В поисках справедливости

Абдулазиз Махмудов
               
               
                Абдулазиз Махмудов      
               


               В поисках справедливости
               
               
                "Самая жестокая тирания — та, которая выступает
               
               
                под сенью законности и под флагом справедливости"
               
               
                Шарль Луи Монтескье


 
Граждане СССР обладали избирательным правом, правом на труд и отдых, правом на 

материальное обеспечение в старости и болезни, правом на свободу совести, слова, печати,

собраний и митингов.  Декларировались неприкосновенность личности и тайна переписки. Но

репрессивный характер советского режима, контроль партии и идеологические формулы

наподобие «Коллективные интересы выше личных.» «Человек для общества, а не общество для

человека.»   мешали осущестствлению гражданских прав  и успешно защищали коррумпиро-

ванную бюрократию от наказания за должностные преступления. Порой, судить! Или

помиловать человека решались с помощью телефонного звонка. По волчьему принципу « У

сильного всегда бессильный виноват.» Поэтому для поддержания законности существовал

институт обращений граждан. Письма пострадавших  с жалобами на неправый суд и произвол

чиновников, очереди просителей в высокопоставленные кабинеты были обычным  делом. В

исполкомах и партийных комитетах различного уровня работали отделы, которые принимали и

рассматривали «жалобы  трудящихся».У должностных лиц и народных депутатов предусмотрены

дни и часы приёма граждан по личным вопросам. Я знал неугомонных  правдолюбов, которые

раз пострадав, и пройдя различные бюрократические инстанции,  считали своим долгом

помочь другим людям. Некоторые из них были мужественными бескорыстными личностями. Они, 

на свой страх и риск, консультировали пострадавших , писали за них письма в высокие

инстанции, участвовали в судебных разбирательствах. Это были особые люди, для которых

борьба с беззаконием и несправедливостью было состоянием души. Смыслом жизни. По

существу это были неформальные правозащитники, но тридцать, сорок лет назад такого

понятия не существовало. Чиновники  их побаивались, называли кляузниками – писаками!

Пытались  дискредитировать,и избавиться от них. Да зачастую и обыватели их сторонились.

Как ни парадоксально,  для рассмотрения и решения заявлений трудящихся письма с

жалобами, возвращались местным чиновникам, не редко, тем же лицам на кого жаловались

просители. И об этом мой рассказ.


Я впервые занялся поисками справедливости в 23 года. Октябрёнок в восемь лет. Пионер в

11 лет. Идеалист и романтик  веривший в правду и справедливость в советском обществе. До

хрипоты споривший с родителями  на эту тему. Неумолимым  аргументом которых были слова

«поживёшь  - увидишь,» или  «справедливость на небесах,  а ключи у Аллаха». Став

комсомольцем в 15 лет я действительно, кое - что стал понимать и уже не так убеждённо

спорил. Но тем ни менее, в поисках  идеала в 20 лет стал членом КПСС  Это произошло на

срочной службе в Советской Армии в войсковой части № 10823 расположенной на окраине

Ашхабада. Мне казалось, что именно в партии, среди коммунистов  найду правду и

справедливость. Но, оказавшись внутри партии и присмотревшись к  некоторым

«коммунистам»  стал сомневаться в главном лозунге своего времени : «Партия – Ум! Честь!

Совесть эпохи!»
 
После демобилизации остался в Ашхабаде и поступил на филологический факультет

Туркменского Государственного университета имени Горького, подружился со студентами –

нигилистами. Мы вместе слушали «вражеские» радио голоса, особенно транслируемый Радио

Свобода «Архипелаг Гулаг»  Солженицына. Читали его же отпечатанные на машинке и

затрёпанные копии: « Один день  Ивана Денисовича» и « Раковый корпус.» Критиковали

советский режим, а в  университете превращались в законопослушных студентов. Ибо

лицемерие и лояльность к существующей власти были нормой жизни. Однако на втором  курсе,

а это был 1973 год мне пришлось сделать выбор, который навсегда определил мою судьбу.
 
