Каламбур, который потряс все болото

Юрий Стома
Вторые сутки болотная флора и фауна паникует по поводу воображаемой дамокловой пушинки над своими головами. Утверждают, что вся блогосфера обсуждает страшное известие.

ВСЯ блогосфера, бросив неотложные дела и важные темы, активно обсуждает Мишутку, Зайку, Хрюшу и лично Степашку? Ну, конечно, не вся. И даже не основная часть. А крикливое, болтливое, безграмотное, болотное меньшинство, которое по примеру КПСС называет себя то умом, то честью, а чаще всего совестью России. По одной психопатической возне вокруг «Восставших Влагалищ» (перевод самоназвания панк-шмандовок дал единственный в России литератор --- Эдуард Лимонов) ясно, сколько ума у крикунов, прославляющих порногрупповуху в биологическом музее, сколько чести у акефалок, устроивших публичную дефекацию в главном храме России, притащив туда аппаратуру, прикиды и две фото-видеобригады из американской «Ассошиэйтед пресс» и парижской «Франс-пресс».

Теперь то же самое визгливое болотное меньшинство с восторгом и чмоканьем обсасывает… что? Микроскопический детский каламбур!

Каламбуры в течение всей человеческой истории известны и у сверхразвитых цивилизаций и у самых примитивных племен.

В Египте и Индии, Элладе и Древнем Риме люди смеялись над неожиданным сходством совершенно разных по значению слов.

В активном  каламбурении замечены даже почтенные авторы вполне духовных произведений.

Навскидку можно привести примеры каламбуров не только из трудов незабвенного поэта и переводчика Баркова, но и в творчестве таких строгих мэтров, как Тредъяковский, Ломоносов, Сумароков, Державин; позднее Грибоедов, Пушкин, Крылов.

Виртуозные каламбуры можно найти и оценить по достоинству в шедеврах Козьмы Петровича Пруткова.

«Не всякий генерал от природы полный» (Козьма Прутков).
Этот каламбур Козьмы Пруткова основан на том, что «полный генерал» по градации военных званий в царской армии обозначал высший генеральский чин. Но «полный» означает также «толстый», и подмена одного понятия другим приобретает и комический, и сатирический смысл; читатель представляет себе сразу же толстого, важного и чванного царского генерала.

«Приятно поласкать дитя или собаку, но полезнее всего полоскать рот».


Гимназические каламбуры.

«На бал кони ходят?» --- «На балконе ходят?».

Легендарная «Вампука»:

«Вам пук, вам пук, вам пук цветов собрали.

Нас ра-, нас ра-, нас радует весна.

На са-, на саа-, на самом солнцепеке….».


Чеховский каламбур про «Анну на шее»  --- одновременно жену по имени Анна и  орден, который носят на шейной ленте.

Великий знаток русского языка Владимир Даль в своем легендарном Словаре привел десятки примеров народных каламбуров, вроде «Архип осип, а Осип охрип».

Не чурались каламбуров ни Тургенев, ни Некрасов, ни даже такие колоссы, как Федор Достоевский со Львом Толстым.

Поэт-демократ Дмитрий Дмитриевич Минаев рождал каламбуры, по собственному выражению, «как курица цыплят» и даже к финским скалам бурым обращался с каламбуром.

Дядя Гиляй (Владимир Гиляревский) сочинил издевательскую рецензию на премьеру пьесы Льва Толстого «Власть тьмы»:

В России две напасти.

Внизу --- власть тьмы.

Верху тьма власти.

Каламбурическое наблюдение «Понаехали тут» Гиляровского не утратило свежести и через сотню лет


На каламбурной игре слов и фамилий построена эпиграмма анонимного автора, избравшего себе мишенью крутых генерал-губернаторов Дубасова Ф.В. и Трепова Д.Ф.:


Господь Россию приукрасил ---

Он двух героев ей послал.

Один в Москве народ дубасил.

Другой же в Питере --- трепал.


По аналогии вспоминается анонимный же анекдот, построенный на обыгрывании фамилий советских космонавтов:

«Голос Левитана: Центр управления полетов сообщает о завершении полетов «Союз-4-Союз-5». Шатались-шатались. Волынили-волынили. Ни хруна не сделали. Еле сели».

Можно говорить о вмешательстве высших сил, шпионов или вредителей. Можно делать акцент на сугубую мистику. А можно поздравить неизвестного автора, который сумел совместить и обыграть фамилии космонавтов --- Шаталов, Волынов, Хрунов, Елисеев.


Сатириконовец Александр Измайлов, поддев на пародийные вилы десятки мастеров Серебряного Века, Бальмонту посвятил шутейный монолог с проникновенными строками:

О! Пощадите, дожди, Бальмонта!

Где небо, город, где горизонт?

Струю большую с боков и фронта

Пустил за ворот мой горе-зонт…


Владимир Маяковский и до Великой Февральской Капиталистической Революции и уже после Великой Октябрьской Социалистической Революции интенсивно каламбурил сам, смеялся над чужими придумками и, как рассказывает Илья Эренбург, не только коллекционировал оригинальные рифмы, но даже мог заплатить за них наличными. Так, поворчав, он взял у приятеля каламбурическую народную рифму «медяками – медикАмент».

Илья Ильф спрашивал проказливо: «Марк Аврелий --- не еврей ли?».

      Максим Горький по возвращении в СССР на вопрос «Как живете?» ответил: «Максимально Горько».


С помощью игры слов осмеивается в одном из номеров «Крокодила» подхалимство: «Начальник велел себя критиковать, как угодно. Но как ему угодно, не сказал».

Шутка про «протеста» и «про тесто» имеет бороду длиннее, чем у волшебника Чурова. Можно спросить о подробностях тетю Ангелину Вовк.  Толпе сорвавшихся с цепи болотных акефалов ведущая передач «Спокойной ночи, малыши» и «Будильник» могла бы рассказать интересные вещи. Старинная игра слов «протеста --- про тесто» уже использовалась в воскресной телепередаче для самых маленьких аккурат 30 лет назад, во времена незабвенного генсека Черненко.  Исполнение в ней каламбурической «Песни про тесто» не вызвало, как сейчас, ЭПИЛЕПТИЧЕСКОГО приступа. Посмеялись над нехитрой старинной шутке и стали жить дальше.

А нынче  с утра до вечера пропагандистская истерика. На «Эхе Москвы» Муся Пусина и Пуся Мусина битый час обзывали ведущую детской передачи милиционершей и спорили до хрипоты с кукольными персонажами защищая сакральные болотные ценности из-за использования в программе старинной шутки. Упражнялись на темы анекдота, над которым смеялся еще Гоголь («Мама, он меня сукой назвал»).

Целый день «Эхо Венедиктова» мусолило и мастурбировало по поводу сюжета в детсадовской телепередаче. И на ночь глядя Мотя Ганапольский с двумя своими ясельными соратниками уселись на горшки, чтобы  обсуждать пирожки. Поставили на голосование «Можно ли детям смотреть «Спокойной ночи, малыши»?». И 51% дрессированной эхомосковской радиоклаки проголосовал: «Запретить Хрюшу и Степашу!».

С одной стороны это уже не симптом, а однозначный клинический диагноз. А с другой стороны радует, что у болотных пропагандистов совсем уже не осталось аргументов, раз они с такой жадной судорожностью цепляются за элементарный древний каламбур в абсолютно невинной детской передаче.