Дневник Таракана Вовы

Игорь Одиноков
С сегодняшнего дня решил вдруг дневник завести. Сам не знаю, зачем мне это надо,так,нашло настроение. Конечно, интересно для памяти разные события  записывать, ну а вдруг дневник кому-нибудь из знакомых в лапы попадётся?!Скандал и вообще…Ну а если незнакомым,то плевать,конечно, только за  слог  извиняюсь в случае чего.Я литературных институтов не проходил,выражаюсь,как умею.
В общем,я – Вова.Зовут меня так .По происхождению рыжий таракан. Моя семья,кстати,одна из самых состоятельных в Захлебницах.Захлебницы – это мой родной городишко.Наша нора №24,как пройдёте в трещину,что сразу за горой Хлебницей,так сразу направо.Да спросите любого,моего отца Еремея Степаныча в Захлебницах и стар ,и млад знает – видный  таракан.Мать,правда,подпортила мне биографию – сбежала из города с кем-то.Мне,конечно, об этом знать не положено,папаша мне говорил,что её люди на Столе раздавили,но соседи же не утерпят,чтоб языки не почесать.Не  хотят понимать,что я ещё маленький,не щадят психику и вообще…
Есть у меня старшая сестра Алеся,красивая тараканка,взрослая уже ,самостоятельная.Лапы и прочие формы – всё при ней.Бывало,она купаться пойдёт,а я сразу на кухню,к окошку подползаю и зырю.Хлорофос меня дёрнул об этом написать,папаша дневник найдёт,прочитает – точно за усы оттреплет.Надо получше дневник прятать.Алесе хорошо – гуляет,где хочет,а меня пока одного не пускают на Стол,мал,говорят.Стол – это райское место,и поесть там всего можно и попить,и порезвиться.Сколько песен о нём сложено,и блатных,и лирических!Но чаще туда ночью ходят,а днём там опасно,там могут подстеречь и убить злые люди.Люди – это огромные существа,причём не то,чтобы огромные,как шмель или паучище обалденных размеров,а вообще…Даже взглядом человека невозможно враз окинуть!Бороться с ними нет никакой возможности,а люди только и знают,что пакастят нам,тараканам.Это как проклятие над нами,как злой рок.
  Лично я считаю,что неплохо живу,хотя часто слышу,что ещё мал и не знаю жизни.А что в ней не знать?Лично я не знаю,чего я такого не знаю…Что-то много я уже понаписал сегодня,да всё как-то не по делу и вообще….Зря,наверное,дневник начал,а теперь куда деваться?Ладно,кончу на сегодня,а то завтра опять в эту школу поганую тащиться.

                - - -
Вчера гулял с Алесей по столу.Вначале вышли из Захлебниц,спустились по стеночке,простор кругом,темнотища и ничего не видать.А потом присмотрелся – сколько тут нашего брата,тараканов шастает.Не протолкнёшься.Крошки хлебные жрут,варенье,колбасу,пиво прямо со Стола лакают.Я тоже хотел попробовать,мне говорили,что на вкус оно не очень,зато потом какой-то  кайф ловишь,но Алеська мне не дала – «мал ещё».А сама-то попила,не будь дурой,пока я слюнки глотал.Ну ничего,только бы подрасти,а там я своё наверстаю.Идём дальше.Я спрашиваю:                Ну вот,выпила ты,а где же кайф,не вижу.?                -Какой ещё кайф?                -Ну,который  ты сейчас ловить будешь?                Алеська хохочет,заливается,а я гляжу – у неё уже усы под лапами путаются.В таком сосоянии не то чтобы кайф ловить,впору думать,как бы тебя саму шпана                не поймала,да под блюдце не затащила,понятно зачем…Не успел я так подумать                как шпана заумывальницкая на дороге,хлорофос её раздери!Стол ведь наш,захлеб                ницкий,а заумывальницкие сюда ходят,да ещё наглеют.У  нас с ними вечные                драки.И вот они идут,много их.Тут я как драпанул со всех шести лап,аж ветер                в усах засвистел.Думаю,Алеська напилась,пусть сама и расхлёбывает,а я ещё                маленький,с меня какой спрос,правильно?Потом выяснилось,что я зря волновал-                ся.Она с ними мирно поладила,даже хахаля себе заумывальницкого завела.Стыдно мне  за такую сестру,но что поделаешь и вообще…Все мы тара-                каны,кто без греха…
-                - - -               

