Лоскутная или пэчворк - семья

Галина Горбунова
               
                Любить- это также уметь красиво расстаться.
                Винсент  Ван - Гог.

            Он не исчез полностью из их жизни. И никогда не обрывал связи со своими детьми. Иван и Мария – 12 и 8 лет - обожали отца,  со временем простили ему уход, изредка навещали его в новом доме, но чаще встречались на нейтральной территории,  посещая кинотеатр или детскую площадку. Отец продолжал дарить детям свою любовь, оплачивал их содержание  и никогда не отказывал   детским просьбам,  приносил гостинцы и желанные игрушки.
    
    Яков вспоминает, как молодыми они  поженились с Анной – женщиной его мечты. Обоим было по 20 лет. Пережили трудные и прекрасные минуты жизни, родили двух замечательных детей.  Со временем люди меняются; вкусы, интересы стали не совпадать.  И признается: « Изменил жене. После измены долго не мог прийти в себя. Ведь я оскорбил  и обидел жену своим поступком. Не знал,  как сказать об этом Анне. Дальнейшие наши отношения не складывались,  как прежде. Мы отдалились друг от друга.  Моя пассия –милая, серьезная, чувственная и страстная девушка. Я полюбил ее».         
    
    В жизни семьи  наступил новый этап – этап сомнений, предательских тайн, горьких слез, коварных неожиданностей и долгих ожиданий.   Нервотрепка длилась почти два года.  Яков несколько раз уходил, затем возвращался.  Постоянно мучился в тревожных сомнениях: которой любви посвятить себя -  детям или любимой женщине,  чтобы не огорчать и не обделять других?     Анна сама положила этому конец и предложила развестись. Муж  поддержал ее решение.
  Выбор сделан.
    
    По своему характеру Яков  - мягкий, добрый человек и вместе с тем  глубоко ответственный. Важным в жизни всегда считал не уклоняться от своего долга.  Трезво осознавая, что причинил зло своим близким  и  чувствуя себя виноватым  в содеянном, он по-своему переживал  разрыв  с семьей, с матерью его детей, жестоко покинутой им. Уж кто, как не Анна, очень нуждалась в защите и утешении.  В  глубине  души желал, чтобы нашлось нечто такое, что успокоило и утешило бы обе стороны, помогло бы не чувствовать себя несчастными и идти по жизни, не страдая от происшедшего.
      
     Анне  нелегко  дался развод. Об этом свидетельствовали и ночная бессонница, и заплаканные глаза, тяжелые вздохи и телефон, находящийся постоянно при ней: вдруг позвонит. Перед людьми Анна делала вид, что   ее устраивает  такая жизнь и все замечательно.    Яков прекрасный отец.    С детьми старалась по мере сил быть спокойной, уравновешенной, чтобы предохранить их от психологических травм, нервных срывов и стыда.
   
     У детей есть родной отец. Создана проформа счастливой семейной жизни.  Все еще теплилась надежда, что муж вернется. Правда, можно обманывать людей, но разве можно обмануть саму себя?. Понимала, что ситуацию не изменить. Оба устали от  сложившейся в доме атмосферы неприятия друг друга, балансирования на грани развода. Расстались цивилизованно, без лишних упреков и ссор.  Скорбная драма жизни, годы хандры и подавленности,  тоски и тревоги продолжались у Анны  до той поры, пока не появился  Петр.
      
    Случайная встреча с бывшим однокурсником  открыла новый этап в ее жизни.  И чем дальше продолжались встречи,  тем  чаще  появлялось осознание того, что бывший муж постепенно  все глубже уходит в тень, в прошлое. Она не могла не  восхищаться  интеллектом, способностями и  трудолюбием своего возлюбленного, а его большие карие глаза одаривали теплом и благоговейным трепетом,  вызывали  уважение и доверие. Той  нежности, ласки, признаний в безмерной  любви   Анна не получала от Якова даже в первые годы совместной жизни.  Всё её женское существо откликнулось, отозвалось на любовные мужские порывы.  Она снова почувствовала давно забытое состояние покоя. А главное, осознала себя женщиной, молодой, красивой, полной страсти, мечтаний  и  планов на будущее. Это состояние вернуло вкус к жизни,  приносило огромное удовлетворение и давало ощущение полноты счастья.
   
