Автомобиль сегодня

Сергей Малыгин
На фото: Москва вчера и сегодня.


Автомобиль прочно вошёл в нашу жизнь. Сегодня в России насчитывается более 150 млн. автомобилей (1,06 автомобиля на человека), из которых более 38 млн.  составляет легковой транспорт.

Автомобили заполнили автострады, городские улицы, парковки, внутридомовые территории, тротуары и превратили города в малопривлекательную, неудобную сферу обитания.

Пешеходу стало некуда деться от засилья автомобилей. Припаркованные во дворах жилых домов автомобили лишили детей места для игр; они же перекрывают доступ к подъездам пожарным и прочим специальным машинам, каретам «Скорой помощи».

Всвязи с нехваткой мест для парковки, автомобили нередко паркуются на проезжей части дороги, ещё более сужая её и уменьшая её пропускную способность.

Автомобили не сократили время в пути, а, напротив, удлинили его: время, проведённое в пробках, зачастую превышает время, проведённое непосредственно в движении.

Автомобиль превратился в убийцу: за 6 месяцев 2013 года в результате ДТП в России погибло 10,4 тысяч, ранено 106,5 тысяч человек, значительная часть которых приобрели вследствие полученных  травм инвалидность.

Автомобиль приводит к разрушению природного ландшафта в процессе строительства автодорог, создаёт шум, загрязняет окружающую среду.

В Москве вклад автотранспорта в загрязнение воздуха составлет до 85% от всех атмосферных загрязнений.

Помимо того, что автомобильный бензин при сгорании выделяет в атмосферу окись и двуокись углерода, токсичные и канцерогенные вещества, он в немалом количестве поглощает кислород.

Подсчитано, что при сгорании одного литра самого чистого бензина (химическая формула С8Н18) из атмосферы поглощается 1700 литров кислорода. Таким образом, 8500 литров воздуха становятся непригодными для дыхания.

В 2013 г. потребление бензина в России составит 32 млн. тонн, для сжигания которого потребуется до 80 миллиардов литров кислорода (или 400 миллионов кубометров воздуха).

Запасы свободного кислорода на нашей планете возобновляются только зелёными растениями – водорослями, деревьями, кустарниками, травами; при этом, масса  флоры на планете неуклонно сокращается.

Автомобилестроение требует гигантских затрат денежных, материальных, энергетических и людских ресурсов. Немалым грузом на бюджете государства лежит также строительство новых и ремонт старых автомобильных дорог. Следует помнить, что дороги занимают колоссальные площади земли, превращая их в мёртвую пустыню.

Таким образом, автомобиль, создав ряд удобств, породил массу проблем, многие из которых практически не имеют решения. Так, Москва превратилась в одну сплошную автомобильную пробку, и проблему эту имеющимися техническими средствами разрешить невозможно.

Прекрасной альтернативой автомобильному может служить общественный  (метро, трамваи, автобусы, троллейбусы)  и железнодорожный транспорт.

Наиболее дешёвые, менее затратные  и экологически чистые из них –  трамвай и электропоезд; в черте города – также и метро.

На сегодняшний день, к сожалению, власти  (видимо, по традиции) отдают предпочтение автомобилю. Так, в некоторых городах демонтируются трамвайные линии;  тем самым, освобождается место для расширения дорог.

Для чего перегонять грузовые фуры через всю страну, если грузы дешевле перевозить железнодорожным транспортом?

Так быстрее, конечно. Но быстрее почти всегда означает дороже. Дороже для потребителя, для общества в целом, для экологии.

Мне думается, рано или поздно, власти (и общество) придут к предпочтению общественного и железнодорожного транспорта перед автомобильным.

Возможности и преимущества альтернативных видов транспорта, на мой взгляд, далеко ещё не до конца поняты и оценены. Если бы средства, расходуемые сегодня на автотранспорт и строительство и ремонт автомобильных дорог, направить на развитие общественного и железнодорожного транспорта, последние в ещё большей  степени доказали бы свою эффективность.

В черте города сохранится движение общественного транспорта, специальных автомобилей, легковых и грузовых такси; при этом, улицы заметно освободятся от транспорта, и движение пешеходов станет более безопасным.

Высвободятся площади для устройства парков и скверов, зон отдыха для жителей городов; воздух заметно очистится, намного меньше станет шума на городских улицах, города станут более комфортны для обитания.

Пешеходные прогулки небольшой продолжительности (от квартиры до остановки) пойдут только на пользу здоровому человеку.

Не следует, конечно, полностью отказываться от автомобиля, но ограничить его применение в разумных пределах необходимо. Это пойдёт на пользу как самому человеку, так и окружающей нас природе.

Шутка:
Берегите природу, мать вашу!..

И ещё - анекдот из жизни автолюбителя:

- Я сегодня за день столько дел успел сделать!
Во-первых, побывал в ГАИ - улаживал конфликт по поводу моего последнего дорожного происшествия;
во-вторых, заехал в страховую компанию - продлил договор на страхование автомобиля;
в-третьих, успел заскочить на авторынок, присмотрелся к новым моделям;
в-четвёртых, побывал в нескольких магазинах по продаже запчастей.
Не представляю, как бы я всё это успел провернуть, если бы у меня не было автомобиля!