В поисках дома

Александра Ногаева-Кашталян
                I

        …Макс шёл по лесной тропинке, неловко ступая своими лапками по опавшим огромным мокрым листьям гигантских деревьев. Шёл туда, где горели мириады таких же, как у него, огоньков. Огоньки взлетали, затем снова садились на землю и гасли. А потом снова зажигались и сами по-детски радовались своему свету.
       Светлячок уже довольно продрог, так как в лесу было сыровато. В надежде обогреться около этих ярких огоньков, Макс поспешил туда, откуда излучалось самое большое количество света.
      Он подошёл к зарослям крапивы и неуверенно поздоровался с самым огромным из всех светлячков. В ответ на приветствие здоровяк рассмеялся и так сильно толкнул Макса, что тот, сам того не ожидая, отлетел в сторону и крепко стукнулся головой о толстый стебель крапивы. Всё стало ясно – он здесь чужой. И Максу грустно стало, когда он подумал, что ему уже не придется греться ледяным свечением сородичей.
     Следом за этой мыслью на него набросился рой светлячков с яростным смехом, и каждый из них несколько раз пихал незнакомца…
     Когда к светлячку вернулось сознание, он почувствовал боль в голове, в распухших лапках и пустом брюшке.
  Той же дорогой шёл Макс назад, прихрамывая, но уже более уверенно. "Не приняли, не поддержали, не пожалели…–  думалось светлячку. – Ну и пусть! Останусь один – так лучше…"

                II

   Наступил  вечер, а Макс всё шёл и шёл. Он очень испугался, заметив вдалеке свет. Но потом светлячку стало ясно, что это жильё Человека. Его Макс боялся не меньше, чем своих сородичей, ведь он видел, как под громадной лапкой человека исчезла его Мама -  толстушка Молли, которая всем желала добра…
  Светлячок старался ступать как можно тише, чтобы его не услышал Человек. Но существо, которое ходит на двух лапках, вопреки ожиданию Макса, вышло на крыльцо необъятного дома. Заметив тусклое свечение, Человек пошёл ему навстречу. Макс был очень напуган приближением существа. Но одно его успокаивало: страшно будет только тогда, когда лапка человека появится над головой, а потом всё исчезнет. Исчезнет фиолетовое ночное небо над головой, исчезнет далёкое ледяное свечение сородичей, не принявших его. И он полетит к Молли и худощавому Мартину, которого даже не помнит…
  -Ух  ты, какой красивый! – воскликнул Человек, нагнулся к светлячку и взял его на большую неровную поверхность, называемую рукой. – Зелёненький! То–то дочурка обрадуется!
    И тут Макс оказался в каком-то бумажном ящике, в котором сильно пахло серой. "Что-то мне сегодня везёт," – подумал Макс и под мерное покачивание стал засыпать.

                III

     Макс проснулся от сильного удара серного ящика о землю. При ударе в ящике появилась щель, которой светлячку было достаточно, чтобы выбраться наружу. Зелёненький решительно пополз к спасительной щели. Он ожидал, что окажется в необъятном жилище Человека, но ошибся. Макс по-прежнему находился в лесу под фиолетовым небом, а вдалеке виднелось ледяное свечение сородичей, не принявших его.
   Светлячок подполз к сухому листу осины и забрался под него в поисках уютного жилища и тепла. Спустя некоторое время его ненасытное брюшко дало о себе знать. Но Макс усилием воли преодолел голод и остался лежать в ночном домике. Зелёненькому снилась толстушка Молли, которая кормила худощавого Мартина медком. Снилось, что его, Макса, приняли сородичи тепло и радушно, а потом женили на красавице принцессе – дочке самого огромного светлячка.
      – Ты чего тут разлёгся?! – услышал Макс грозный голос майского жука. – Я прихожу с работы голодный, уставший, а тут ещё кто-то мой дом занял. Куда же это годится?
       Зелёненький вежливо извинился и спросил, где можно найти немного еды.
   –  Слушай, светлячок, –  начал майский жук, –  есть одно место, где таких, как ты, – мириады. Однажды моя жена полетела туда, чтобы попросить медку для нашего сынишки. Но они  её оттолкнули в сторону, а наш сынишка, который был болен, умер, потому что нечем было его лечить. Вот теперь я живу один и очень скучаю. Честно говоря, ты бы меня очень обрадовал, если бы остался жить со мной и помогал мне по хозяйству.
    Макс ответил, что он и сам не против остаться.
   Чтобы было не так тесно, букашки нашли ещё несколько сухих листьев и сделали большой дом. А ещё отдельно построили хлев, в котором Макс разводил тлю. Тля использовалась как продукт обмена с муравьями на что-нибудь посъедобней. Также был вспахан небольшой участок земли. Там была посажена земляника, которая тоже выращивалась для обмена с другими обитателями леса.
  Таким образом, Макс приобрёл верного товарища и хорошего компаньона.
               