  При Советской власти в Туркмении в основном выращивали тонковолокнистые сорта хлопка -

сырца, который  собирался исключительно ручным способом.  Поэтому  при относительно

немногочисленном населении республики рабочих рук катастрофически не хватало и каждую

осень  на уборку «белого золота» мобилизовали всех школьников и учащихся средних и

высших учебных заведений.


Осень 1973 года не была исключением. 16 сентября наш  факультет вывезли в колхоз «Ленин

йолы» Тедженского района и поселили в наспех очищенном и утоптанном коровнике

заброшенной фермы, со скворечником единственного туалета. Для начальства мы значили не

больше чем коровы. И об этом нашем скотском положении напоминал  стойкий запах дерьма.

На хлопке трудно скрыть взаимоотношения  между юношами и девушками, мы все были

свидетелями трогательных отношений Шерапова Абдырахмана и Непесовой Айнабат - студентов

национальных групп второго курса. Хрупкая, как тростиночка  девушка и плотный

широкоплечий парень, уединившись ворковали, с утра до вечера. И ни от кого не скрывали

намерения пожениться. Правда, об этом, каким-то образом прослышал отец Айнабат, крупный

милицейский чиновник, и поспешил забрать девушку домой в Ашхабад. После чего Абдырахман

поехал на родину в Ходжамбаз и направил своих родителей сватать девушку. С чего и

начались его злоключения. Как выяснилось, Непесовы были из племени "чистокровных", как

знаменитые ахалтекинские кони, текинцев, а Шераповы «худосочными» эрсары. По мнению

обывателей, и социальный статус, двух семейств были, как небо и земля. Поэтому сватьёв

не приняли, и девушка убежала из дома к любимому. Абдырахмана , избили и возбудили

уголовное дело об изнасиловании. Банальный трайбализм, характерный для традиционного

сознания народов Средней Азии ломал и коверкал судьбу  возлюбленных. Тем временем

студенческое общежитие бурлило от гнева и негодования. В фойе первого этажа состоялся

стихийный митинг против милицейского произвола, после чего собрался студсовет и

поскольку родственники Абдырахмана безуспешно обивали пороги прокуратуры,  мы решили

обратиться с коллективным письмом в ЦК ВЛКСМ Туркменистана . Сочинили  петицию в которой

описали сложившуюся ситуацию, и подчеркнули, что должностное лицо  МВД, полковник  и

коммунист Непесов  Мурад Аширович злоупотребляя своим служебным положением  нарушил

статью 99 главы VIII, Конституции Туркменской ССР.  Собрали подписи ста пятидесяти

студентов – свидетелей взаимоотношений влюблённых. Как председатель студсовета я

немедленно поставил в известность деканат. Декан факультета, если не ошибаюсь, Атаев (

как я узнал позже, "чистокровный" текинец)   уже обо всём осведомлённый принял меня

настороженно  « Любая инициатива наказуема ». Произнёс он многозначительно . После чего

по – отечески посоветовал не вмешиваться, не портить свою карьеру. Между тем следствие

шло полным ходом. Каждый день вызывались свидетели и круг над Абдырахманом  сужался,

ЦКЛКСМ Туркменистана не реагировал, наше возмущение росло, страсти накалялись. Тогда мы

сочинили новое заявление под которой подписались сто восемьдесят студентов и направили 

делегацию из пяти человек в ЦККП Туркменистана. Однако  и этот партийный орган не счёл

нужным рассмотреть нашу жалобу. После чего мы адресовали свою жалобу на имя Генерального

Секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева , собрали деньги на дорогу и отправили  своих

ходоков за  справедливостью в Москву.Удивительно! На этот раз власть откликнулась …

Через несколько дней наши делегаты позвонили родным и сообщили радостное известие, что в

ЦКПСС их приняли, внимательно выслушали и обещали разобраться. Радость и ликование

студентов были безграничны. Через неделю вернувшись в Ашхабад  ходоки рассказали все

подробности своей поездки и сообщили, что наша коллективная жалоба направлена в

Генеральную Прокуратуру  СССР.

