По зову сердца

Юрий Баранов
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
А. Блок

            В полях, над растресканной от долгой засухи землей, стояла духота. И там, среди пространства, наполненного блеском высокого солнца, разбойничьим свистом канюков, запахом спелых трав и цветов, встретил верхоконного человека. Он пас здесь своих коров. За спиной у него широко и бледно синело озеро Плоское.
           В нашем селе этого человека знали все. Александр Давыдович Шмидт  не просто умел работать. Он хорошо и много работал. В 1975 году за самые высокие в Тюменской области показатели на вспашке зяби он получил орден «Знак почета». В деревне Гоглина он на свои сбережения тогда самым первым купил автомобиль «Жигули».
          Потомок поволжских немцев, выселенных в сороковых сюда, в Сибирь, по совету родственников он возвращался то на Волгу, то уезжал на житье в уральский город Салду. Но каждый раз, по зову своего сердца возвращался сюда, в сердцевину зауральских степей.
Без торопливости он рассказал мне, что основные массивы сочной травы нынче, к концу засушливого лета, в лугах уже выжжены, потравлены, и поэтому приходится пасти скот то возле кюветов дорожных трасс, то поближе к урезам ближайших к селу озер. И, не слезая с коня, поведал мне давнюю историю, которая до конца его жизни не выходила у него из головы и мучила своей житейской несправедливостью.
           -Однажды, по первому снегу, у меня увели со двора кобылицу. Глухой осенней ночью конокрад по-тихому вывел ее из моей конюшни, и если бы вор вместе с ней выпустил в тот момент на улицу ее жеребенка, то и он бы ушел  вслед за своей матерью.
             С райотдела, по моему вызову приехал на «Уазике» милицейский наряд, и мы по свежим следам отправились в дорогу. Следы были четкими и увели нас в поля.  Вскоре мы объявились в селе Лиханово. Там хорошо знакомый мне человек рассказал, где и у кого надо искать мою Ласточку.
        -Лошадка ваша, наверняка, сейчас хорошо спрятана,и  в конце разговора добавил:
            -Люди эти опытные в воровских делах и прекрасно понимают, что к ним по следам уже сегодня прибудет ее хозяин. Если вы заявитесь к ним сейчас, то лишь спугнете конокрадов. Они перепрячут лошадей еще дальше и затаятся. Надо дать им немного успокоиться.
      Мы так и сделали. Только поставили в известность местного участкового, чтобы он держал в поле зрения усадьбу злоумышленников.Нужный сигнал поступил в Армизонский РОВД почти через год. Конокрада арестовали. Пытаясь уйти от наказания, он по дороге в отдел ударил себя ножом в шею. Пришлось завозить его еще и в ближайший медпункт.
          Александр говорил о своих очень разных по характерам сыновьях, о жене Людмиле, которая всемерно его поддерживает, и скоро на велосипеде приедет на выпаса, чтоб хоть на время подменить его.
            А в сверкающей вышине неба тонко и вопрошающе дрожал голос одинокого сокола.
Что он там долго и так пристально высматривал на земле? И мог ли я тогда предположить, что вижу Александра уже в последний раз?
.