               
                IV   
 
… Шло время. Дело продвигалось успешно. Так как разные птички и муравьи стали постоянными посетителями букашек, то пришлось расширять хлев и удлинять огород. На время обмена продуктами между птичками и букашками было объявлено перемирие, а как только обмен кончался, они снова становились врагами.
   Через некоторое время пришлось сделать погреб: в доме продукты уже не помещались.
  И вот в один из августовских деньков к огороду подошла красивая букашечка. Она попросила Макса принести ей немного сушёной земляники в обмен на парочку червячков. Светлячок отправился в погреб за земляникой, а когда стал возвращаться, то увидел своего друга на задних лапках перед букашечкой. Майский жук экспромтом читал ей стихи и дарил комплименты. Тогда Макс понял, что если останется здесь, то может оказаться лишним, поэтому он подошёл к своему товарищу и сказал:
 – Дорогой мой друг! Я знаю, что ты будешь скучать без меня, но я решил, что мне пора продолжать своё путешествие. Скоро осень, пойдут дожди. С твоей помощью я хочу построить плот и отправиться в путь как можно скорее.
    Майские жуки очень обрадовались, хотя из вежливости даже всплакнули.
   Итак, спустя некоторое время, плот был построен, и на него было перевезено всё имущество Макса.

                V

…Вскоре пошли дожди. Как только стали появляться первые ручейки, сразу и началось путешествие Зелёненького на плоту.  За майского жука светлячок всё же волновался, хотя с ним и была заботливая букашечка.
   Первый день Макса на плоту прошёл как нельзя лучше. Второй же день был менее удачным. Первая капля дождя сбросила все его вещи в ручей, вторая перевернула плот, а третья накрыла Зелёненького с головой. Не успевал светлячок вынырнуть из воды, как на него сразу же выливалась цистерна, называемая каплей.
   Но вот ливень кончился, и Макс, прилагая все свои усилия, кое-как выбрался на берег…
   Плот пришлось оставить, потому что вокруг него кружилась стая птиц, и доставать его –  значило бросить вызов смерти. Птицы всегда готовы съесть такую вкусную вещь, как светлячок.
«Как получил, так и потерял, –  подумал Зелёненький. – А поэтому нечего грустить».
   На ночь Макс лёг под маленькой ёлочкой. Всю ночь ветер шептал что-то зеленой красавице. Шептал очень грустно, жалобно, будто просил чего-то не делать.         
   
                VI
             
   За несколько часов до рассвета Зелёненький услышал пронзительный свист в воздухе. Спустя несколько секунд светлячок вышел из-под густых ветвей ёлочки и увидел красивую птицу, летящую к нему.
   Эта птица три дня назад меняла у него тлю на червячков. Теперь же обмена не было…
  Макс понял, что это конец. Но он не испугался, не закрыл глаза от страха. Он знал, что страшно будет только тогда, когда клюв птицы будет прямо над его головой, а потом всё исчезнет…
  Последние минуты своей непродолжительной жизни светлячок любовался своим врагом: «Должно быть, Солнце любит эту птицу, если так красиво блестит в её глазах, если так ярко играет на её крыльях! Какая грациозность полёта! Наверное, Солнце любит и меня, если хочет, чтобы я полетел к Молли и Мартину на такой красавице»…
  Птица долетела до Макса…
  Да, Зелёненький исчез, но душа его полетела к Молли и Мартину, которого теперь вспомнила. Радостными криками встречали светлячка мириады таких же, как у него, огоньков. Они грели его своим горячим светом, дарящим любовь и доброту. Самый огромный из всех светлячков подошёл к Максу и сказал: «С возвращением! Моя дочка Меланья, принцесса, уже давно ждёт тебя, самого достойного из всех нас!» И тут вышла Меланья, излучающая нежно-зелёный свет, немного приглушаемый ослепительно белым свадебным нарядом.
  Какой-то нерешительный детёныш майского жука подошёл к Зелёненькому и неуверенно спросил: «Как там папа без меня и мамы живёт?»
 По рассказам своего верного друга, майского жука, с которым Макс делил кров и пищу, светлячок понял, что это его сын. «Он, конечно же, очень скучает, но всё-таки живёт в надежде когда-нибудь встретиться с тобой и твоей мамой», – ответил Зелёненький. Тогда детёныш посмотрел светлячку в глаза и неуверенно  улыбнулся.
  Толстушка Молли в честь прибытия сына всех угощала мёдом. Макс даже заметил, что Мартин немного поправился.
  «Да, здесь мой дом! – подумал светлячок. – Наконец-то я его нашёл!..»
 

2003г