существует. Существую, значит, живу с Богом".
Мудрец! Причислю этот афоризм к сборнику "Христианские афоризмы".