Неплохо живу.Чётко!Молодость!Теперь на Стол  один хожу,без всяких ня-                нек.Днём больше дрыхнешь,в картишки с ребятами дуешься ,ну и,правда,                в школу таскаешься иногда.Школа – особая статья.Гадкая штука и все это                понимают,но мне папаша мой,Еремей Степанович,так говорит:»Всё чему                тебя там учат в нашей тараканьей жизни совершенно без надобнастей.Но                аттестат!Он тебе в будущем пригодится.Так что,Вова,учись,учись,и учись»                Вот я и учусь помаленику.Пить тоже вот выучился.В первый раз пивка хва-                танул – стошнило.Второй раз – та же история…И в третий раз…Ну,думаю,                всё…Это ведь позор  да и вообще.Но теперь привык,пъю,как настоящий.                Ночью с ребятами на Стол шастаем,пиво дерябаем ,песни орём.Такая насыщенная жизнь,что даже дневник некогда писать.На днях с одним тараканом  познакомился,деловым,солидным,и имя  у него не наше,а какое-то импортное.Виктор.При чём на «о» ударение – Викто-о-ор.Так вот,мы с ним  к одной крошке  хлеба подошли,стали её делить,ну то да сё,разговорились.  Виктор  сразу спросил,где это я три пары туфель себе достал,таких блестящих  с золотинкой.А я ему не моргнув глазом:»по блату».Опытным прикидываюсь,а сам без понятия,где папаша мой,Еремей Степанович,такие модные колёса раздобыл.Виктор  спросил,не могу ли я и для него достать.Я говорю,  попробую ,мол.Знаю,что дома ещё одна шестёрка таких туфель лежит.Встретились через пару дней на Столе,я ему их за две цены загнал.Виктор расцвёл   аж:
-Эх,в таких туфлярах ночью по Столу пройдёшься – все тараканки молодень-                кие на тебя так и попадают.Любят бабы лоск.Кстати,ты как  на это посмот-                ришь,если я тебя с одной смазливой  тараканкой познакомлю?                -О чём речь,говорю,- Всеми руками ,ногами и усами за!                Сам-то давно уж мечтал тараканку попробовать,надо же хоть для общего                развития и вообще….Договорились с Виктором,ударили по лапам.Вот хоть                и молодой парень,Виктор,а серьёзный и хват.Начитанный – «Тараканище»                от корки до корки наизусть знает.И культурный.Со мной сколько не база-                рил,хлорофосом не разу не ругнулся.Не то что папаша мой,Еремей Степаныч,хоть и умный,уважаемый всеми таракан,а разгорячится – так и                хлорофосит всех направо и налево,как последний сапожник,честное   слово.                Вообщем не удивлюсь если  Виктор со своими данными у тараканок успех имеет.Они же любят,чтоб  с ними культурно.Делликатный   пол.

                - - -
    Вчера я , наконец-то стал мужиком и спешу засвидетельствовать это в  дневнике, изложить обстоятельства, впечатления, ну и вообще…
     Значит, ночъ.Я, как обычно, шатаюсь по Столу, гляжу, что поесть , где выпить.Смотрю , навстречу Виктор катит , весь важный из себя , моими туфлярами сверкает и двух тараканочек под лапки ведёт, Мигает мне ,вот эта,мол ,чёрненькая , твоя . Ну , рожа , конечно , у неё была  не то ,чтобы уж ,но…В общем, конечно, третий сорт тоже не брак, да и вообще…Ломаться я буду что ли  ? Дают – бери ! К тому же  Виктор говорил , что  некрасивых тараканок не бывает , бывает мало пива. Ну что ж, пошли в связи с этим пиво  искать. Тараканки себя  по – простому ведут , я  поэтому тоже ничуть не  стесняюсь .Подошли к стакану , забрались туда , а там пива !…Конечно , в стаканах опасно напиваться . Бывали случаи , залезет таракан в стакан , увлечётся , а потом вылезти не может или вовсе там заснёт. Утром люди  приходят – и отгулялся парень…Поэтому мы  пивка полакали – и скорее  из стакана , пока кайф не наступил . Прибалдели  все , аж у меня в башке  всё ходуном  ходит , думаю , тараканки –то и  вовсе  должны окосеть , организмы ихние послабее наших .Виктор со своей где – то  отстал , ну а мы с  чёрненькой под блюдцем прилегли .Я , не буду врать , занервничал , как – никак в первый раз ,заволновался и вообще…Ну,усами её пощекотал  сначала,поцеловал,она меня тоже – и пошло!
   Отдыхаем потом,вдруг свет – хлоп!Человек,значит,появился  на кухне.Ну                надо же!Натерпелся  я тут страху,весь хмель из меня вышел,что было сил                я в Захлебницы по стене рванул,прибегаю,а там уж Виктор со своею стоят,                запыхались оба,бледные,тоже едва лапы  унесли.Обошлось всё ,слава богу.                Расползлись потихоньку  по норам….А чёрненькую тараканку,как потом                выяснилось,раздавили люди в ту ночь.Ни за грош погибла девка.Ну и хлоро-               фос с ней,она мне не очень-то понравилась.

