Беловежское соглашение

Сергей Малыгин
                1.


8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) главы Российской Федерации (РСФСР), Республики Беларусь и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, что ознаменовало прекращение существования Союза Советских Социалистических Республик.

Подписание Соглашения дало впоследствии основания для того, чтобы обвинить Ельцина в нарушении Конституции РСФСР; в том, что он совершил этот акт вопреки воле народов РСФСР о необходимости сохранения СССР, выраженной во время всенародного голосования (референдума), состоявшегося 17 марта 1991 года; в том, что его действия являются тяжким преступлением.

Да, действительно, 17 марта этого же года состоялся всесоюзный референдум о сохранении СССР, в котором приняли участие около 80% граждан СССР, имеющих право голоса;  76,43% из них высказались за сохранение СССР.
К этому времени отчётливо наблюдались центробежные тенденции; ряд Союзных республик стремились к выходу из состава СССР.

Референдум состоялся по инициативе Президента СССР Горбачёва М. С., который хотел доказать главам Союзных республик, что народы Советского Союза выступают за сохранение целостности государства.

От проведения всесоюзного референдума отказались высшие органы власти трёх прибалтийских республик, а также Грузии, Молдавии и Армении.

Можно ли считать легитимным референдум, в котором не приняли участие 6 из 15 Союзных республик? Всесоюзный референдум таковым вовсе не являлся  – 40% членов Союза объявили ему бойкот.

Тем не менее, на территории большинства этих республик состоялось голосование, в котором приняли участие от 84% до 95% населения и подавляющее число проголосовавших  (от 73%  до 99%) высказались за независимость своих республик от СССР.

Учитывая этот факт, президент СССР М. С. Горбачёв уже через месяц после референдума, в апреле, приступил к формированию нового союзного договора.

Процесс формирования нового союза получил название Новоогарёвский. В нём приняли участие 9 оставшихся республик – РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахская ССР, Узбекская ССР, Азербайджанская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР и Туркменская ССР – и союзный центр как самостоятельный участник дискуссий.

В ходе заседаний был выработан проект Союза Суверенных Государств (ССГ), подразумевающий создание мягкой федерации вместо Союза Советских Социалистических Республик.

Права республик в новом образовании существенно расширялись . Подписание союзного договора было намечено на 20 августа 1991 года.

После провала ГКЧП по-прежнему продолжалась работа над новым Союзным договором о создании ССГ, но уже не как федерации, а в качестве конфедерации – совершенно рыхлого, аморфного образования.

То есть, в августе 1991 года речь не шла уже о сохранении Союза Советских Социалистических Республик – стояла задача сохранения 9 республик в составе Союза всего лишь в качестве конфедерации.

До августовского путча о своей независимости объявили Литва, Грузия, Эстония, Латвия, Молдавия и Армения.

А после путча 19-23 августа 1991 года суверенитет провозгласили Украина, Белоруссия, Киргизия, Узбекистан, в сентябре-октябре – Таджикистан, Азербайджан, Туркменистан, в декабре – Казахстан.
25 декабря 1991 года президент СССР М. С. Горбачёв объявил о своей отставке. СССР ушел в историю.

1 декабря 1991 года в ходе Всеукраинского референдума 90% населения из 84% имеющих право голоса высказалось за независимость Украины от СССР  –  несуществующего уже государства.

Встревоженный этой акцией, Горбачёв направил Ельцина на переговоры с главами Украины и Белоруссии Кравчуком и Шушкевичем, дабы хоть как-то спасти положение.

И вот уже на этих переговорах было создано СНГ, а затем парламенты Украины, Беларуси и России единогласно ратифицировали подписанные соглашения.

21 декабря 1991 к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Эти страны подписали в Алма-Ате совместно с Белоруссией, Россией и Украиной Декларацию о целях и принципах СНГ и протокол к соглашению о создании СНГ.

Через два года к СНГ присоединились Азербайджан и Грузия  (в 2008 г. Грузия вышла из состава СНГ).

Так кто же развалил СССР? Ясно, что не Ельцин. Уже мартовский 1991 г. референдум показал, что де-факто Советского Союза больше не существовало. Августовский путч только усугубил и ускорил процесс размежевания бывших Союзных республик.

По мнению Сергея Шахрая, одного из ближайших сподвижников Ельцина Б. Н., распад Союза состоялся вовсе не в декабре 1991-го, а гораздо раньше.

«Три доктора - причем не хирурга, а патологоанатома - просто собрались у постели покойного, чтобы зафиксировать его смерть. Кто-то должен был это сделать, потому что иначе нельзя было ни получить официальное свидетельство, ни вступить в права наследства».

