Публичная речь как жанр публицистики

Георгий Чарушников
Речи бывают трех типов: деловые, когда  бизнесмен просит денег, политические, когда политик просит и голоса и денег, социальные: от траурных спичей до рождественских поздравлений.

Главная задача устного выступления — это возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.

В публицистических выступлениях широко используются простые конструкции предложений, неполные вопросительные и восклицательные предложения, обращения.

Реже употребляются причастные и деепричастные обороты, они заменяются придаточными предложениями, однородными членами.

Устная публичная речь, как правило, богата фразеологизмами, образными средствами, в ней чаще, чем в обычной устной речи, употребляются эпитеты, сравнения, метафоры.

В устном публицистическом выступлении используется разговорная, специализированная и общеупотребительная лексика.

Если затрагиваются вопросы науки или техники, то наряду с ними  используются соответствующие научные и технические термины.

К устному выступлению следует тщательно подготовиться: надо обязательно продумать содержание речи, отчетливо себе представить о чем говорить, какие факты, примеры, аргументы использовать, на какие источники ссылаться, и особенно с чего начать и чем закончить речь.

Если вы не знаете о чем  говорить, то  этого тем более не узнают слушатели.

Важно быть в теме,  досконально разбираться в существе вопроса, понимать цели и задачи выступления: чего от слушателей надо добиться, в чем убедить их, к каким выводам подвести, на что настроить, против чего предостеречь.

2.    Необходима личная убежденность оратора, докладчика в том, о чем он будет говорить: надо отстаивать свое мнение, свою точку зрения, свой подход, учитывая, однако, и сложившееся общественное мнение.
Сказанное вовсе не означает, что  надо думать и говорить так, как думают и говорят все. Но если позиция выступающего резко расходится с мнением  большинства слушателей, убеждать аудиторию придется уже иначе,  с большим пафосом и энергией, чем перед единомышленниками. Начинать  речь в таком случае желательно с того, что может объединить со слушателями, а уже потом выдвигать  спорный тезис, с которым не все будут согласны, очень основательно аргументируя его, ссылаясь на весомые для слушателей факты и авторитетные.

3.    Вспомните слова А. Пушкина о речи одной из героинь его сказок: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». Значит, нужно поработать над произношением. Речь должна звучать плавно, ровно, без мычания и проглатывания фраз.

4.    Старайтесь интонационно выделить наиболее важные слова и словосочетания, обороты речи.  Продумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своем выступлении (сравнения, эпитеты, метафоры, шутки, анекдоты и т. д.).

5.    Начало речи должно быть построено так, чтобы сразу  взять быка за рога, заинтересовать слушателей  главной мыслью, аргументацией, завладеть вниманием аудитории, а потом все время держать ее в эмоциональном напряжении и постараться недоброжелателей или равнодушных превратить в своих единомышленников.

6.    Чтобы слушатели поверили и увлеклись  вашими мыслями, старайтесь воздействовать не только логикой, рассуждениями, но и искренними эмоциями, интонациями.
Хорошо срабатывает многозначительная пауза, сделанная в нужный момент речи, выразительный жест.

7.    Чтобы не  сбиться, не потерять нить выступления, имейте перед собой краткий план речи, в котором крупным шрифтом выделено: начало заглавная часть выступления, первые фразы; основные положения, краткие тезисы и обороты, с помощью которых вы будете переходить от одной мысли к другой; выводы, заключение.

8.   Используя план,  постарайтесь предварительно продумать все свое выступление, а затем наедине или перед кем- либо из товарищей произнесите его вслух (или запишите на магнитофон, диктофон). Так вы сможете понаблюдать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить правильность произношения отдельных слов. Мнение фокус группы окажется очень полезным для корректировки речи.

Заранее репетируя выступление, наметьте, в каких местах речи надо усилить голос, где сделать паузы, где потребуются жесты, вопросы к слушателям, как вы будете вести себя, если возникнет шум в зале или смех, либо раздадутся язвительные реплики, вопросы.

Во время выступления постарайтесь поймать взгляд благожелательно настроенного слушателя.

Не утомляйте зал.

Человек произносит в среднем 200 слов  в минуту.  Даже у гения  не найдется что сказать, что не уместилось бы в 2000 слов.

Продолжительность выступления 8 -10 минут достаточна, чтобы аудитория зала  не прониклась по отношению к вам раздражением.