Случайная встреча

Александра Ногаева-Кашталян
   Случайная встреча в дороге. Два человека, едущих в никуда. Они не знают имён друг друга. Это не важно. Не важно кто они и откуда.
   А разговор начинается как бы сам по себе. С того, что я понравилась твоему другу. Ты подходишь, садишься напротив и с улыбкой говоришь мне об этом. Взглянув на «друга», понимаю, что он пьян. А ещё у меня в руках интересная английская книга. И хочется покоя. И никаких новых знакомств.
   Минут пять пытаешься вызвать меня на разговор, а я молчу. «Друг» уже спит крепким детским сном. Я наконец-то отвечаю, вежливо и спокойно, хотя и хочется послать тебя к чёрту, отчего в словах моих и появляется цинизм.
   А ты не обижаешься. Понимая, что всё-таки задела тебя, начинаю чувствовать вину. Это и располагает к разговору.
   Ты не знаешь об этом, но встреча с тобой была для меня огромным уроком. Быть может, в том, что сразу по твоему виду не сказала бы, что думаешь о таких же, как и я, вещах, что умеешь так логически рассуждать и делать какие-то выводы. И сам ты не раз говорил такие слова: «Твоё дело, конечно, прислушиваться к тому, что посоветую, или нет. Не суди о людях поспешно…»
   А я вроде бы и не сужу… Но всё-таки есть некоторые предубеждения. Как в случае с тобой, например.
   Заговорили о возрасте. Ты угадал, что я еще учусь. И я, не стесняясь, назвала свой возраст. А потом угадала, что тебе 25 лет. Оказалось, что у тебя день рождения. Вот ведь как бывает… Твоя любимая фраза!
   Сколько длился этот разговор? Минут пятьдесят? А кажется, что три минуты. Или целую вечность… Просто время пролетело так быстро, а ощущение в душе такое, будто ты мой старый друг.
   Я видела твои горящие глаза, в которых отражалась душа. В чём-то непонятая, где-то и кем-то непринятая. Душа взрослого человека. И душа ребёнка…
   Не соглашусь, что ты в свои 25 видел в этом мире всё. Многое – да. Плохое и хорошее. Но не всё. Ведь не всё так плохо! У тебя впереди ещё целая жизнь!
   Да, ты пытаешься видеть в жизни больше хорошего. И видишь. Только иногда устаёшь. И хочешь… Как ты сказал? Лечь на рельсы? Нет, ты этого не сделаешь.
   А ещё ты ненавидишь свои дни рождения. Как я тебя понимаю! Вот и сейчас друзья отметили твой праздник. А ты не пьёшь. Похвально! Если ты правду сказал, конечно… Да только все твои друзья на тебя не похожи, им непонятны твои мысли и желания. Говоришь, обстоятельства заставляют общаться с ними. Я бы поспорила… «Не всё так просто…» - опускаешь голову. Ты ведь вообще уже третий раз за свою жизнь начинаешь жить с нуля.
   Я не лезу в твою душу, ты говоришь это всё по своему желанию. Я не расспрашиваю о подробностях, да и сама не раскрываюсь полностью, почти ничего не рассказываю о своей жизни.
   И уже действительно не важно, как нас зовут, кто из нас парень и кто девушка, сколько нам лет и откуда мы. Мы просто два человека, со своими проблемами, со своими радостями, достоинствами и недостатками, со своими мыслями. А что важно, так это именно мысли, наши взгляды на жизнь, на окружающий мир, на прожитое. Важно, что они во многом совпадают.
   Ты уже взрослый человек, не потерянный в жизни, как кажется тебе, а только запутавшийся в себе, в своих мыслях.
   И хотя ты говоришь, отвечая на очередной мой вопрос, что слова порой значат так мало, ты искренен сейчас со мной. И пусть дело не в ком-то из нас, а в том, что это случайная встреча в дороге, в том, что видим друг друга в первый и, может быть, в последний раз.
   Каждое утро просыпаешься с такими вопросами: «Кто я? Зачем я пришёл в этот мир? Для чего живут люди вообще? Что такое жизнь? И почему она так ничтожно коротка? Откуда мы взялись? И что ждёт человечество в будущем?» Задаёшь их своим друзьям. А они смеются… Как мне это знакомо!
   Вдруг ты с испугом спрашиваешь:
–  А если я не смогу изменить свою жизнь? Неужели жить вот так, глядя в окно поезда?!.
   Отвечаю красивыми фразами. Мол, всё будет хорошо... И понимаю, что это не то.
–  Не меняйся! Будь гордым, не позволяй людям взять верх над тобой, над твоей индивидуальностью, над твоими мыслями и принципами. Ведь мнение большинства – не обязательно правильное мнение.
   Дальше говорим об отрицательном влиянии цивилизации, современных благ на человека. О молодёжи с бутылкой пива и сигаретой.
–  Ты молодец! Здорово, что отличаешься от всех. Что живёшь по своим законам, а не так, как живётся, не по законам современного мира, - самокритично, с грустью сказано тобой. – Ты психолог?
–  Нет, –  смеюсь.  – Я всего лишь пишу.
   И этим всё сказано. Приятно, что можешь понять.
   Мы ещё о многом говорили, давали друг другу советы, просили не меняться.
   И вот мне пора выходить. Провожаешь. Я задаю вопрос,  которого сама старательно избегала всё это время: «Как тебя зовут?»
–  Дима, –  и протягиваешь мне руку. – Если встретимся ещё когда-нибудь, будем знакомы. В жизни ведь всё бывает?
–  Да. А я Саша. Другу привет, – пожимаю руку.
   Выхожу из поезда. Машешь мне рукой на прощанье. Вот ведь как бывает… Стою, будто в трансе, и делаю выводы из этой случайной встречи.
                Март 2007г.