     В ней  ожила  затаившаяся в годы замужества  жажда свободы от  начертанной семейным  бытом  роли домашней,  хлопотливой  курицы,  заботящейся  только о доме,  детях и муже.  Влюбленную пару частенько можно было видеть в театре или концерте,  на футбольном стадионе или в городском парке, гуляющую с детьми.
    
     Петру нравилось, что Анна отличная хозяйка, прекрасная мать, заботливая и верная жена, которая постоянно ждет его возвращения с работы  или  командировок в уютной квартире с налаженным бытом,  горячим ужином и чистой постелью.  Дети ухожены,  сыты,  одеты,  обуты.
      
     Анна не смела  требовать от Петра, чтобы он любил ее детей.  Однако тот оказался таким внимательным и уважительным, что дети платили ему тем же отношением; они быстро попали под его обаяние, нашли общий язык и вскоре стали друзьями.
       
    Однажды  в супермаркете Анна увидела ее. Оценивающе оглядела  с ног до головы. Милое, длинноногое,  белокурое  создание  с голубыми глазами;  яркая  юбчонка-недомерок, красные стеклянные бусы на шее – настоящая Барби.
Сердце женщины бешено забилось и готово было выскочить из груди.  Дыхание участилось, комок в горле застрял.

     - Дана – позвала несмело.
    
   Кажется, та ее узнала, но сделала вид, что не слышит. Очевидно, решила проигнорировать Анну, как будто та была гостем незваным,  вторгшимся на ее частную территорию. Анна хотела подойти,  посмотреть  сопернице в глаза, зло высказаться и гордо удалиться.  Однако вновь рискнула еще раз: «Дана, я узнала тебя». 
         Сильное душевное волнение Анны передалось и Дане, начинающей терять самообладание. Разлучница внутренне напряглась, замерла, полностью отдаваясь охватившему  чувству  тревоги и страха. Через минуту резко повернулась, робко и испуганно взглянув  на  окликнувшую.  Взгляды сомкнулись.  И только теперь Анна увидела, что девица в интересном  положении. Испарилось  множество обидных слов, которые она подготовила,  в голове осталась жуткая пустота.
   
    Позднее женщины изредка встречались в городе: то на базаре, то в парикмахерской, то в магазине.  Но отношения между ними так и не сложились. Анна все еще не могла простить мужу его измену, и тем более извинить ту, которая увела мужчину из ее дома. Анна слыхала, что Дана родила мальчика.  Иван с Марией, побывав у отца, расхваливали маленького Яна.
    Однажды она удивилась их появлению с малышом в коляске.  Дети наперебой кричали: 
    - Мама, смотри,  кого мы привезли!  Правда, хорошенький?  И  смышленый!
      
       А позже и сама Анна  с большим умилением стала рассматривать мальчонка: «Как он похож на Якова! И на Ивана! Одно лицо. И ямочка на левой щечке все та же. А как он улыбается, ну, точно, как наш сыночек в младенчестве». Последующие полтора часа они все вместе гуляли в парке. Дети ссорились, кто повезет коляску со спящим Яном. А Ян, ни о чем  не подозревая, безмятежно спал, изредка причмокивая  губками и трогательно  позевывая.
   
    Как-то среди ночи раздался телефонный звонок. Спросонья Анна сразу не поняла,  где звонят. Мобильный молчал. Подошла к двери, посмотрела в глазок - никого.  Звонок не прекращался.  Зашла в гостиную и мгновенно сняла  трубку, испугавшись, что телефонный вызов разбудит детей.
   
   - Аня, дорогая, прости, что звоню так поздно, - услышала голос бывшего. - У нас несчастье. Заболела Дана, высокая температура, резкие боли внизу живота, ее нужно срочно госпитализировать. Я в растерянности:  Яна оставить не с кем.
      
     Это был первый раз, когда он  попросил о помощи.  К тому времени Яков прожил в браке с Даной  уже два года.  Накопившаяся в душе обида мешала разумному ходу ее соображений. Однако первая  мысль, что пронзила:  а как же ребенок?
 
