Экслибрис красногорца

Ирина Юлина
       Экслибрис - дословный перевод с латинского языка - «из книг». Экслибрисы - оригинальные знаки, указывающие на принадлежность книги определенному владельцу.

        Коллекция, в которую входило около 16 000 экслибрисов и более 6 000 книг, изданий и материалов по экслибрису, собранная красногорцем Владимиром Васильевичем Лобуревым, была безвозмездно передана  музею экслибриса и составила  его основу.

      Музей экслибриса Международного союза книголюбов (МСК), распахнувший двери 24 сентября  1991 года,  расположен в центре Москвы на Пушечной улице в старом здании, где в былые времена процветала книжная и открыточная торговля, соперничающая с книжными магазинами Кузнецкого моста.

       Владимир Васильевич Лобурев  разработал концепцию музея, план и техническое задание на  его оборудование, а затем в течение  трех лет   руководил строительными работами  и оснащением музея.

     Сегодня фонд  Музея   составляет  более 50 000 книжных знаков, в том числе около    20 000 иностранных из 34 стран мира. Это экслибрисы, приобретенные Международным союзом книголюбов,  а так же полученные в дар от московских библиофилов  -  С.  Вуля,           С.  Богомолова и В.  Лобурева.

     И это не первый музей, созданный Владимиром Васильевичем.  По поручению центрального правления Всесоюзного  общества «Книга» (ВОК), как раньше  назывался (МСК),  в 1988 году  им был введен в строй Выставочный центр ВОК – музей-квартира И.Д. Сытина   на Тверской улице, которым Владимир Васильевич руководил в течение двух лет. Он  провел 20    уникальных книжно-иллюстративных выставок, выставок экслибриса и книжной графики из личных собраний книголюбов как российских, так и бывших союзных республик, зарубежных стран. 

      Работая  директором музея экслибриса и миниатюрной книги,   Лобурев  провел более 140 книжно-иллюстративных выставок, выставок экслибриса, книжной графики, миниатюрных изданий и произведений декоративно-прикладного искусства. За это время  здесь прошли сотни литературных вечеров, библиофильских встреч и заседаний клубов книголюбов.

     В Российских культурных центрах 12 стран мира В. Лобурев организовывал библиофильские выставки экслибриса и миниатюрных книг из личных коллекций. И таких выставок было проведено  20: в Праге, Будапеште, Берлине, Каире, Александрии, Афинах, Финляндии, Италии и других городах и странах мира!

     Кто же этот необыкновенный человек?
     Владимир Лобурев в 1951 году  закончил с золотой медалью среднюю школу  № 1  Красногорска. Поступив в Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского в Ленинграде,  закончил  его  в 1957 году с отличием.
     После окончания  училища Владимир Васильевич прослужил более 30 лет на Северном Флоте, пройдя путь от лейтенанта-инженера до полковника - командира спецбазы авиации флота. 
      В 1974 году в Североморске  Лобурев организовал  Клуб любителей книги и  руководил им в течение 10 лет.  Этот Клуб был признан одним из лучших в Вооруженных силах СССР.
      За время службы  Владимир Васильевич награжден орденом Красной Звезды   (1978 г.), несколькими военными и памятными медалями. В последние годы – медалями «В память      850-летия Москвы» и «300 лет Российскому Флоту» и орденом Мужества (1999 г.)
- Владимир Васильевич, расскажите, пожалуйста, о последнем  награждении.
- Я работал на полигоне Новой Земли и  участвовал в испытаниях  нового оружия. В свое время эта была для многих рутинная работа, все было засекречено, и вот спустя годы меня наградили. Я - ветеран подразделения особого риска, которое было связано с испытанием и эксплуатацией  такого оружия.

- Что собой представляет проект,  который вы разработали,  по обеспечению боевых кораблей ВМФ библиотеками из миниатюрных книг?
- Мы передали на  две атомные подводные лодки и в библиотеку  Североморска комплекты книг, купленные на свои деньги. Через 2 года на Балтике провели такую же акцию, передав книги на 6 кораблей, на базу и в полк морской пехоты.
 
      Кроме этого, отправил   400 книг в пограничные заставы,   а затем  отобрал из своей библиотеки еще 600 книг и отправил в Северо-западный пограничный округ. Недавно я получил нагрудный знак «За заслуги в пограничной службе».

     В настоящее время эта  работа приостановилась. Комплект из 100 миниатюрных книг  стоит примерно 6 тысяч рублей, но мы не можем  найти  спонсора для приобретения книг. Однако, не оставляем надежду, что продолжим это дело.

- Знаю, что вы подготовили и передали две коллекции миниатюрных  книг России в Александрийскую библиотеку (Египет).      
- Этому предшествовали выставки миниатюрных  книг в Российских культурных центрах в Каире и Александрии. В Александрии нашу  выставку миниатюрных книг открывал директор строящейся  Александрийской библиотеки, которому  очень понравилась выставка, и он пригласил нас на открытие библиотеки. Мы с издателем Эдуардом Яновским собрали   коллекцию из  100 собственных книг и передали их в будущий фонд Александрийской библиотеки.  Затем   уже от Общества книголюбов России мы укомплектовали еще одну коллекцию книг и оказались первыми, кто внес в фонды Александрийской библиотеки отечественную коллекцию книг. Только через год такую акцию совершила  Российская государственная библиотека.