Тот, кто сегодня с пеной у рта обвиняет Ельцина в «развале СССР» и призывает осудить его действия, выкопать его прах из могилы и надругаться над ним, по-видимому, не помнит, какой же вопрос ставился на обсуждение на Референдуме 1991 года. Напоминаю:

«Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности». «Да» или «Нет».

Обратите внимание: «обновлённой федерации равноправных суверенных республик».
А чем созданное Ельциным СНГ не обновлённая федерация равноправных суверенных республик?

Не разваливали Ельцин, Кравчук и Шушкевич Советский Союз, а пытались сохранить его, хотя бы и без участия в нём Прибалтийских государств!

Но даже и это политическое образование не выдержало проверки временем – слишком сильны оказались центробежные тенденции в бывших союзных республиках. На смену СНГ в последнее десятилетие естественным, ненасильственным путём пришёл Таможенный Союз, включающий в себя РФ, Беларусь и Казахстан.
 
На очереди включение в ТС Армении и Киргизии, не исключено вступление в эту организацию и Таджикистана, что, однако, не сулит ТС особых экономических преференций.  Другое дело, что вступление в ТС всё новых членов расширяет его географически, в какой-то степени приближая к границам бывшего СССР.

Теперь, что касается Украины.
От членства в ТС власти Украины отказались, ассоциация с ЕС этой стране также не грозит. Не нужно быть выдающимся экономистом, чтобы представить, какие экономические перспективы сулит Украине отказ от сотрудничества с Россией, которая занимает почти 30% во внешнем товароообороте Украины.

Резкое сокращение экспорта украинской продукции в Россию, а также повышение цены на газ до 500 долларов за тысячу кубометров приведут экономику Украины к краху.



                2.


Довольно интересен вопрос: чем же СНГ (Содружество Независимых Государств), созданная главами трёх славянских республик, отличается от ССГ  (Союза Суверенных Государств), предложенного Горбачёвым?

Согласно Ново-Огаревским соглашениям, подписания которых Горбачев требовал от республик, все автономии получали статус, равный статусу союзной республики. Этим шагом первый президент ССГ намеревался заручиться мощной политической поддержкой автономий  – в противостоянии с республиканскими элитами.

Привожу выдержку из Проекта об образовании ССГ:

«Статья 1. Членство в Союзе.

Членство государств в Союзе является добровольным. Государства, образующие Союз, входят в него непосредственно либо в составе других государств. Это не ущемляет их прав и не освобождает от обязанностей по договору. Все они обладают РАВНЫМИ правами и несут равные обязанности».

Ельцина же это никак не устраивало, так как все российские автономии выходили из состава РСФСР. Вот их списочек:

 — Северо-Осетинская АССР;
 — Карельской АССР;
 — Коми ССР;
 — Удмуртская Республика;
 — Якутская-Саха ССР;
 — Бурятская ССР;
 — Башкирская ССР-Башкортостан;
 — Калмыцкая ССР;
 — Марийская ССР;
 — Чувашская ССР;
 — Горно-Алтайская АССР.

 Кроме того, о своей независимости заявили Татарстан и Чечня.

Вместо единой России мы имели бы сейчас 13 независимых республик в составе РФ! Вот чего хотел Горбачёв!

В целом по предложенному Горбачевым новому Союзному Договору территория РСФСР в новом государстве ССГ уменьшалась примерно на четверть. Это был бы неслыханный развал России, продиктованный только тем, что в лице этих новых самостоятельных субъектов ССГ Горбачев хотел найти себе политическую опору, каковой не имел среди лидеров республик.

Поэтому те, кто называют Ельцина «заговорщиком», «виновным в развале СССР», автоматически придерживаются той точки зрения, что Ельцину следовало вместо подписания Беловежских соглашений подписать Ново-Огарёвские. Если бы он это сделал, то был бы уже не мифическим «крушителем СССР», а вполне конкретным разрушителем целостности России.
Других альтернатив у Ельцина не было.

И из двух зол Президент РФ выбрал меньшее.

Не разрушал Ельцин Советский Союз, так как в 1991 году такого государства фактически уже не существовало. Но зато он спас от распада Россию и тем самым уберёг её от Гражданской войны и прочих неисчислимых бедствий.


                3.


6 из 15 (40%) союзных республик бойкотировали всесоюзный референдум от 17.03.1991 г., на основании чего я считаю референдум нелегитимным.

В качестве возражения мне могут привести конкретный пример.

