В поисках справедливости
Абдулазиз Махмудов
В поисках справедливости
"Самая жестокая тирания — та, которая выступает
под сенью законности и под флагом справедливости"
Шарль Луи Монтескье
Граждане СССР обладали избирательным правом, правом на труд и отдых, правом на
материальное обеспечение в старости и болезни, правом на свободу совести, слова, печати,
собраний и митингов. Декларировались неприкосновенность личности и тайна переписки. Но
репрессивный характер советского режима, контроль партии и идеологические формулы
наподобие «Коллективные интересы выше личных.» «Человек для общества, а не общество для
человека.» мешали осущестствлению гражданских прав и успешно защищали коррумпиро-
ванную бюрократию от наказания за должностные преступления. Порой, судить! Или
помиловать человека решались с помощью телефонного звонка. По волчьему принципу « У
сильного всегда бессильный виноват.» Поэтому для поддержания законности существовал
институт обращений граждан. Письма пострадавших с жалобами на неправый суд и произвол
чиновников, очереди просителей в высокопоставленные кабинеты были обычным делом. В
исполкомах и партийных комитетах различного уровня работали отделы, которые принимали и
рассматривали «жалобы трудящихся».У должностных лиц и народных депутатов предусмотрены
дни и часы приёма граждан по личным вопросам. Я знал неугомонных правдолюбов, которые
раз пострадав, и пройдя различные бюрократические инстанции, считали своим долгом
помочь другим людям. Некоторые из них были мужественными бескорыстными личностями. Они,
на свой страх и риск, консультировали пострадавших , писали за них письма в высокие
инстанции, участвовали в судебных разбирательствах. Это были особые люди, для которых
борьба с беззаконием и несправедливостью было состоянием души. Смыслом жизни. По
существу это были неформальные правозащитники, но тридцать, сорок лет назад такого
понятия не существовало. Чиновники их побаивались, называли кляузниками – писаками!
Пытались дискредитировать,и избавиться от них. Да зачастую и обыватели их сторонились.
Как ни парадоксально, для рассмотрения и решения заявлений трудящихся письма с
жалобами, возвращались местным чиновникам, не редко, тем же лицам на кого жаловались
просители. И об этом мой рассказ.
Я впервые занялся поисками справедливости в 23 года. Октябрёнок в восемь лет. Пионер в
11 лет. Идеалист и романтик веривший в правду и справедливость в советском обществе. До
хрипоты споривший с родителями на эту тему. Неумолимым аргументом которых были слова
«поживёшь - увидишь,» или «справедливость на небесах, а ключи у Аллаха». Став
комсомольцем в 15 лет я действительно, кое - что стал понимать и уже не так убеждённо
спорил. Но тем ни менее, в поисках идеала в 20 лет стал членом КПСС Это произошло на
срочной службе в Советской Армии в войсковой части № 10823 расположенной на окраине
Ашхабада. Мне казалось, что именно в партии, среди коммунистов найду правду и
справедливость. Но, оказавшись внутри партии и присмотревшись к некоторым
«коммунистам» стал сомневаться в главном лозунге своего времени : «Партия – Ум! Честь!
Совесть эпохи!»
После демобилизации остался в Ашхабаде и поступил на филологический факультет
Туркменского Государственного университета имени Горького, подружился со студентами –
нигилистами. Мы вместе слушали «вражеские» радио голоса, особенно транслируемый Радио
Свобода «Архипелаг Гулаг» Солженицына. Читали его же отпечатанные на машинке и
затрёпанные копии: « Один день Ивана Денисовича» и « Раковый корпус.» Критиковали
советский режим, а в университете превращались в законопослушных студентов. Ибо
лицемерие и лояльность к существующей власти были нормой жизни. Однако на втором курсе,
а это был 1973 год мне пришлось сделать выбор, который навсегда определил мою судьбу.