                - -  -

     Окончил школу , получил, как положено, аттестат и поступил в  институт Статистики .Всё папаша мой ,  Еремей Степаныч , настоял , чтоб я  учёбу продолжил. Говорит: “В наше  время  всякий  уважающий  себя таракан должен иметь “Jкорочки”. Иначе  жить непрестижно будет!” Ну что ж , изучаю теперь  всякие  там науки , вероятности.Оказывается, вероятность  погибнуть на  Столе  днём – 5 процентов , а ночью – только  0,02 процента.Мура , в общем голимая . Я и  не учу ничего , трояки-то  всё  равно будут , кто это осмелится, интересно, сына  Еремея  Степаныча из института отчислить?               
Разные вопросы только  в голову  лезут. Почему ,например, мы , тараканы, не работаем , а  пьём, едим  бесплатно, живём  шикарно  и  вообще…Особенно  папаша мой , Еремей  Степаныч , основательно живёт .В норе  у нас ковры , хрустали , не повернуться – одно слово ,жить умеет . Я как-то заговорил с ним  об этом , а папаша так мне сказал : “Знаешь, Вова.Ты  таракан умный , и не суй свои усы  туда , куда даже собака  их не суёт!” Неопределённый ответ , но понять можно папащу.Алеся   вон  тоже многое хотела знать,а теперь выскочила замуж  за заумывальского таракана,из дома сбежала  и,говорят,где-то там в «Плевательнице»,ресторанчике задрипанном официанткой пристроилась.Тогда прихожу домой,а папаша сидит злой,лапами об пол молотит и хлорофос поминает:                -Алеся-сучка!По стопам матери пошла,расхлорофось  её в тетурам,дихлофос-                ку!!!Мать такая же была.Я всё в дом тащил, а она из дому.Потом и вовсе сбежала,да с кем?С клопом,хлорофос ей в душу!Знай,Вова и стыдись своей                матери.А  Алеська,хлорофос  в бабушку,в бога и в мать,вся в неё пошла дура!                Не ценила,что есть.Осталась бы здесь,устроилась бы  хоть сторожихой на                хлебный склад,ей бы сразу отдельную нору дали,зажила бы..А она!Дура!Ты                хоть,Вова,у меня умницей будь…               

