Революция

Владимир Морозов 5
            1. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕВОЛЮЦИИ.         

            Из сказанного в предыдущей главе следует, что необходимость замены старых производственных отношений (основанных на частной собственности) новыми (основанными на общественной собственности) является не радикальной выдумкой каких-то фантазёров, а закономерным результатом развития частнособственнического общества. Людям лишь предоставлено выполнить то, что настоятельно требует объективная реальность, сложившаяся в результате мощного развития производительных сил.

     Но из сказанного в предыдущей главе также ясно, что всё общество не может стоять на положительной позиции по отношению к этому изменению. Общество разделено на тех, кто всё более испытывает накапливающиеся отрицательности, и на тех, кто продолжает такой ценой извлекать выгоду из старого способа производства. Защитники прежней системы имеют в своих руках организованную (в том числе - государственную) силу. Следовательно, противникам прежней системы надо противопоставить этой силе подобную силу. Вот почему переход от прежнего способа производства (капиталистического) к новому (общественному) неизбежно сопровождается открытым непримиримым столкновением противоположных общественных сил.
   
     Люди, которые искренне мечтают избежать насилия в революции, являются  утопическими фантазёрами, забывающими о неумолимой реальности. Хотя насилие и не входит в логическое определение понятия "революция", оно - неизбежная и необходимая мера в её осуществлении.


            Да, насилие не входит в логическое определение понятия "революция". Собственно революцией в научном смысле называется не массовое столкновение сил, не насильственная борьба за захват власти, а именно замена одного способа производства на другой.
   
     Следовательно, то, что называется революцией, - это не краткий акт захвата власти, а весь длительный и трудный процесс замены всей системы производственных отношений после взятия власти. Из сказанного в предыдущих главах ясно, что такое изменение повлечёт за собой перемену всего устройства общества, - в юридическом, политическом, идеологическом отношениях и в сфере общественного сознания. То, что называется революцией, длится долгий ряд лет и даже правильней сказать - ряд десятилетий. И весь этот революционный период включает в себя множество сложных явлений, прорывов и откатов, незнакомых ситуаций и неожиданных открытий.

     Очень интересный вопрос: когда же подобную революцию можно считать полностью состоявшейся?

     Когда взята и закреплена власть? Понятно, что нет. Власть есть лишь инструмент для проведения необходимых преобразований; одно лишь взятие в руки инструмента не может рассматриваться как успех во всём предстоящем деле.

     Когда провозглашены новые производственные отношения, когда они закреплены юридически и вменены обществу для исполнения? Нет, формальный акт провозглашения новых способов хозяйствования ещё не изменяет самого существенного в смене строев.

     Задача революции - ввести в действие такой способ хозяйствования, который, - в отличие от прежнего, уже не соответствовавшего уровню развития производительной силы общества и значит, препятствовавшего росту производительности, - полностью отвечает объективным требованиям современной производительной силы и, следовательно, не только не препятствует росту производительности, но и открывает ей широчайшую перспективу.
    
     Отсюда вывод. Только тогда, когда новый строй достигает стабильной производительности труда, совершенно недосягаемой для старого строя, и тем самым окончательно доказывает своё историческое преимущество, - ТОЛЬКО ТОГДА можно сказать, что правильная замена производственных отношений выполнена целиком, в полном соответствии с требованием объективного исторического фактора, и задачу революции можно считать решённой.

            2. ОБЪЕКТИВНЫЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОРЫ РЕВОЛЮЦИИ.

    а). Объективный фактор революции.

            В предыдущем тексте говорилось, что революция, выводящая общество из частнособственничества, не случайна, а закономерна. То есть она не может произойти просто по воле группы радикалов, если в обществе не созрели необходимые условия. Но уж если такие условия созрели, то революция начнётся, не взирая ни на какие потуги сдержать её.

     То есть у революции тоже есть свой объективный фактор. Постараемся не путать, - раньше шла речь об объективном факторе развития истории. Сейчас речь идет об объективном факторе социальной революции.

     Если сложились необходимые предпосылки для смены строев - значит можно говорить, что сформировался объективный фактор для революции. Если не сложились ещё - значит ни о каком революционном переходе к высшему строю не может быть и речи.

