В этом и был Том...

Стиви Стиви
Последний раз я видел Тома еще мальчишкой. Я навсегда запомню то, как он рассматривал те картинки в журнале про путешествия. Он это делал с огромным энтузиазмом. Он внимательно вглядывался в каждую из них. И комментировал их, каждый раз, когда, аккуратно, довольно медленно, будто задержав дыхание, переворачивал страницу… А сейчас мне сообщили, что он мертв. Очень странное ощущение. Больно… Не хочется ни о чем думать. Не хочется никого ни видеть, ни слышать. Не хочется ничего. Ощущение, будто камень упал в душу. И все никак не опустится на ее дно. А есть ли оно, это дно? А если и есть, то, какое оно? Что там, на дне? Могу ли я его нащупать? Все эти вопросы слишком сложные. И я совершенно не хочу думать об этом. Я все еще вспоминаю о том, как нам было хорошо когда-то… Я помню его улыбку. Ту самую улыбку, которой он вдохновлял меня на новые истории. Мы придумывали, как мы едем в какую-то небывалую страну, о том, как мы там общаемся с местными жителями. Одни из которых приветливые, другие – не особо. О том, как мы попадали во всякие переделки… О том, как выпутывались из них.
Но теперь его уже нет. Не с кем мне больше будет путешествовать… И хотя я не видел Тома уже больше десяти лет, мне все-равно без него очень плохо. Еще хуже, чем когда я просто был далеко от него. Теперь все по-другому. Теперь мне уже не удастся навестить его. Предложить снова отправится куда-нибудь. Все! Этого больше не будет. Баста. Финита. Конец. И почему я не задумался об этом раньше? Тогда, когда он был еще жив. Почему мы всегда замечаем, что нам чего-то не хватает, только потеряв это безвозвратно?
Я переходил через дорогу. Зеленый… зеленый… Еще пару секунд и загорелся красный свет. Я подходил к своему старому дому. Тому, где я жил, когда еще был мальчишкой. А вот, рядом, дом Тома. Эх… А что если он все еще жив? Если это был розыгрыш, а он сидит где-то и смеется, наблюдая за мной? Я не зашел в свой дом, я просто прошел мимо. Подошел к дому Тома. Постучал в дверь. Мне открыла какая-то женщина. У нее голова была обмотана черным платком. Очевидно, это была его жена, а то, что он умер, все же правда. Но как же так? Это должен был быть розыгрыш…
- Здравствуйте. А Тома можно? – Поинтересовался я.
- Простите, но, - она опустила голову. На ее лице вырисовалась то ли скорбь, то ли просто грусть. – Он погиб… Несколько дней назад.
Так это правда… То, чего я и боялся больше всего. Я осмотрел на нее абсолютно потерянным, испуганным взглядом.
- Примите мои соболезнования. – Тихо произнес я. – Как это произошло?
- У него случился инфаркт…   У него не было проблем с сердцем, но почему-то в тот  день, - она вытерла слезы. – У него заболело сердце. И он… умер.
Я смотрел на нее ни то с глубочайшим сочувствием, ни то с пониманием. Я чувствовал почти то же, что и она. Я бы даже тоже прослезился, но… Я мужчина! Я не должен плакать.
- А вы кто? – Наконец решилась спросить она.
- Я его друг детства…
- Вы Роберт? – Перебила она.
- Да…
- Он мне много про вас рассказывал. Меня зовут Элизабет. Можно просто Лиз. Может зайдете?
- Пожалуй, можно.
Я прошел к ним в дом. Он ни капли не изменился. Он был таким же, каким я его запомнил тогда, десять лет назад. Даже фотографии на стенах остались. Морган Бейз… Помню, Том часто мне рассказывал о нем. Том хотел быть как он, когда вырастет. Похоже, так и не стал. Жаль. Это ведь была его мечта детства, так сказать.
- Присаживайтесь, - предложила мне Лиз.
- Благодарю. – Сказал я и сел на диван. В той же гостиной, которая была здесь раньше…
- Он знал, что ты придешь. – Проинформировала меня Лиз. – Можно на ты?