                - - -

   А что я?Я считаю по всем статьям умница.А по части тараканок  - так само-                го Виктора за пояс заткнул.Недавно к одной красотке из Заумывальника                подкатил.Виалеттой звать.До чего красивая – прямо ужас какой-то!За ней                местные тараканы косяком бегали,но на что они годны в своём вонючем                Умывальнике.Голытьба,не то,что я.Я Виалетту в гости пригласил,а в норе у                нас роскошь – закачаешься.И варенье – вишнёвое,сливовое,айвовое,всё слад-                кое такое!Виалетта на диванчик села,поджала лапки,а уж я перед ней вовсю                распинаюсь,такое варенье принесу,сякое,портвейн – и тот достал.Она усики                в варенье опустит,понюхает,вздохнёт,а на рожице   блаженство.Ха,ещё бы                разве в Заумывальнике  едят такое?По  правде сказать,и на Столе-то варенье                редкость,уж не знаю где  его папаша мой,Еремей Степаныч,нахапал в таких                количествах…
-Ах,как вкусно!!-Виалетта сидит,восторгается,-это,наверное,Володя,только                по большим праздникам едят?
-Да,-говорю и поближе к ней на диване пристраиваюсь,-только по праздникам.(сам-то варенье каждый день лопаю до сладкой отрыжки)Сегодня ты                Виалетта,у меня в гостях,и это для  меня  самый большой праздник.                Виалетта молчит,закраснелась,ус об ус чешет,но я-то вижу,,приятно ей,млеет.Ну да какая тараканка  против моего натиска устоит?Я момент даром не теряю,ближе придвинулся,переднюю лапку свою ей на заднюю лапку положил – всё как по прописи идёт.Она так взволнованно:                -Ой,что ты ,Володя ,делаешь,-и отодвигается.Толи не въезжает,то ли из се-                бя девочку корчит.Тут уже я напрямую обнимаю её и шепчу:                -Виалетточка!Таракушечка моя родная!Положи мне лапки на плечи,посмотри мне в глаза.Где твои усики?Я бы жизнь отдал,чтоб расцеловать их,милая.                И всё сильнее всё крепче её зажимаю.Нет,это надо видеть.Талант я всё-таки,                хлорофос меня возьми.А Виалетта ажно задыхается:                -ОЙ,больно…Усик…Володя,аты меня правда любишь?                -Конечно,Виалетточка.Разве ты сама не видишь?
    Чувствую,расслабляется она уже,но всё не может заткнуться :
-А ты не обманываешь?Ой,не надо ,я боюсь….Пожалуйста!                -Успокойся ,всё у нас будет хорошо,родненькая,-и ласковыми словами сып-                лю,как скороговорку читаю,-как ты можешь мне не верить?Разве я способен               
 на плохое?
    И всё отлично вышло!Теперь с Виалеттой почти каждый  день встречаюсь..Знойная тараканка,таких у меня ещё не было.Я Виктору во всех                нюансах мою историю с Виалеттой  рассказал,так он разволновлся,слушая,                аж на месте не мог усидеть.Завидует. Кстати  по поводу варенья. На  днях  узнал, что папаша мой, Еремей Степаныч, его внутри Стола  из банок  добывает. Потом  часть себе , часть на продажу. Башковитый  у  меня  папаша, не пропадёшь  с таким ! Но только мысли опять лезть стали : а правильно ли это ? Так ли надо жить, а в этом ли на самом деле смысл жизни ?Раз я у папаши  об этом напрямик  спросил.  Папаша огорчился  даже,посмотрел мне в глаза и сказал:         
-Запомни раз и навсегда, Вова.Мы  козявочки маленькие, головушки у нас , сам видишь , маленькие ….Тяжело такой головушкой  всю вселенную  объять и до смысла  доискаться . Да и пустое это .Наше дело – есть, пить, размножаться, да от  людей  скрываться.  Все  так живут. А  думать вредно, до  хорошего это никогда  не  доведёт.  Слушай  ,Вова  отца . Я  пожилой таракан, я  эту  жизнь знаю …Я  и послушался. Действительно, папаша  дурного  не  присоветует. Живу  я  хорошо – зачем  мне  думать?               
Сегодня такой  скандал  произошёл  из-за  Виалетты,  мне прямо  перед соседями  неудобно. Я с  ней  давно расстался, хоть  и  красивая  была, и  вообще,а  надоела,  потому  что  много  о  себе  думала,  хотела , чтоб  я  всё  вокруг неё  на цырлах  скакал. И ещё дулась: “Каким  ты , Володя, делаешься  грубым!” Видел  я таких ! Плюнул  и  перестал  встречаться, но  не  в  этом  суть. Сижу  утром , ем, ни  о  чём  не  подозреваю, вдруг  она  заявляется  ко  мне  в нору ,  сама  подурнела,  потолстела  и….пятнадцать  таракашек у ног её  мельтешат, карапузов.Я как это дело увидел и понял,чем это чревато,то от                страха ажно взмылился,испарина по усам потекла.Но говорю так,зеваючи:                -Здравствуй,Виалетта…                Она мне:                -Здравствуй,Володя…                -А куда ты столько малышни с собой притаранила?-спрашиваю с полной  невозмутимостью,будто бы просто так,от любознательности.А она смотрит на меня,глубоко так вздыхает и говорит:                -Тебе решать,Володя…Ты отец…                Тут уж я,наконец,не сдержался.                –Что!?- ору,и у меня ажно усы на лоб полезли,-Кто я?Отец???А пошла-ка ты в хлорофос!Ты это попробуй-ка докажи,дура!А я у себя дома на себя клеветать не позволю!Вон!Вон отсюда!                Она растерялась и дрожащим голосом лепечет:                -Но…Ты же обещал тогда,Володя.                А я всё громче распаляюсь в праведном гневе:                -Вон!Напакостила,бесстыжая,а теперь меня,честного таракана,решила с хлорофосом смешать!Не выйдет!Каждый знает,что ты всему Столу подстилкой была!-ору на все Захлебницы,а сам думаю,ну,сейчас  Виалетта в истерику ударится,будет пытаться меня разжалобить и прочее,а она сказала только:
-Подлец ты,-и ушла со всем свом выводком.Оскорбила!В душу плюнула прям-таки!Хотел я её за такие слова за усы отодрать,да уж , да уж,думаю,ладно.С дерьмом лучше не связываться,верно ведь?