При Советской власти в Туркмении в основном выращивали тонковолокнистые сорта хлопка -
сырца, который собирался исключительно ручным способом. Поэтому при относительно
немногочисленном населении республики рабочих рук катастрофически не хватало и каждую
осень на уборку «белого золота» мобилизовали всех школьников и учащихся средних и
высших учебных заведений.
Осень 1973 года не была исключением. 16 сентября наш факультет вывезли в колхоз «Ленин
йолы» Тедженского района и поселили в наспех очищенном и утоптанном коровнике
заброшенной фермы, со скворечником единственного туалета. Для начальства мы значили не
больше чем коровы. И об этом нашем скотском положении напоминал стойкий запах дерьма.
На хлопке трудно скрыть взаимоотношения между юношами и девушками, мы все были
свидетелями трогательных отношений Шерапова Абдырахмана и Непесовой Айнабат - студентов
национальных групп второго курса. Хрупкая, как тростиночка девушка и плотный
широкоплечий парень, уединившись ворковали, с утра до вечера. И ни от кого не скрывали
намерения пожениться. Правда, об этом, каким-то образом прослышал отец Айнабат, крупный
милицейский чиновник, и поспешил забрать девушку домой в Ашхабад. После чего Абдырахман
поехал на родину в Ходжамбаз и направил своих родителей сватать девушку. С чего и
начались его злоключения. Как выяснилось, Непесовы были из племени "чистокровных", как
знаменитые ахалтекинские кони, текинцев, а Шераповы «худосочными» эрсары. По мнению
обывателей, и социальный статус, двух семейств были, как небо и земля. Поэтому сватьёв
не приняли, и девушка убежала из дома к любимому. Абдырахмана , избили и возбудили
уголовное дело об изнасиловании. Банальный трайбализм, характерный для традиционного
сознания народов Средней Азии ломал и коверкал судьбу возлюбленных. Тем временем
студенческое общежитие бурлило от гнева и негодования. В фойе первого этажа состоялся
стихийный митинг против милицейского произвола, после чего собрался студсовет и
поскольку родственники Абдырахмана безуспешно обивали пороги прокуратуры, мы решили
обратиться с коллективным письмом в ЦК ВЛКСМ Туркменистана . Сочинили петицию в которой
описали сложившуюся ситуацию, и подчеркнули, что должностное лицо МВД, полковник и
коммунист Непесов Мурад Аширович злоупотребляя своим служебным положением нарушил
статью 99 главы VIII, Конституции Туркменской ССР. Собрали подписи ста пятидесяти
студентов – свидетелей взаимоотношений влюблённых. Как председатель студсовета я
немедленно поставил в известность деканат. Декан факультета, если не ошибаюсь, Атаев (
как я узнал позже, "чистокровный" текинец) уже обо всём осведомлённый принял меня
настороженно « Любая инициатива наказуема ». Произнёс он многозначительно . После чего
по – отечески посоветовал не вмешиваться, не портить свою карьеру. Между тем следствие
шло полным ходом. Каждый день вызывались свидетели и круг над Абдырахманом сужался,
ЦКЛКСМ Туркменистана не реагировал, наше возмущение росло, страсти накалялись. Тогда мы
сочинили новое заявление под которой подписались сто восемьдесят студентов и направили
делегацию из пяти человек в ЦККП Туркменистана. Однако и этот партийный орган не счёл
нужным рассмотреть нашу жалобу. После чего мы адресовали свою жалобу на имя Генерального
Секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева , собрали деньги на дорогу и отправили своих
ходоков за справедливостью в Москву.Удивительно! На этот раз власть откликнулась …
Через несколько дней наши делегаты позвонили родным и сообщили радостное известие, что в
ЦКПСС их приняли, внимательно выслушали и обещали разобраться. Радость и ликование
студентов были безграничны. Через неделю вернувшись в Ашхабад ходоки рассказали все
подробности своей поездки и сообщили, что наша коллективная жалоба направлена в
Генеральную Прокуратуру СССР.
