Выпусти гадкого лебедя

Яна Русская
Начну с того, что этот текст будет тяжел по многим причинам.
Хотя бы потому, что не все читали те книги, о которых я буду писать.

Итак, есть много книг на свете. Многие стали частью нашей жизни, фразы из них у нас на устах и мы привыкли их использовать по различным жизненным поводам . Мы называем это классикой, и эти книги включают в школьную программу.
А есть такая категория "мои книги" - они читаны-перечитаны и фразы оттуда именно для нас лично много значат. Только для конкретного человек - ни для кого больше. И как бы с тобой не спорили - это твоя книга и ничья больше.
Такая книга для меня - это "Гадкие лебеди " Стругацких. Кому-то она может не нравиться, раздражать, но - это моя книга, и каждое слово там имеет особый смысл именно для меня.
Есть книги-новинки, книги-бомбы, книги-шок. Часто о них много говорят, спорят, и порою так же быстро забывают. И вот на свой страх и риск я решила почитать книгу о которой много спорят. "Впусти меня" какого-то шведа. Йона Айвиде Линдквиста.
Скандинавы вообще близки мне по духу и менталитету - ну почему бы и нет?
Вампирами нас не запугаешь - книгу нашла быстро и прочла за день.

Первые впечатления - все натурально, как в жизни, даже слишком порой. Это не сказочный мир Гарри Поттера, где все легко и просто - только взмахни палочкой. Нет мир этой книги - это обычный мир обычных людей. С неприятностями, будничной рутинной , алкоголем, а еще с надеждами на счастье, любовь и понимание. А еще в этом мире все забыли о детях.

"Рюмка в руке отца казалась такой маленькой и хрупкой. Почти незаметной.
И все равно ей удавалось все испортить. Все." (с) Впусти меня.

"Девочку придется забрать, подумал Виктор ...Если оставить Ирму здесь, в доме начнется ад кромешный... Хорошо, а куда я ее дену?..Не хочется мне, вот в чем дело. Я привык один. Я люблю один. Я не хочу по-другому..."(с) Гадкие лебеди.

В книге Стругацких детей под свою опеку берут "мокрецы", а в книге Линдквиста - вампир.
"Ну, и какого монстра ты выбираешь?" - спрашивает себя Оскар.
А выбора по большому счету нет.
Под опекой монстров дети меняются - взрослые теряют с ними связь окончательно и даже начинают их бояться.

Интересно, что в обеих книгах есть момент, где главному герою кажется, что он сам превращается в "монстра". Что это как не тайное желание быть не таким как все и вырваться из круга обыденности?..
Писатель Банев переживает признаки заболевания мокрецов. Мучительное, странное утро метаний между страхом и надеждой стать одним из них. А Оскар только допустив мысль, что станет вампиром, , пугается настолько, что чуть все не рассказывает маме. А ведь он давно отвык ей доверять свои мысли...

И все же эти взрослые как ни странно любят. Любят кого-то кроме себя:
"Он вдруг увидел Диану рядом с собой. Она возникла возле стойки в мокром дождевике с откинутым капюшоном. Она не смотрела в его
сторону, он видел только ее профиль и думал, что из всех женщин, которых он
раньше знал, она - самая красивая и что такой у него больше, наверное,
никогда не будет..."(с) Гадкие лебеди

"Не отпуская ее руки, он сел в кресло и начал рассказывать. Он рассказал все. О марках со львами, о Норвегии, о деньгах. О домике, в котором они будут жить. Он будет красного цвета. Ударился в долгие мечты о том, как будет выглядеть их сад, какие цветы они посадят и как они поставят там небольшой столик, соорудят беседку, где можно сидеть и…
Посреди его рассказа из глаз Виржинии полились слезы. Беззвучные прозрачные капли, стекая по щекам, орошали наволочку. Ни одного всхлипа, только слезы, драгоценные жемчужины печали — или радости?
Лакке умолк. Виржиния крепко сжала его руку... Потом раздались слова:
— Лакке. Я тебя люблю." (с) Впусти меня

Концы у обеих книг открытые - герои оторвались от прежней жизни, а вот что будет потом - неизвестно. Будут ли они счастливее?
Время покажет...