- Конечно…
- Он каждый день вспоминал тебя. Он говорил: вот скоро Роберт придет. Давай уберем в доме. Ведь гостей принимать еще… Вот ты и пришел. но поздно. – Вздохнула Лиз.
- Ты его очень любила? – Я хотел уточнить… так… для себя.
Это было заметно. Она очень болезненно переживала его смерть. Похоже, Том таки смог найти ее. Ту самую девушку, о которой он мне говорил. Он говорил, что найдет ту, которая всегда будет с ним. Ту, которая не предаст и после смерти. Ту, которая будет скорбеть по нему так, как никто другой. Похоже, он добился желанного результата… А я смеялся над ним. Говорил, что он всего лишь пытается объяснить отсутствие у него девушки. Оказалось, он и в этом был прав. Удивительный человек.
- Да. – Кивнув, ответила Лиз. – Честно говоря, я думала, что он разыгрывает меня, когда увидела скорую помощь возле дома. Но заметив его бездыханное, побледневшее тело, я все поняла. Я даже не представляю, как буду жить дальше…
- Он смог. Он таки добился этого. Он нашел тебя. – Сказал я.
Она сначала улыбнулась, видимо знала, что я имею ввиду, а потом заплакала.
- Я тоже нашла его… Я была самой счастливой на свете. А теперь я его потеряла. И все. Его больше нет.
- Знаешь, когда я с ним познакомился, я тоже стал счастливейшим человеком.  Таких как он больше не найти. Это я определил еще очень давно. Я ужасно скучал по нему все эти годы. Эти долгие годы. Но никак не мог вырваться к нему…
Мне было очень стыдно, что я так ни разу его и не навестил. Но у меня были на то причины. Да что я оправдываюсь сам перед собой?!
А вот и любимая картина Тома «Край Света». Автор неизвестен. Том зачарованно смотрел на нее, когда был ребенком. Он не мог оторваться от нее. Картина и вправду очень очень хорошая.  Она задуматься. На ней изображен обрыв. И больше ничего… Хотя нет. Еще человек. Который стоит над ним и смотрит вниз обреченным взглядом. Так, будто вот-вот спрыгнет вниз. И не потому, что хочет  покончить собой, а потому, что, скорее всего, ему просто интересно, что там – внизу. Этим он напоминает мне Тома. Он всегда искал во всем свою «точку опоры».
- Тебе нравится эта картина? – Поинтересовалась Лиз.
- Да. Очень. Она всегда мне нравилась.
- Том говорил, что эта картина и есть его источник…
- Источник чего?!
- Не знаю. Этого он не рассказывал… - печально ответила Лиз.
Но мне кажется, я догадываюсь, источником чего для него была эта картина. Но пока что я не решусь это озвучить. Лиз может не так понять. Подумает еще, что я какой-то ненормальный… Нужно переформулировать мысль.
- Это то, что я думаю?! – Воскликнул я, заметив машинку, которую я подарил ему когда-то. Ну, точнее не совсем подарил… Я с ним поменялся. Вот правда на что – уже не помню.
- Что? Это его любимая машинка. – Улыбнулась Лиз. – Это ты ему подарил, ведь так?
- Да. Это был я. – Я просто поражен. Том рассказывал ей про себя все! Да и про меня, как я понял, тоже.
Лиз взглянула на меня с улыбкой.
- Знаешь… Если бы не ты, я бы и дальше просто сидела на одном месте. Грустила… Я и сейчас грущу, но… Благодаря тебе поняла, что нужно жить дальше. Он бы не обрадовался, узнав, что я постоянно в опущенном состоянии. Постоянно плачу…
- Ну хорошо, что ты это поняла. Не бойся так. Я уверен, это все розыгрыш, а он смотрит на нас и смеется. Абсолютно уверен. Он не может без смеха… Где бы он не был, он всегда будет веселится. Я ни разу не видел, чтобы он грустил.
