Иерархия ценностей видов и отраслей Знаний

Олег Чеглаков
*Иерархия ценностей видов и отраслей Знаний духовного совершенствования в эволюции человека*

Человек есть дух или чело, преходящее в Веке, Вечности.

Если бы только люди в большинстве своём осознали себя духом и, поняв, признали бы при этом, что дух бессмертен, а также, что именно дух звучит в нашем сердце осознанием «Я», то человечество в целом обрело бы цель и смысл жизни. А это означало бы, что оно уже знает главное в жизни, ради чего или кого живёт и что совершенствует в себе в первую очередь. Именно цель и смысл жизни определяют всю жизнь человека. Человечество непременно познало бы не только главную цель свою – совершенствование духа, но и решило бы задачу или задачи: какие пути наиболее прямые, правильные, приемлемые, наилучшие или, говоря современным языком, эффективные.

Если дух человеческий имеет в себе Божественное начало, то и проводник его в Проявленном мире также наделяется и утверждается печатью вечности или бессмертия. От этого зерна духа, от которого берёт своё начало человек, исходит и всё остальное – душа со всеми её телами и собственно то, что именуют телом, когда при этом подразумевается физическое тело. Задача для духа заключается в том, чтобы его Божественное проявление приобрело индивидуальное выражение. А этот процесс связан с накоплением огня вокруг зерна духа, формируемого в положительные качества и высокие мысли, собранные в Разуме, или мыслителе, в третьей составляющей духа и дающей ему самосознание. Так из знания о человеке, его сущности, хотя бы и в первом приближении, определяются цель и задачи, стоящие перед ним: совершенствование того, что главное, а главное – то, что вечно, и всё остальное должно улучшаться лишь по причине необходимости лучших условий для проявления духа. Совершенствуется дух – растёт требование к качеству его проводников – душе и телу. Так, устанавливая приоритет духа, человек не игнорирует и пренебрегает своими душой и телом, а, наоборот, всячески оберегает, оздоровляет и улучшает их, обеспечивая им наилучшие для их развития условия. Но при этом человек не живёт интересами тела или даже души. Все его мысли подчинены интересам духа. Современное человечество находится в том состоянии, когда сознание большинства имеет выражение лишь в малом «я», в личности или в интеллекте, а истинное «Я», которое выражает сознание бессмертного духа через сердце, уснуло, молчит, ибо затемнено.

Ко всем причинам затемнения духа человеческого назовём и одно из важнейших следствий, ставшего уже причиной, – это ошибочное представление о том, что человек развивается по вертикали или по диагонали вверх, а потому всё прошлое однозначно ниже того уровня, которого он достиг. Большинству людей, забывших о своём духе, даже трудно представить себе, что когда-то во многих воплощениях, они знали и о своём духе, его бессмертии, ведали цель и смысл жизни, но и теряли эти знания и представления о самом себе многократно. Человек развивается в этом мире спирально, как и всё, что существует. В принципе нет и движения без спирали. При этом следует отметить и ещё одну особенность развития человека: в каждом новом воплощении всем людям приходится возвращаться к поиску понимания самого себя, своего предназначения и смыслу жизни. Каждое воплощение – всё сначала. Прежние накопления начинают действовать лишь по мере осознания себя духом, в той или иной мере. В то же время человек не может познавать и приобретать что-либо, если в духе его того не заложено. Все остальные накопления его – лишь индивидуальные преобразования и превращения тех знаний, которые подобны ранее накопленным. Иными словами, каждое новое знание принимается сознанием человека лишь при сочетании со старыми, входя с ними в соответствие. Накоплениями огня в духе определяется сознание человека. Пути накопления и совершенствования, как главной цели и смысла жизни человека, могут быть многоразличны.