    Внутренним зрением, пробужденным сознанием, всем своим эмоциональным существом матери почувствовала:  Яну нужна моя помощь!
- Привози! - ответила.
    В душе Яков был благодарен Анне за ее великодушие.
      
    Присутствие  малолетнего существа, нуждающегося в  заботе и защите, окончательно растопило сердце Анны. Это был послушный и ласковый ребенок.  Отступила душевная печаль. Забыты старые обиды. Иван и Мария помогали матери по мере своих сил в уходе за малышом. Петр, любивший детей,  в свободное от работы время отправлялся с малышней на прогулки,  давая  возможность  Анне отдохнуть от ребячьего шума и гама.
      
     Приближался Новый год.  Ян давно уже находился в родном доме, но постоянно хотел встретиться со своими братом и сестрой. У детей в школе заканчивалось полугодие, что требовало напряженной учебы. Иван с Марией, тоже привязавшись к малышу, лишь  изредка  могли навещать Яна.  Несколько дней подряд велись разговоры о встрече самого удивительного праздника. Вырисовывалась картина торжества: новогодняя елка, праздничный ужин, фейерверк, детские выступления... Все как всегда. И вдруг возглас Марии: "А папа? " и подхваченный Иваном - "А Ян? Мы хотим с ними встречать Новый год".

     И произошло то, что, казалось, никогда не могло произойти. Большая семья собралась за одним столом. Анна как гостеприимная хозяйка не только наготовила много вкусностей, но и старалась создать приятную атмосферу, уделяя внимание каждому участнику торжества. Позитивное настроение и хорошие мысли не позволяли ей  ни порицать, ни клясть,  ни  корить за прошлое.

    Дана с самого начала вела себя свободно, хотя, наверное, это давалось ей с трудом. Манеры, жесты, тон, стиль общения говорили о ее воспитанности и образованности.  Дети излучали радость и своим весельем создавали эмоциональный настрой  всей компании.
    
    Со временем исчезло напряжение, которое присутствовало в начале встречи двух семей.

   Дружба и взаимовыручка двух породнившихся семей продолжается до сих пор.

    Новые, доверительные отношения в противовес озлобленности, обидам и неприятию вошли в обе семьи незаметно, и связующим звеном между членами двух семей оказались родные дети. Дети, со свойственным им эгоцентризмом, в таких семейных отношениях,  однако, проявили всплеск эмоциональной самоотдачи в любви, с теплом  заботясь о младшем братишке.  Они хорошо приняли и новую жену отца, поладили с ней.  И что очень важно - нормализовался их психологический комфорт.

    Анна в конце концов почувствовала себя успокоенной и защищённой.  Со временем  смогла простить мужа. Жизнь вошла в новую колею. Время показало, что они нужны друг другу,  нуждаются в человеческих контактах.  Бывший муж стал ей другом.  И удивлялась:
   - За какие-то пару лет нахожу в себе огромные изменения. Не думала, что  жизнь  может так измениться для нас всех абсолютно в противоположную сторону.
 
          Появились новые общие традиции, способствующие единению семей : совместные походы в театр или кино, пикник на природе, общее празднование дней рождения  или  маленький визит на чай друг к другу - еще одна радость неформальной семейной жизни. 

        Называют такие отношения лоскутными.   Лоскут  или пэчворк - вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе  работы  создаётся  полотно с новым цветовым решением, узором,  иногда фактурой. Пэчворк-семья распространена во всем цивилизованном мире.
         
     И хотя создание лоскутной семьи может принести огромное удовлетворение ее членам, нельзя скрыть того факта, что не каждый  пойдет на подобный шаг.  Нам не дано вникать в сложные перипетии супружеских неурядиц и конфликтов.   Наивно было бы призывать развалившиеся семьи повсеместно к  пэчворк-отношениям.  Искусственное стремление к этому в конечном счете приведет к нулю.  Лоскутная семья основана на доброй воли обеих сторон, заложенной  в результате зрелых размышлений и продуманных поступков.  Решение остается только за каждой отдельной семьей.
                Рассказ основан на реальных эпизодах из биографии одной лоскутной семьи.