- Когда у вас появился интерес к книге и, в частности, к экслибрису? Это влияние родителей, школы или   интерес возник  уже в зрелые годы? Что сформировало известного в стране библиофила?
- На меня оказала влияние учительница  Вера Константиновна Савинская.  В детстве я  много читал, пользовался книгами из Красногорской детской библиотеки. Когда учился в восьмом классе, мы с братом стали покупать книжки.  Отец был военным и отдавал нам для этого   деньги, которые получал за ордена и медали (раньше платили такие деньги). Об экслибрисе   узнал, будучи курсантом военно-морского училища, а   всерьез  стал заниматься  этим после его окончания – значит, уже около пятидесяти  лет.

       В нашей стране в 60-70 годы прошлого столетия интеллигенция особенно увлеклась собиранием личных библиотек и, как следствие,  появился интерес к экслибрису – книжному знаку. По масштабам интереса это сравнимо с Петровским временем, когда общество стало собирать  светские библиотеки,  и уже в начале XVIII века  использовали  экслибрисы для  указания владельца библиотеки. Как пример, я бы привела библиотеку Д.М. Голицина, члена Верховного тайного совета и сподвижника Петра первого. Его библиотека из  шести тысяч томов имела ярлык с надписью на латинском языке (Из библиотеки Архангельского).

- В музее экслибриса проводится исследовательская работа? 
- Музей собирал информацию о российских и зарубежных экслибрисах, выпускал каталоги, стал издавать «Российский экслибрисный журнал».
 С использованием  фондов нашего Музея защищены две  кандидатские диссертации.

- Что вам показалось наиболее интересным на   выставке «Юбилейная Пушкиниана» из коллекции А.Н. Громова, на открытие которой Вы меня пригласили?
- Для меня наибольший интерес представляли материалы юбилейной выставки 1937 года, в том числе  парижской юбилейной пушкинской выставки,   которые я   раньше  не видел. Была также выставлена коллекция к 200-летию со дня рождения поэта: книги, афиши, медали, монеты, марки, календари, пригласительные билеты.
  На выставке были представлены и другие материалы. Выставка  получилась  объемная и интересная.

- В  музее были выставки красногорцев?   
- Были выставки  коллекционера В. Тарана - «Человек летающий» (без применения  мотора),  «Космос знакомый и незнакомый», «Космос известный и неизвестный» и выставка коллекции почтовых открыток  М. Погарского.

- На книжном знаке искусствоведа А. Греча, выполненном для него  А.И. Кравченко,   представлена  раскрытая книга на фоне парка и усадьбы в Архангельском. Использовалось ли это изображение  другими художниками в книжных знаках?
- Других экслибрисов с изображением  Архангельской усадьбы я не встречал.

- В начале прошлого  века многие великие художники делали экслибрисы: Добужинский,  Рерих, Кустодиев, Бакст,   Билибин, Врубель и другие.   Каждый экслибрис - это произведения искусства.
      На что вы  обращаете внимание  в книжном знаке?  На  художественную ценность   миниатюрной графической работы или на отражение профессиональной  деятельности собирателя библиотеки?
- Самая красивая картинка без имени – это всего лишь картинка. Для меня экслибрис, прежде всего, знак владения книгой, точно характеризующий владельца. Универсальные  экслибрисы должны отражать профессию человека. Например, экслибрисы врача или музыканта имеют атрибутику их специальностей. Есть экслибрисы для различных разделов библиотеки: для книг пушкинской полочки свой экслибрис, для путешествий или фантастики -  свой.   Не важно, кто сделал экслибрис для Чехова, а также красивый или некрасивый   знак. Главное, что он был на книгах  в библиотеке Чехова, и это книги, которыми он пользовался. Сегодня  же картинки иногда делаются для престижа. 

- Владимир Васильевич,   какой экслибрис или экслибрисы в Вашей библиотеке? Кто их исполнитель?
- У меня не один знак. Например, Покатов сделал для меня ксилографию книжного знака, отражающего мою деятельность в музее экслибриса. Щетнев,  художник из Вологды, создал экслибрисы для  таких разделов  моей библиотеки, как москвоведение и искусство. Каждый  раздел моей  библиотеки  имеет  свой знак.

      О жизни этого человека   можно писать   книгу.   Главы этой книги  отразили бы насыщенную событиями и делами биографию: служение  на северном Флоте,  увлеченность библиофила, создание двух музеев, передача книг в дар Александрийской библиотеке,  помощь  книгами Армии и Флоту в сегодняшних непростых условиях и,  при этом, скромность интеллигентного человека.

    Разве это не героизм повседневности, заслуживающий подражания? Какое счастье, что на Руси не перевелись такие люди, как Владимир Васильевич  Лобурев!    Пока    есть   такие люди,  Россия   останется великой!

                07. 12. 2005