Храм в сердце человека

Рафаил Кадыров
1. Есть Храм видимый - в котором есть иконы, лампады, свечи, ладан...

2. Есть Храм - в сердце, в душе человека. И часто, сердце своё, душа человека, ум человека начинает преобразование, начинает изменение - именно в Храме видимом: душа невидимая образуется по образцу Храма видимого[1].

3. Истинный Храм - человеческое сердце, душа, от алтаря которого возносится, в котором творится постоянная, непрерывная молитва человека к Богу[2]. Там, где лампады и иконы - это тоже Храм, по образцу которого сердце человека и выстраивается. "Храм - училище"[3]. "Храм - врачебница". "Храм - прибежище немощных". И далее...

4. Не всем нужны Храмы с лампадами и иконами, возможно. Но всё же многим они нужны - эти Храмы из дерева и камня, с иконами, лампадами, свечами... Церковь учит добродетелям (не школа учит, не все родители), а вот Церковь (в лице в том числе писателей и учителей церковных) учит желающих того, предупреждая от всех возможных греховных падений. Как всем нужны (по крайней мере были в своё время) мама-кормилица, нянька, родители, воспитатели, учителя... Так нужно и учение о том, как избегать грехов и как прирастать к добродетелям. Порой нет людей - с храмами-сердцами, готовыми научить нас, "согреть" нас "огнём", теплом своего сердца, своей души, но порой надолго остаются Храмы видимые и монастыри, которые выстроили люди с сердцами, пламенеющими любовью к Богу и ближним людям. Оставили нам люди наследство, выстрадали его, "оторвали" от своего любящего сердца и дали в дар от себя - нам, всем желающим того людям... И святые места, храмы, монастыри - указывают нам на святых людей, на Иисуса Христа Бога, в которого они верили... Из тех, кто был в Дивеево, в Троице-Сергиевой Лавре[4], в других святых местах - кто может возразить этому?

5. Нынешнее состояние русского общества - хорошо иллюстрируют фотографии разрушенных храмов - это соответствующий период истории, отступление людей от Бога, веры, и добродетелей: "Душа моя - храм разоренный" http://www.zlatoriza.ru/catalog/item/863
Многие люди говорят - как хорошо в Европе! Но европейцы разве разрушали свои храмы и монастыри - оплоты и училища нравственности? (впрочем, во Франции разрушали во времена Робеспьера... А также, сопоставление восточного - православия и западного - католичества со множеством "церквей", отколовшихся от католиков - отдельная тема...)

6. Напоследок предлагаю мысль из Нового Завета: "Что посеет человек, то и пожнет" http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_gal6.htm "сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную", Послание к Галатам святого апостола Павла.



Примечания:

[1] "Только нерукотворенный храм сердца боговместим, как сказал Господь: "кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин. 14, 23). Как это совершается - непостижимо для нас; но оно так есть... отдай Господу сердце твоё, а Он Сам устроит из него храм Себе, но отдай нераздельно. Если будут части неотданные, то из него нельзя будет устроить цельного...". http://days.pravoslavie.ru/Days/aprel'26.htm

...Они, видев чудесный облак, который осенил храм во время освящения его, слышав обетование, по которому Бог сердце Свое положил во храме, подумали, что храм Иерусалимский соделался не только твердым и постоянным на предопределенное время, но и непременным на веки селением Божиим; что и город Иерусалим, и народ Иудейский, имея у себя святый храм, по сему самому также святы, неприкосновенны, неподвержены оставлению от Бога. Сии неосновательныя и грубыя, но набожностию прикрытыя мысли сделались у Иудеев пищею нечестия и беззакония. http://www.stsl.ru/lib/book13/chap187.htm

"Порядок в “доме души” и чистота в нем наступают лишь благодаря господству духа. Тогда тело человека становится прообразом храма. В храмах всех времен и религий выделяются три части: двор, святилище и самое святое: “святая святых”. Такое строение соответствует трехчастности строения человека: тело, душа и дух". http://www.smsobor.ru/milk/2359.html

"Архитекторы издавна принимали тело человека за образец дома и храма. Так, архитектор Витрувий сказал, что прекрасное здание должно быть “подобно хорошо сложенному человеку”. http://www.pravlib.ru/pedagogika8.htm

[2] "...итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого". (Лук.21:36)
"...Сам во мне молись" (из православной молитвы) Ежедневная молитва святителя Филарета Московского http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/pray/5.html

[3] "Этот дом Господень есть наше училище"  "Наш храм есть рай на земле или небо. С радостью спеши в него, христианин, по вере, что он место … устави (утверди) его пристанище(м) обуреваемых, врачевства (врачебницей) страстей, прибежище немощных"

[4] фото http://www.stsl.ru/photo/showimg.php?id=453&obj=1