Одно дело наивысшие пути и методы совершенствования духа, другое дело – ступень развития духа, не позволяющая во многих случаях использовать тот или другой высший метод, ибо он требует уже в действии наличие многих способностей и качеств.
Именно потому, если мы даже выстроим правильно по уровню, иерархично, пути наилучших достижений в развитии духа, то это не означает, что они доступны всем людям в одинаковой мере. Правильное иерархическое построение укажет лишь на то, что, овладев одним из путей в своём духовном восхождении, человек может приступить к овладению и следующим методом, соответствующим его возросшему уровню сознания.

Следует потому понять, почему многие люди, и часто это явное большинство, отвергают более высокий метод как явно непонятный по причине не вмещения, в то время как многие ещё другие множества пытаются выполнить этот метод лишь формально, по названию, пытаясь этот высокий метод подменить своим слабым представлением о нём.

Чтобы понять иерархию методов развития духа следует представить то, как человек развивался. Во-первых, человек в глубокой древности в каждом воплощении более легко входил в процесс восстановления связи с Богом, под которым следует понимать связь при воплощении со своим духом (осознание себя духом) и Учителями человечества. Эта связь, по-современному – лига (лат.), легко восстанавливалась – ре-лигаре (лат.). Именно потому религия в глубокой древности была естественной. С развитием интеллекта каждый человек проявлял всё больше и больше своеволия и тем самым отклонение от правильного миропонимания, хотя и вырабатывал яро свои индивидуальные проявления. По мере развития интеллекта на восстановление связи с Высшим требовалось всё больше и больше усилий. Так с каждым новым этапом требовались всё новые и новые усилия Учителей человечества, чтобы найти пути к пробуждению его сознания. В то же время затемнённое сознание затемняло и религиозные системы. Требовалось и очищение, и обновление их.

Другой путь совершенствования духа – опытное познавание. Каждая практическая деятельность – труд, был предтечей той деятельности, которую мы именуем наукою. В каждом виде деятельности, в своём труде, даже в том деле, что на первый взгляд выполняется механически, человеку приходится исполнять в новых состояниях и условиях, а потому в той или иной, иногда и незаметной для него самого долей творчества. Так труд служит путём к искусству и науке.

В духовном развитии человека и человечества отметим следующие пути:
– познание Высшего начала через веру и исполнение указанного в Священных Писаниях, устремление на соединение с Высшим началом – религиозный путь;
– опытное познавание Мира через практическую деятельность в труде и научное исследование – научный путь;
– творческое познание мира через развитие воображения и утончение проводников для лучшего выражения духа – путь через искусство;
– синтез двух проявлений в познавании из перечисленных трёх;
– синтез трёх – путь Культуры, синтеза религии, искусства и науки.

Чем выше объединительное начало, тем выше и сам путь познания.

Было Указано, что Знание приходит из Высшего Мира, через Иерархию. Но и Любовь высшая исходит из того же Источника.

Мудрость есть Знание, явленное в любви и с любовью. Мудрость – синтез любви и знания.
Учение – Мудрость, привносимая по цепи Иерархии для Земли от Учителя Учителей, Старшего из Старших – Того, Кто владеет Лучом Эволюции для Земли – Владыки.

Владыка Даёт Мудрость. Если Мудрость – Знание, а Знание – Учение, то Учение, привносимое свыше, и есть то, что является самым высоким. Понятно и то, что тот, кто овладевает Учением, тот является носителем самых высоких знаний для развития духа.

В применении Учения важно знать Его в теории, но ещё важнее прикладывать Его во всей жизни.

Йога и есть практическое применение Учения. Йога – не только связь с Высшим, но и наполнение всей жизни применением Учения во всей жизни.

Учение до периода выдачи «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской не давалось широко и было уделом немногих. Именно потому Йога носила лишь преломлённый и отражённый характер через религиозную практику.

Другую сторону познания Учения мы можем найти в философии, в которой выражен поиск и приложение Высших Знаний в жизни, мудрость любви к ней. Философия есть самое утончённое проникновение и приложение в жизни Учения, если Оно рассеяно в веках и народах, и самое тонкое Его понимание, если следовать образцу философии Учения, которое Даётся Тем, Кто Дал и само Учение или Его учениками.

