Записки современника 26 Он явился на свет в Варшав

Галина Ларская
Записки современника 26 Он явился на свет в Варшаве

8 сентября 2013 г. Во сне мы долго общались с моей бывшей интернетовской подругой, там же присутствовала её маленькая дочь, очень похожая на подругу, она гнала меня прочь, подруга не гнала меня. Как бы толковать такого рода сны?

Подруга обошлась со мной жестоко наяву. Я очень болела. Я молюсь о ней каждый день.

9 сентября. Н. написал мне две строчки, что образованные люди не могут верить в Бога. Бог он пишет с маленькой буквы. Какие тёмные сущности мешают людям понять и почувствствовать, что Бог есть и Он благ? Такие люди, как Н., блокированы. Они и не хотят верить...

Я ответила, написав о некоторых великих людях, верующих в Бога.

10 сентября. Около нашей крохотной часовенки в парке растут и радуют глаз и сердце яркие свежие ромашки и маленькие колокольчики белые и фиолетовые. Кто-то добрый их посадил.

Прочитала свои стихи импровизацию об Алых парусах. Я повеселела - так они мне понравились.

Я веду весьма уединённую жизнь, нет желания ходить на тусовки, в салоны. Везде одно и тоже, жаль тратить время на дорогу, на ожидание своего выступления, которое никому не нужно, никого не трогает. Слышать жидкие хлопки. Лучше идти гулять и говорить с деревьями и птицами, смотреть на ворон, слушать их крики, пытаться их понять.

11 сентября. Заставила себя идти в парк, сидела на деревянных ступеньках недалеко от летнего кафе, разговаривала с розами, они пока живы, смотрела на воду. 

Написала стихи:

   Зачарованные дрожки,
   Зачарованный извозчик
   Зачарованный конь

  Константы Ильдефонс Галчинский

Отцветающие розы.
Прелесть несравненной жизни.
Бережно открылись дали.
Волн прозрачных кроткий плеск.

Вот мгновенье совершенства,
Образ неостановимый,
Запечатанный несмело
В зачарованных стихах.

*

Тихая жизнь и скромная,
Не публичная, незаметная,
Я дичаю, анахоретствуя,
Восхищаясь юмором Галчинского.

О Галчинском:

Константы Ильдефонс ГАЛЧИНСКИЙ (1905-1953) - польский поэт. В его стихах сочетаются элементы лирики, юмора, иронии и гротеска. Автор поэм "Конец света" (1930), "Ниобея" (1951), "Вит Ствош" (1952). Сборники его стихов, рассыпанных по журналам и газетам, появились лишь посмертно. Первое свое произведение Константы Галчинский опубликовал в 1923.

Нобелевский лауреат Чеслав Милош проницательно распознал в озорном и бесшабашном Галчинском поэта трагического, но при этом загадочно и безнадежно влюбленного в жизнь и весь мир, темный, недобрый и все же чудесный. Да, Галчинский любил “уют гнезда земного” и сумел эту любовь озвучить, лучше многих, по опыту зная, как зыбко и хрупко земное гнездышко.

У Галчинского нет граней, отделяющих жизнь от поэзии, трагедию от фарса, труд от игры, веселье от грусти.

Всякий поэт загадочен. Но в Юлиане Тувиме загадочность кристалла. В Галчинском загадочность облака. Нельзя предвидеть, какие очертания примет его стих.

Леопольд Стафф писал, что он показал, «сколько бессмыслицы в поэзии и сколько поэзии в бессмыслице».

У него было два имени, одно придуманное, шуточное — Ильдефонс, другое, данное при рождении, — Константы. Два имени слились для читателей воедино.
Он и в поэзии был одновременно выдуманным Ильдефонсом и живым Константы. Репутация его была зыбкой.

Гуляка праздный, мистификатор, шутник, поклонник Бахуса, беспечный и забавный.
Или другое. Трагик, разыгрывающий драмы в кукольном театре. Лунатический мистик. Катастрофист.

Ставили в тупик его стихи. Что они? Юмор? Сатира? Философская или любовная лирика? Может быть, они небрежны? А может быть, это та предельная естественность формы, где не чувствуются усилия стиля?

Поначалу немногим было понятно, что в польскую литературу пришел поэт, которому суждено сказать в ней новое слово. Среди первых, кто разглядел необычайную одаренность Галчинского, были большие поэты Тувим и Броневский. У него были поклонники в среде молодых литераторов конца 20-х — начала 30-х годов.
Но подлинного признания не было.

Новое слово было услышано, когда Галчинского не стало. Через несколько лет после смерти он стал любовью Польши. Он умер в 1953 году.

Слово было услышано. Что он все-таки был за человек, каков он был поэт — Константы Ильдефонс Галчинский?

Он явился на свет в Варшаве, в семье железнодорожного техника, 23 января 1905 года. Отца его звали Константы, мать Вандой. Рассказывают, что старший Галчинский играл на скрипке, сочинял песенки, был фантазер, характером несдержан и легко возбудим. Наверное, от него поэт унаследовал музыкальность и странность натуры.

Впрочем, кто знает, много или мало наследует талант от своих родителей и от той среды, где он явился на свет.

Мы еще не изучили тайных законов, по которым происходит та удивительная концентрация способности к познанию и самопознанию, которую мы именуем талантом. Мы не знаем биологии таланта и мало занимаемся психологией творчества, потому в «реалиях» быта, в свойствах отцов ищем начальные контуры поэтической картины мира, которую творит художник.

Между тем чем выше художник, тем менее похож его опыт и его облик на опыт и облик среды, его породившей. В сущности, рождение таланта и есть преобразование жизненного опыта замкнутой среды в нечто высшее, в высшую чуткость к истине, в содержательность, выражающую природу человека, состояние человечества в данный исторический час.

Константы Галчинский родился талантом и стал поэтом. Его судьба трагична не только потому, что он поэт, но и потому, что он поляк первой половины XX века.
Гуманизм польского искусства выстрадан Польшей. Он прошел сквозь все адские круги национальной катастрофы 1939 года. Катастрофа эта вызревала в недрах истории Польши и сопредельных с ней стран.

http://www.imwerden.info/belousenko/books/poetry/galczynski.htm

Фотография Галчинского.