По брусчатке Андреевского

Натали Клим
   Андреевский спуск любят все. В равной степени – киевляне и приезжие. И не столько потому, что он держит лидерство по количеству достопримечательностей на квадратный метр, а скорей потому, что больше, чем сами пресловутые метры, привлекает внимание некая творческая субстанция, витающая там. Сначала невидимо, позже – явно, проявляясь вдохновением, и, в конечном счёте, делая город более духовным.
   
   Если отталкиваться от наших восприятий, то на Андреевском вы найдёте всё – цвет, звук, форму… Яркие, не выцветшие тона не всегда окрылённой жизни, тиражирование раз найденной темы или, наоборот, очень бережное (не повториться бы!) отношение к делу. Тут же фейерверк самобытности, будь то вышивка или резьба – или, не скопированное, а  собственное отношение к миру, своя философия жизни.

   О музыке нужно сказать особо. Потому что, если даже вы появитесь на Андреевском в самый обычный день или в самую плохую погоду, или если у всех певцов вдруг охрипнет горло, а у инструментов лопнут все струны – вы всё равно будете слышать музыку! Она будет вырываться из-под крыш прямо в небо, сочиться струйками по плохо   «перелицованной» брусчатке, в непреднамеренных паузах проваливаться в раскрошенный цемент между камешками.… Ох, и в верхних регистрах иногда допускать сбой – потому что на полуразрушенной  лестнице возле замка Ричарда Львиное Сердце пассажи будут неминуемо «смазаны» из-за провальных ступеней.… Вот и бесится ветер на верхней смотровой площадке, чувствуя себя там единоличным хозяином. Скучает скамейка для поцелуев. И как выжить Замку без окружающей любви, пусть даже косвенной?

   Другое дело, когда «фартит»! И солнце, и музыканты на месте. Создавая иллюзию концертного зала, слушатели стоят на тротуаре напротив. Центр оставлен для зевак и случайных прохожих, как проход в партере. Отличие в том, что мультимедийная «сцена» растянута этаким «фьордом», звучащим одновременно и роком, и классикой. Низвергаясь от Бабиного торжка, многоголосым звуковым напором врезается она в тихую гавань Подола и увязает там, убаюканная плеском вод.

   Всё действо разворачивается  на глазах моей архитектурной любимицы – Андреевской церкви, которая чисто по-женски, благосклонно выслушивает всех, если даже у музыкантов не всё хорошо со слухом. Сама она, прораставшая с таким трудом на круче над великой рекой, изнемогала от желания возвыситься так, чтобы, наконец, заглянуть в неё. А, увидев своё  «бароккальное» отражение,  с достоинством занять место в ряду таких же красавиц-церквей. Целая вереница их  тянется  по  холмам Киева вдоль русла, а поседевший и с веками обмелевший  Славутич никак не может решиться отдать предпочтение одной из них.

   Иногда, она (Андреевская), по воле Растрелли обручённая с Андреевским спуском, вздыхает о своём ненаглядном Славутиче и по  выходным даже что-то напевает ему. Тихим голосом, немного охрипшим от трещин в фундаменте, который не щадит зависть грунтовых вод. Вот, и прощает она неискусных певцов, раз сама бывает не в голосе.

  Да… характер ангельский,  она вообще всё прощает! Взять, хотя бы, эту весну, когда в конце марта за день выпала трёхмесячная норма снега. Нет, веселье не в снеге было! Хотя, отчасти, и в нём тоже – когда огромный город просто остановился, не в силах пошевелить ни ногой автомагистралей, ни взмахнуть рукой взлётных полос, ни даже поправить налезающую на глаза снежную шапку крыш! Так и засыпал, обездвиженный, в неудобной позе, как, впрочем,  и брошенные где попало автомобили, которым не повезло выбраться из снеговых заносов.

   Так вот, когда всё это случилось, мер города принял решение вообще не чистить Андреевский спуск. И то, правда, зачем, если там всё равно пешеходная зона? Но киевляне – народ весёлый! Тут же превратили улицу в импровизированную трассу. Лыжи, санки, доски… Дальше – больше: появились собачьи упряжки, а потом и лыжницы «ню». Тогда этот ролик держал первенство на YouTube. А Андреевская взирала, и, о чём думала в ночной тишине, не рассказала.

   К слову сказать, она вообще молчалива – колоколов нет. Если бы был хоть один, то, согласно легенде, он первым же ударом разбудил воду, а она, в свою очередь, затопила бы не только Киев, но и всё Левобережье.

   Однако, вернёмся в осень.
   Есть ещё пара занимающих меня «поэзий», в начале и конце улицы. Вверху, где проще проехать грузовичку, выставляют мебель. Оговорюсь сразу – даже на двух последних «домостроительных» выставках такой я не встречала. Вся фишка в том, что она – из цельного куска дерева. Допустим, бюро в виде огромного лесного пня, с выдвижными ящичками и ножками-корнями, ещё можно представить. Но вот огромный обеденный стол, с отменной столешницей, за которым могут разместиться восемь богатырей!.. Словно в сказку попадаешь…

   Невзирая на табличку «Не трогать», разыскиваю авторов деревянного сокровища и прошу нарушить запрет. То ли Андреевская подмигнула, не знаю, но мне разрешают дотронуться до чудесной поверхности. Я никогда не умела читать по азбуке Брайля, но сейчас было полное ощущение того, что на радостях дерево решило рассказать мне не одну историю из своей прошлой, не «мумифицированной» жизни, а я готова была «прочитать» её кончиками пальцев…

   Но, как всегда, вмешался случай, стал накрапывать дождь. Опасаясь простуды, хозяева бросились укутывать дерево водонепроницаемой плёнкой и прятать в фургон. Богатырский образ тут же исчез, и он стал похож на обычного старичка под клетчатым пледом…

   Дождь был не сильным, но спуск быстро раскрасился цветами раскрытых зонтов, среди которых почти не попадались чёрные. Я бы не обратила на это внимание, если бы в самом конце улицы, не увидела огромный чёрный «говорящий» зонт. Подойдя ближе, я с удивлением обнаружила под ним «стихотворную достопримечательность» Андреевского спуска. «Бизнес» этого человека состоял в том, что за умеренную плату он предлагал сочинить стишок на любую тему или одно слово, как говорится, сразу на  чистовик. Импровизация с соблюдением законов стихосложения, с философскими отступлениями и метафорами…

   Зонт спасал от усиливающегося дождя сверху, но ничуть не помогал снизу. Туфли промокли, и, помня о недавней простуде, пришлось уйти.

   Стекающие струйки догоняли меня, соединялись, образовывая огромную лужу – и тогда в ней можно было рассмотреть и хмурое небо, и загадочно улыбающуюся Андреевскую церковь. О чём думала она сейчас – можно только догадываться.
 
13.10.2013