Среди путей совершенствования духа следует отметить обязательное присутствие этики. И она действительно присутствует и в религии, и в искусстве, и в науке, и в культуре, и в философии. Но она же присутствует и в Основе Знаний – в Учении, откуда она собственно и исходит. Именно потому не случайно новое выявление Единого Учения именуется Учением Живой Этики.

Необходимо также утвердить ту идею, что понятие этики, философии и знания присутствует и в религии, и в науке, и в искусстве, и в синтезе всех трёх – Культуре, но также и в практической деятельности человека. Именно Иерархическая ценность всех трёх проявлений путей духовного совершенствования – Знания, этики, философии устанавливаются в зависимости от того, к чему они принадлежат – Учению, Культуре, науке, религии или искусству.

Трудно, наверно, не согласиться, что из всех знаний и путей направляющих по духовному пути, по пути духовного совершенствования высшим будет Учение, или сама Мудрость, Данная свыше, напрямую от Иерархии. Учение Дано в жизни и для жизни, а потому, несмотря на огромный поток или Океан Знаний теоретических, Оно призывает все Знания применить в жизни. И тот, кто успешно овладевает практикой применения Учения в жизни и соединения неразрывной связью с теми, кто является Источником этих Знаний – Учителем человечества, уже вполне может называть себя йогом. И нет на Земле задания выше, чем задание йога, ибо йог – высшее равновесие на планете. Конечно, здесь имеется в виду истинная йога истинного Учения, а не её имитация, по невежеству называемая йогой, распространённая по всему миру и не имеющая к йоге никакого отношения. В этом случае Знание будет самим Учением, Этика – самой сущностью Учения. И неслучайно можем указать на то, что часть Единого Учения, Данного на Новую Эпоху, называется Учением Живой Этики.

Философия Учения, Данная в образце Философии Учения через Н. К. Рериха, становится соединительным звеном между Учением и Культурою. Культура является высшей ступенью в человеческих исканиях и достижениях в синтезе религии, искусства и науки. В Культуре же высшей ступенью будет Философия Культуры как её самое тончайшее выражение и выявление высоких Начал. В широких массах во всех предыдущих веках основные, доступные части Мудрости распространялись и рассеивались в религиозных Знаниях и Этике, имевших и имеющих свою философию. Так ступень религиозных достижений шла неизменно и в единстве за Культурою, хотя в человеческом сознании современной цивилизации именно Культура является отголоском, элементом или обстоятельством религии. Но так было до наступления Нового Времени, в которое мы начинаем входить с переходного периода. Новый человек, наделённый в большей степени свободной волей, должен стать сотворцом, а потому его самостоятельность и самодеятельность должны определяться в его опытном познавании мира. Именно потому наука устанавливает свой приоритет через достижение синтеза в Культуре. Но здесь речь не о науке вообще, а о науке, ведущую роль в которой играет дух человеческий и сама наука приобретает новую парадигму – новый образ. Это – наука будущего или одухотворённая наука. Но если в приобретении знания приоритет за наукою, то это не означает, что с «грязной водой следует выплеснуть и ребёнка», – религия должна остаться также неотъемлемой частью человеческой деятельности, ибо без неё нет и не может быть Культуры. Но такая религия, в очищении своём от человеческих нагромождений и заблуждений, должна быть устремлена к своему Единому Источнику. Именно потому будущее – за Единой Религией.

То же касается и искусства, которое есть высшее выражение творчества. Искусство как высшее восприятие Красоты и утверждение её во всей жизни должно войти не только отдельно во всех своих разновидностях, но и соединиться, сочетаться и с наукою, и с религией.

Итак, чтобы войти на ступень Культуры, важно пройти путь религиозного искания, опытного познавания и творческого дерзновения и соединить все эти усилия в едином почитании Света, в синтезе – в Культуре. Так пройдя ступени приуготовления, человек в полной мере будет готов к постижению Учения и его практическому приложению в жизни – Йоге.