Например, в неких условных выборах Президента РФ приняло участие 40% от общего числа избирателей, из них 50% отдали голоса некоему Иванову И. И.

То есть, за Иванова проголосовало всего 20% имеющего право голоса населения. Тем не менее, выборы, безусловно, легитимны, и оставшиеся 80% дееспособного населения будут обязаны подчиниться воле меньшинства и принимать Иванова в качестве Президента своей страны.

Иное дело с Союзными республиками. Их членство в Союзе, согласно Конституции СССР, добровольное, и если высшие органы власти шести республик бойкотировали референдум, то имеют на это полное право.

На основании этого  я считаю, что референдум не был всесоюзным и, следовательно, он оказался нелегитимным.

Уже 25 февраля 1991 года Верховный Совет СССР отметил, что высшие органы власти отдельных республик в нарушение Конституции и законодательства СССР фактически блокируют исполнение решения IV Съезда народных депутатов СССР о проведении референдума.

Поскольку в поставленном на референдум вопросе не было вмешательства во внутренние дела суверенных республик, а лишение граждан возможности участвовать в референдуме противоречило Конституции и законам СССР, а также являлось нарушением прав человека на участие в управлении своей страной, Верховный Совет СССР установил, что решения, блокирующие проведение референдума СССР в тех или иных местах, являются незаконными и не подлежат исполнению.

Как должен был поступить Центр с «провинившимися» республиками, высшие органы власти которых отказались принимать участие во всесоюзном референдуме?
У Горбачёва имелось два варианта возможных действий:

А) ввести войска на территории шести союзных республик и навести в них «конституционный порядок»;
Б) принять этот факт как данность.

Если бы Горбачёв принял первый вариант, это могло бы привести к развязыванию Гражданской войны на громадной территории, к крупномасштабному кровопролитию и резкому падению авторитета СССР и лично Горбачёва на международной арене.

Последствия такого шага были бы весьма трагичными; в первую очередь СССР лишился бы политической и экономической поддержки со стороны ведущих западных государств, в которых в тот момент он нуждался как никогда. Экономика СССР неизбежно впала бы в ещё больший коллапс.

Мало реально было провести эту операцию силовыми методами, в чём Горбачёв вполне отдавал себе отчёт; можно было заранее предсказать, что Советская Армия подчинится данному приказу с большой неохотой и проволочками (если, вообще, подчинится), а силами только МВД осуществить такую широкомасштабную задачу было невозможно.

Вряд ли это действие вызвало бы одобрение и «широких народных масс», поскольку и в Российской Федерации, и на окраинах любые действия власти давно уже вызывали резкое неприятие и осуждение.

Лично Горбачёву в таком случае угрожал международный Гаагский суд, а это был очень осторожный, осмотрительный политик.

В итоге, подчиняясь не зависящим от него обстоятельствам, Президент СССР принял единственно возможное на тот момент разумное решение: не вмешиваться во внутренние дела суверенных, независимых (хотя бы согласно Конституции СССР) республик.

Во всём СССР не было реальной силы, на которую Президент СССР мог бы опереться. В 1991 году Горбачёв не обладал уже никаким авторитетом, и власть его была чисто декларативной; его просто терпели – до поры до времени.

В августе - сентябре 1991 г. 12 из 15 республик заявили о своём выходе из состава СССР, и заставить их вернуться обратно было невозможно; нет у Центра такого права - заставлять, ведь Союз, по определению, дело добровольное


                4.


В декабре 2013 года КПРФ внесла в нижнюю палату  Федерального собрания законопроект о наказаниях за пропаганду сепаратизма. Ранее с  инициативой уголовного преследования за призывы к расчленению России выступила группа единоросов, которые за эти же действия предлагали ввести намного более жёсткие наказания, предусматривающие до 20 лет заключения.

В Уголовный кодекс РФ добавлена статья 280.1, которая предусматривает наказание за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России.

Обычные призывы к сепаратизму будут наказываться штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот часов, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Такие же призывы, но совершенные с использованием СМИ, в том числе интернета, будут наказываться обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Россия сильна в своей целостности. При ослаблении центральной власти в регионах неизбежно проявятся центробежные устремления. Таким образом, те, кто выступают за ослабление центральной власти, фактически призывают к уничтожению России как единого, сильного государства.

Никакая «демократия», тем более, в её западном понимании, сегодня в России невозможна. Россия может выстоять лишь в качестве централизованного государства с сильной вертикалью власти.

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!..
    
Вы сотни лет глядели на Восток
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!..

                А. А. Блок «Скифы»