15 января 1974 года на моё имя пришло письмо из прокуратуры Туркмениста. Вот его
содержание:
ГОРОД АШХАБАД ОБЩЕЖИТИЕ №3 ТУРКМЕНСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА
Гражданину Махмудову.
Сообщаю,что коллективное заявление поступившее из Прокуратуры СССР нами рассмотрено.
Уголовное дело в отношении Шерапова А. производством прекращено за отсутствием в его
действиях состава преступления.
ПРОКУРОР СЛЕДСТВЕННОГО ОТДЕЛА СОВЕТНИК ЮСТИЦИИ
С. ШОЙХЕТ подпись.
- Значит наша жалоба возвратилось в прокуратуру Турменистана, куда мы и раньше не раз
обращались. Почему бы им сразу не разобраться ? – Возмущались студенты. - Почему, чтобы
защитить невинного человека понадобилось привлекать сотню людей, волноваться и несколько
месяцев ходить по инстанциям? - Но тогда мы были молоды и не знали, что таковы правила
Советского режима. Поскольку история имела широкую огласку местным чиновникам ничего
не оставалось, как прекратить уголовное дело.
Абдырахман и Айнабат благополучно поженились и стали избегать меня, а потом начались
неприятности. Деканат провёл студенческое собрание на котором меня переизбрали, а потом
и вовсе выселили из общежития. После чего, вызвали на очередное заседание бюро парткома
университета и обьявили выговор за злоупотребления на должности председателя
студсовета. Одним словом, свершилось то о чём говорил декан факультета русской
филологии Атаев.
После этого я никогда не видел Абдырахмана. Слышал, что он устроился работать в милицию,
перевёлся на юридический факультет, вместе с женой поселился в городской квартире и
сделал успешную карьеру. Наверное, уже генерал.
С тех пор прошло много лет. Я не раз снимал на видео жалобщиков, в Ташкенте, Москве
которые в поисках справедливости приехали в столицу из провинции и неделями, а то и
месяцами с надеждой на чудо ждали приёма первых лиц. Эти материалы вошли в
документальные фильмы : «У порога Кремля» «Кровопролитие в Паркенте» «Приёмная» и др.
В 1991 году Советский Союз прекратил своё существование. Союзные республики СССР стали
демократическими государствами в 2013 году отмечают годовщины независимостей.
Туркменистан и Узбекистан за прошедшие два с лишним десятка лет стали самыми одиозными
государствами Центральной Азии. Соревнуются друг с другом в области нарушений прав
человека и реанимации феодальных отношений, под маской национального возрождения.
Этим летом около двух месяцев стоял в немыслимых очередях за новым биометрическим
паспортом у паспортного стола Миробадского района по адресу ул Фитрата 180 «А» И
чувствовал себя бесправным тараканом . Наконец- то получив долгожданный документ с
разочарованием услышал от окружающих, что он бракованный, не прошёл международную
сертификацию и скоро подлежит обмену. Какая стыдоба! Всюду, куда бы ни садились наши
отечественные кадры, музыку извлекать, то бишь работать не умеют, как Осёл, Козёл и
косолапый Мишка из басни « Квартет.» И. Крылова.
Мне нужна была виза для поездки к родственникам в Таджикистан и Туркменистан.
(Собственно, поэтому и поменял паспорт.) 5 июля сдал документы в ОВИР Миробадского
района. Через три недели получил ответ, что у меня запрет на выезд за рубеж. «Идите в
городской ОВИР к Нурие опа» сказал инспектор . К Нурие – опа не пошёл. А 12 августа
ходил на приём к заместителю начальнику ОВИР майору Латипову Мамараджабу Мамашариповичу
и просил дать письменный ответ по каким причинам мне запрещено выезжать за пределы
страны. Он меня обнадёжил, что пошлёт запрос в республиканский ОВИР, который через
месяц обязательно даст письменный ответ. Предчувствую долгую тяжбу и волокиту. Воистину
справедливость на небесах, а ключи у Аллаха.
Абдулазиз Махмудов.