мужская дружба

Игорь Додосьян
В Ляйляке я был объявлен личным врагом акима Бердиева (аким – глава районной администрации). Мой «Электротехнический центр» должен работать на него. Моё телевидение должно принадлежать ему. Так считал Бердиев. Я так не считал, и за непокорность получил кличку «оппозиция» и массу проблем. Студийную команду власть разогнала, а потребители продукции и услуг «Электротехнического центра»  были предупреждены о страшных карах на случай деловых контактов со мной. Вакуум. Встречаемые на улице вчерашние приятели перебегают на противоположный тротуар, чтобы их не уличили в компрометирующем приятельстве. Бегут те, с кем недавно за одним дастарханом ели приготовленный чайханщиком плов и пили из пиал за здравие друг друга тёплую водку.
Пришёл ко мне Ташанов Назар. Матерится.
- Слушай, из-за тебя в акимиате сегодня клизму мне вставили. Мои преступления – дружу с тобой, водку с тобой пью и в бане у тебя парюсь. Сказали, что нельзя так.
- И что ты решил?
- Что решил, что решил… Иди, баню топи, а я закуску приготовлю. Вот, что я решил!
Назар достаёт из сумки бутылки с питиём и продукты. На душе тепло. Гордый Назар. Не местный он – из Оша. Начальником районной электросети работает. Под Бердиевым не прогибается, за что на коллегии постоянно вздрючивается.  Я не одинок, и это хорошо.  За дастарханом говорим о работе, женщинах и перемываем кости районного божества. Мужские разговоры…
Через полгода с новой командой на студии «TV-Гулякандоз» в соседнем Таджикистане готовим ролики. Арендую передатчик территориального управления телевидения и радиовещания и выхожу в эфир. Репрессивный шквал. Члены команды и их родственники запугиваются милицией, прокуратурой.  Команды опять нет. Я страхуюсь пресс-релизом и иными заявлениями для ряда правозащитных международных организаций, сбрасываю информацию на сайт «ИНТЕРНЬЮСА» - озвучиваю  опасения за судьбу коллег и близких в связи с разгоном независимого СМИ. После таких заявлений власть заботится о сохранности твоей жизни – техника безопасности. К нам с Ташановым прибивается Дюшебаев Мурза – главный архитектор района. Под него копает Бердиев и хочет скинуть с должности. Мурза сокрушается по поводу второго разгрома моего СМИ. Для него аким – козёл. Дюшебаев привёз жирную козу и много выпивки. Режем животное и пируем. Нас уже трое.  На душе ещё теплее. Хорошо сидеть с хорошими мужиками, не таиться помыслов и обид, смеяться над власть имущими и их блюдолизами. Сколько чудесных вечеров провели мы вместе!
Назара вскоре сломали. Его 15-ти летнего сынишку «повязали» на распространении героина. Прокуратура, уголовное дело, ломающаяся судьба подростка, откупные… Бердиев, организовавший этот спектакль, «посодействовал» в прекращении уголовного дела и неплохо нагрелся. Потрясённый Назар запил. Гордыня покинула его. А в борьбе со мной Бердиев много очков отыграл в ту осень, упредил многие ходы мои.
Позже  я узнал, что Мурза получил приказ акима: «Внедрись. Скажи, что преследую тебя. Следи за этими двумя сволочами. Пей с ними. Я должен знать всё, о чём они говорят, что думают, что затевают…».
Вот такой грустный рассказ о суровой мужской  дружбе.