     Фаза капитализма как раз и есть та фаза общего частнособственнического строя, на которой частнособственническое общество входит в особый период болезненной кризисности и всё более формирует в себе эти предпосылки, необходимые для следующего строя. Достаточно полное вступление общества в капитализм означает, следовательно, появление объективного фактора для революции.
 
            = Крупная промышленность, сравнительно укрупнённое сельское хозяйство, опыт управления крупным хозяйством и необходимые кадры для этого с относительно высоким уровнем грамотности и культуры - вот материальные предпосылки нового строя.
   
            = Наличие пролетарской партии и других организаций рабочего класса - вот политические предпосылки.
   
            = Наличие многочисленного, сильного, активного, опытного пролетариата, могущего превозмочь мелкобуржуазную психологию в обществе - это классовые предпосылки.
   
            = И наконец, широкое недовольство прежними, капиталистическими, производственными отношениями и желание новых, социалистических, производственных отношений, внутренняя готовность к ним, понимание их и ожидание их значительной массой населения - вот психологические предпосылки для установления нового строя.

     Образование всех этих условий и означает, что историей созданы общие предпосылки нового строя, делающие его и желательным, и практически возможным.

         
            Всякие попытки внедрить новый строй раньше, чем созреют предпосылки для него, обречены на неудачу. Если экономика - мелкораспылённая и неподдающаяся поэтому централизованному учёту и контролю, если опытные кадры отсутствуют, если нет правильной, сильной партии - ведущей и руководящей силы, если пролетарии не прошли сплачивающую и обучающую школу долгой, суровой борьбы, если они тонут в преобладающей мелкобуржуазной стихии, если народ малограмотен и низкокультурен и неспособен поэтому организованно управлять жизнью, если, наконец, большинство психологически не готово отбросить старые производственные отношения и принять новые, то есть не готово отказаться от частной собственности, не имеет навыков совместного товарищества, не понимает и не желает нового механизма, как чего-то чуждого, и его приходится внедрять, не только не опираясь на большинство, а наоборот - насаждать насильно, преодолевая вкусы и привязанности людей, так сказать - против шерсти, - если всё это так, то из попытки внедрить социализм, даже если он внедряется "железной рукой", в конце концов получится чёрт знает что, но только не социализм.


     б). Субъективный фактор революции.

            Но одних сложившихся предпосылок ещё мало для победоносной революции. Ещё необходимы правильные целенаправленные действия революционной части народа. Необходим, следовательно, организованный союз революционных теоретиков с протестным движением в народе, - союз крепкий, испытанный, надёжный и неразрывный. В марксизме это называется субъективным фактором революции.

     Понятно, что до того, как общество дозреет до необходимого объективного состояния, субъективный фактор образоваться не может. Без объективного фактора субъективный фактор невозможен. Ему просто не на чем сложиться.
   
     Но появление объективного фактора не означает одновременного появления и субъективного фактора. Между ними есть определённый временной интервал, главным образом необходимый для того, чтобы народ "поварился" в этом объективном факторе для преодоления препятствующих субъективному фактору обстоятельств.
   
     От чего зависит срок формирования надлежащего субъективного фактора? По-видимому, этот срок зависит от силы давления на народ отрицательностей этого периода, от степени зрелости объективного фактора и от величины и характера препятствующих обстоятельств.
               
     Какие же обстоятельства препятствуют образованию надлежащего субъективного фактора при уже сложившемся объективном?
            
            1). Отрицательности кризисного периода частнособственнического общества по своей природе таковы, что проявляются с колебаниями, - то обостряются, то ослабевают.
            
            2). Отрицательности ложатся неодинаково на разные группы народа.
            
            3). Может иметься возможность приспосабливаться к этим отрицательностям или иллюзия такой возможности.
            
            4). Имеется ряд предрассудков от прошлого, мешающих образованию правильного субъективного фактора, различных у разных наций в зависимости от их исторических особенностей.
            
            5). Оппортунистические влияния внутри народного протестного движения.
            
            6). Неизбежная поначалу недостаточность теоретических знаний и практического опыта.
            
            7). Специальные меры власть имущих против образования субъективного фактора.

               
     Означает ли наличие этих препятствующих обстоятельств, что субъективный фактор может не образоваться? Нет, потому что давление от объективного фактора в конце концов прокладывает дорогу через все эти затруднения. Наличие этих обстоятельств приводит лишь к тому, что субъективный фактор образуется не сразу, через нелёгкие усилия, рывками, не во всей массе народа и не в одинаковой степени в разных частях народа.

