Дружба, где ты?

Лариса Хребтова
Эта история случилась в нашей семье  одиннадцать лет назад.

Это была весна 2002 года. Прошло чуть больше полугода с момента нашего переезда в Рубцовск из Ташкента. Наш младший сын Саша  всегда был и, сейчас  такой же, общительный и дружелюбный. В первый же день переезда в квартиру он познакомился с соседями - детьми от 3 до ... лет, бабушками и дедушками. Поразил всех своей приветливостью и отзывчивостью. А старший сын, Алексей, в то время был очень закрытым ребёнком.  На улицу гулять не ходил - школа, тренировки и дом.  Круг друзей был очень узок.  Сейчас он общителен и круг его знакомых не просто большой, он - огромный. Тогда, то ли потому, что он не хотел общаться с теми детьми, которые были далеки от его интересов, то ли по какой - то другой причине, дворовые мальчишки  его невзлюбили. В один из вечеров ребята позвали его на улицу, чтобы поговорить ( об этом я узнала уже постфактум). Он никогда не был трусливым и пошёл, несмотря на то, что  был один, а мальчишек против него несколько. Они пошли в близлежащий детский садик, который находился от нашего дома не более 100 метров. Младший сын ( ему было 8 лет, а старшему 12 ) был в курсе, но ему пригрозили: " Вякнешь и тебе навешаем". Временами поглядывая в окно ( материнское чутьё не вымысел),увидела младшего сына, тревожно поглядывающего то в ту сторону, куда они ушли,  то в наше окно. Этот взгляд я уловила и выбежала на улицу. Он мне сказал, куда ушли и с кем. Тревога, которая была постоянно         ( "недружелюбные" выпады по отношению к старшему сыну были уже не один раз), переросла в страх за сына. Я добежала до садика и через закрытую ограду увидела "кучу - малу" - несколько мальчишек "валтузили" кого - то. Сердце меня не подвело - били моего сына. Как я перелезла через железную ограду с кольями высотой метра четыре, я не помню. Слезая, разорвала штанину брюк, и , как бешеная, бросилась разнимать эту кучу. Увидев меня, кто - то из более трусливых, дал дёру. На спине с избитым лицом лежал мой сын. Они били его, кто куда попадёт. Я схватила за шкирку первого, кто попался, трясла его, как грушу, и кричала: "Как же вам не стыдно толпой нападать на одного? Это же повадки трусливых шакалов!" В это время прибежал муж, только пришедший с работы и, если бы я его не остановила, он сорвался бы на ком - то из них. "Это дети, даже если они злые и жестокие". Все они разбежались, но вдогонку кричали, что разговор ещё не окончен. " Чурки, валите в свой Ташкент!" - вот такая фраза сопровождала нас ещё около года.

Если из Ташкента, значит, чурки. Думаю, что не все могут отличить узбека от таджика, армянина от грузина. Всех называют отвратительным словом - чурка.  Да, так случилось, что могучая страна развалилась, республики получили независимость. Непонятно, от кого? Может быть,  государство и олигархи от бедного народа?! Я не оправдываю, я осуждаю тех мигрантов, кто гадко и мерзко ведёт себя не у себя дома. Но я задаюсь вопросом, который мучает меня долгие годы. Почему мы,  из страны дружбы и уважения друг к другу, независимо от нации, превратились в озлобленных и жестоких? Почему раньше мы дружили с детьми  и не спрашивали , кто они по нации? Почему взрослые люди учат детей ненависти и нетерпимости, хамскому отношению? Не открыто, пусть косвенно ( а некоторые и впрямую), но подсознательно сеют распри и рознь. Ведь много людей, кто живёт мирно и спокойно. Почему всех подгребают под одну гребёнку? Почему не объясняют детям, что дружба, терпимость и уважение помогают в жизни уживаться в коллективе, налаживать добрососедские отношения и формировать круг общения  с людьми. Кто - то родился русским, кто - то немцем, корейцем или евреем. Все ходим по одной земле и под одним Богом, но с разными именами - Иисус, Аллах, Будда... Я вспоминаю школьные годы, когда в моём классе училось 38 человек и среди них были  - русские, узбеки, татары, евреи, казахи, немцы, греки. Детьми мы воспринимали друг друга просто по именам, не вдаваясь в подробности национальной принадлежности. Повзрослев, конечно, узнавали, что все мы разные по нации, но к дружбе и просто человеческим отношениям, это не имело никакого отношения. У многих были прозвища, но не помню, чтобы тогда мы обзывались такими отвратительными словами, как чурка, русская свинья и т.д. А вот после 90 - х годов всё и "поехало". Да, изменилось многое. И так тяжело, что мы теряем простые человеческие качества и уподобляемся жлобам и нацистам. Почему??? Страшно жить,когда жестокость и хамство становятся нормой общения.