15 января 1974 года на моё имя пришло письмо из прокуратуры Туркмениста. Вот его

содержание:

ГОРОД АШХАБАД ОБЩЕЖИТИЕ №3 ТУРКМЕНСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА   
 
Гражданину Махмудову.
 
Сообщаю,что коллективное заявление поступившее из Прокуратуры СССР нами рассмотрено.

Уголовное дело в отношении Шерапова А. производством прекращено за отсутствием в его

действиях состава преступления.

ПРОКУРОР СЛЕДСТВЕННОГО ОТДЕЛА СОВЕТНИК ЮСТИЦИИ

С. ШОЙХЕТ  подпись.

- Значит наша жалоба возвратилось в прокуратуру Турменистана, куда мы и раньше не раз

обращались. Почему бы им сразу не разобраться ? – Возмущались студенты. -  Почему, чтобы

защитить невинного человека понадобилось привлекать сотню людей, волноваться и несколько

месяцев ходить по инстанциям? - Но тогда мы были молоды и не знали, что таковы правила

Советского режима. Поскольку  история имела широкую огласку  местным чиновникам ничего

не оставалось, как прекратить  уголовное дело.
 
Абдырахман и Айнабат благополучно поженились и стали избегать меня, а потом  начались

неприятности. Деканат провёл студенческое собрание на котором меня переизбрали, а потом

и вовсе выселили из общежития. После чего, вызвали на очередное заседание бюро парткома 

университета и обьявили выговор за злоупотребления на должности председателя

студсовета.  Одним словом, свершилось то о чём говорил декан факультета русской

филологии Атаев.

После этого я никогда не видел Абдырахмана. Слышал, что он устроился работать в милицию,

перевёлся на юридический факультет, вместе с женой поселился в городской квартире и

сделал успешную карьеру. Наверное,  уже  генерал.

С тех пор прошло много лет. Я не раз снимал на видео жалобщиков, в Ташкенте, Москве

которые в поисках справедливости приехали в столицу из провинции и неделями, а то и

месяцами с надеждой на чудо ждали приёма первых лиц. Эти материалы вошли в

документальные фильмы : «У порога Кремля» «Кровопролитие в Паркенте» «Приёмная» и др.

В 1991 году Советский Союз прекратил своё существование. Союзные республики СССР стали

демократическими государствами  в 2013 году отмечают годовщины  независимостей.

Туркменистан и Узбекистан за прошедшие два с лишним десятка лет стали самыми одиозными

государствами Центральной Азии. Соревнуются друг с другом в области нарушений прав

человека и реанимации феодальных отношений, под маской национального возрождения.

Этим летом около двух  месяцев стоял в немыслимых очередях за новым биометрическим

паспортом у паспортного стола Миробадского района по адресу ул Фитрата 180 «А» И

чувствовал себя бесправным тараканом . Наконец- то  получив долгожданный документ  с

разочарованием услышал  от окружающих, что он бракованный, не прошёл международную

сертификацию  и скоро подлежит обмену. Какая  стыдоба! Всюду, куда бы ни садились наши

отечественные кадры, музыку извлекать, то бишь работать  не умеют, как Осёл, Козёл и

косолапый Мишка из басни « Квартет.» И. Крылова.

 Мне нужна была виза для поездки к родственникам в Таджикистан и Туркменистан.

(Собственно, поэтому и поменял паспорт.)  5 июля  сдал документы в ОВИР Миробадского

района. Через три недели получил ответ, что у меня запрет на выезд за рубеж. «Идите в

городской ОВИР к Нурие опа» сказал инспектор . К Нурие – опа не пошёл. А 12 августа

ходил на приём к заместителю начальнику ОВИР майору Латипову Мамараджабу Мамашариповичу

и просил дать письменный ответ по каким причинам мне запрещено выезжать за пределы

страны. Он меня обнадёжил, что пошлёт запрос в республиканский ОВИР, который  через

месяц обязательно даст письменный ответ. Предчувствую долгую тяжбу и волокиту. Воистину

справедливость на небесах, а ключи у Аллаха.
               
                Абдулазиз Махмудов.