Хотя нет. Я однажды видел. Но Лиз не обязательно знать об этом случае. Пусть думает, что ему всегда было радостно. Пусть думает, что Том не унывал! Он и вправду почти никогда не унывал. Кроме того случая. Того случая, когда он пришел ко мне и сказал: «Вот кто сказал, что у Земли нет края? Я просто обязан его найти!» И вот, он обнаружил эту картину. Эту самую картину. С тех пор он никогда не грустил. Он всегда был уверен в завтрашнем дне. Он знал, что его ждет. Он понимал, что иногда может произойти что-то неприятное, но он не будет сильно переживать из-за этого. Он знал, что сумеет это исправить. И он исправлял! Всегда, когда попадал в неприятности – он справлялся с ними. И никогда не унывал, повторюсь.
- Я тоже. Никогда. – Дополнила мою мысль Лиз. – Он не хотел казаться слабым, поэтому и не унывал.
 - Ну, можно и так сказать… Вот и ты не унывай!
- Я буду стараться. Обещаю. И ты не унывай!
- Я тоже буду стараться. Обещаю. – Улыбнулся я.
Горсть песка в стеклянном стаканчике! Его он  и ее сохранил… Это просто вечер воспоминаний какой-то! Это был обычный песок с пляжа неподалеку. Но для нас он значил довольно многое. Мы считали, что этот песок – это судьба всего человечества. И то, что мы сделаем с ним ожидает всех нас… Мы его берегли. Мы ведь не хотели ничего разрушить. Но мир так несправедлив! А жизнь слишком коротка… Особенно в случае Тома. Он прожил всего лишь каких-то двадцать семь лет. Разве это возраст?! Он должен был пожить еще! Зачем его забрали у нас?! Как мы теперь без него? Эх… Бедный Том. Несчастный Том. Хотя чего ему быть несчастным? Он наверняка сейчас в Раю. Он не мог попасть куда-либо еще. Но где бы он ни был, он всегда будет с нами. Здесь, в этой комнате. В этой горстке песка. В этой красной машинке. В этой картине. В этих журналах о путешествиях. В этих фотоальбомах. А главное – он всегда будет в наших сердцах.  В моем сердце, и в сердце Лиз. Мы это понимаем. И он это, наверняка, понимал. Поэтому мы за него спокойны. С ним все будет хорошо.
- Лиз. – Позвал ее я.
- Что? – Спросила уже менее печальная Лиз.
- Ты будешь помнить о нем?
- Да. Целую вечность… И всю мою жизнь. А ты?
- А я просто о нем не забуду.
Мы обменялись информацией. Еще несколько минут сидели молча. Потом я все же решил рассказать ей…
- Лиз…
- Что?
- Ничего… - Я немного испугался.
Пульс ускорился… Я немного переживал.
- Лиз.
- Что?
- Обещаешь хранить это в тайне?
- Да. Что бы это ни было…
- Эта картина на стене, - показал пальцем на ее я. – Я знаю чего это источник в Томе.
- Чего?
- Это источник Тома в нем. Это и есть его главная тайна.
Лиз улыбнулась. Она все поняла. Только она и могла это понять. И она поняла.
Его главная заслуга в том, что он всегда стремился заниматься стоящим делом. Считал, что в этом и заключается счастье. Ведь все нужно делать так, чтобы тебя помнили, как хорошего человека, а ни как преступника. И тома будут помнить именно так. Потому что он достоин этого. Потому что он был именно таким, каким он был. В этом и был Том. Поэтому он был счастлив. Поэтому мы счастливы, что имели возможность стать близкими ему людьми.
Для меня счастье именно в этом. И я не откажусь от своего мнения. Ни за что. Я буду верен ему так, как Том был верен своему.
Я посмотрел на часы. Была почти полночь. Вот это я засиделся…
- Я, наверное, пойду. – Сказал я. – Поздно уже.
- Ладно. Только скорей возвращайся.
И я обязательно вернусь. Я не хочу повторять эту историю, как с Томом, еще раз.
- Хорошо. – Ответил я.
Лиз провела меня. И я пошел… Но я еще вернусь. Когда-нибудь… Обязательно!