             3. РЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ.

             Но для победы революционного субъективного фактора над защитниками прежней системы недостаточно наличия только его самого, какого бы хорошего качества он ни был. Необходимо ещё активное действие большой массы народа. А что для этого нужно?
   
    Конечно, для этого нужно недовольство, и накапливающиеся отрицательности создают его. Но как известно, недовольство не порождает такое активное действие однозначно. При недовольстве есть и другой вариант, более привычный и обычный, - действия приспособительные, в освоенных рамках старой жизни. Чтобы действия очень большой массы пошли не по приспособительному, а по активному варианту, необходимо активизирующее воздействие, которого в обычных условиях эксплуататорского общества нет.

    Думаю, многим известна формулировка Ленина о такой активизирующей революционной ситуации: "Низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять по-старому." Создаётся впечатление, что эти две характерные черты революционной ситуации равноуровневы. Но если вчитаться в тексты Ленина, то мы увидим, что положению у верхов придаётся более ведущее значение. Никакое "нежелание" низов не приведёт к массовой активизации и останется под спудом обыденной капиталистической жизни, если у верхов всё идет без сбоев.
      
    Одной из главнейших функций эксплуататорского государства является пассивизация народа. Когда это мощное воздействие государственного механизма осуществляется успешно, пересилить его нечем. Но, двигаясь в острых противоречиях особого, кризисного периода, капитализм неизбежно время от времени входит в положение, нарушающее интересы каких-то частей правящего класса. Между частями правящего класса начинаются внутренние распри, в которых к тому же противники усиленно апеллируют к народу друг против друга. В результате тот механизм, который прежде усыплял народ, теперь невольно начинает работать в обратную сторону - на возбуждение народа, открывая активный выход накопившемуся недовольству.
      
     Понятно, что чем шире, острее, значимее эта кризисная для верхов проблема, тем в большем размере отражается это на обществе, тем большего размера брешь пробивается в прежней пассивности народа. И чем больше накопилось под спудом недовольства, тем более сильно и массово оно выплёскивается наружу. Поэтому на деле бывают разные активизирующие ситуации: более напряжённые и менее напряжённые, краткие и долгие, - и различные сочетания напряжённости и длительности, и различные последовательности разных состояний.
      
     Такие периодические активизирующие ситуации облегчают и ускоряют создание субъективного фактора, и именно при такой ситуации может начаться революция. Если же она по какой-то причине не начнётся или сорвётся (слабый субъективный фактор или практическая неудача), то государственный механизм постепенно опять согласовывает свои части (может, ценой определённых жертв и уступок), и активизирующая ситуация постепенно сходит "на нет", возбуждённая активность больших масс вновь переходит в приспособительность вплоть до следующей неизбежной активизирующей ситуации.

                *  *  *

             Правильно понимать тему социалистической революции, - то есть революции, переводящей общество от частнособственнического строя к строю, основанному на общественной собственности, - очень важно, так как только правильное понимание позволяет верно оценить степень готовности того или иного общества к такой революции, безошибочно определить характер какого-либо конкретного политического революционного движения в мире, не промахнуться в выводах насчёт этапов и фаз этой революции и реальной степени её продвинутости или завершённости.
    
     Сейчас в "левом" движении, значительно пёстром по политическим позициям и по уровню знаний, имеется очень большая нечёткость как в определении характера и итогов Октябрьской революции 1917 года, так и в оценке многочисленных сложных процессов, идущих сейчас в угнетённом мире, и в видении их перспектив. Разумеется, в основе этой теоретической путаницы лежат и серьёзные классовые и политические причины. Но немалое значение имеет и неглубокое осознавание многими центрального марксистского пункта этой темы - пункта о невозможности революционного социалистического преобразования без объективной зрелости этого процесса.

      Когда-то Польшей правил фашиствующий маршал Пилсудский, но в молодости он болтался среди социалистов. Говорят, что его очень возмущали тогда рассуждения о каких-то объективных факторах. Он высокомерно восклицал: "Зачем какие-то объективные факторы, если есть МОЁ желание социализма. Я ХОЧУ, - и этого достаточно, чтобы переделывать мир."
    
     К сожалению, в сегодняшнем "левом" движении слишком много развелось подобных "пилсудских", плюющих на науку.

( mvm88mvm@mail.ru )