                - - -                Благополучно окончил институт и пристроился халтурить в отдел тараканонаселения.Проблемами демографии занимаюсь.Должность халявная – шлют мне со всей страны ведомости,кто сколько родил ,где скольких раздавили,сколько своей смертью окочурилось,я всё это заитоживаю раз в год.Дело не пыльное,а бабки идут.Да и на диссертацию материал подкапливается…                Всё-таки Виктор,не устаю им восхищаться,до чего умён.Говорит мне:"Слушай,Вовка,как ни крути,а молодость прошла.Мы с тобой взрослые тараканы,                о будущем надо думать.Так что тараканок всяких и пиво – побоку,дело де-                лать надо.Таскать и копить!»Поэтому ночью теперь не на Стол,а в Стол идём.Много там добра всякого складировано,о чём прочие пустые головы и                не догадываются.Работаем с Виктором аккуратно,грибы берём,варенья всякие,сахар и вообще….На днях у одного барыги за два миллиграмма сахара стереомагнитофон сторговал последней модели!С каждым днём себя всё взрослее ощущаю.Думаю на Фридке жениться.Она,правда,толстая и одной ноги не хватает,зато нора у неё…14 кв.см.Дворец да и только!У папаши моего,Еремея Степаныча,и то только 8 квадратов площадь.Если  перееду к Фридке,так на одном квадрате жить можно,а  остальное под запасы пойдёт,под товар.Такие дела можно завернуть!Вот тогда-то заживу!Самым богатым в Захлебницах  стану и уважаемым,как папаша!
         
                - - -   
Вчера  раздавили  папу…Жалко  как…Я  так расстроился , что вот и  день прошёл,а  всё  успокоиться  не  могу. Сижу , скорблю. Эх, папаша, Еремей  Степаныч, потерял  осторожность под  старость  лет ! Говорят , шёл  по  полу , а  ночь  ещё  на  Кухне  не  наступила. Вот  на  него  и  наступили! Хоть  неуместный  каламбур, но  так…Тараканы  рассказывают, что  папаша  громко  щёлкнул  под  человеческой  ногой,  кишки  из  него  наружу  выползли, к полу  присохли. Но  он  ,уже  раздавленный,  ещё  жил  некоторое  время,  усами  дёргал и всё  звал : “Вова !  Вова !” А  я  ничего  не  слышал  и  не  знал  об  этом  ,  мы  с Фридой  / я,кстати, на ней  женился ,  как  и  было  задумано/  нору обихаживали. Моющимися  обоями  стены  оклеивали – красотища  вышла!  Но  папаша – папаша… Да.  Утром  люди  его  труп  от  пола  отскоблили,  унесли. А  я  до  сих  пор  грущу. Хороший  был  таракан,  понимал  меня. Зашёл  вечером  к  Виктору,  рассказал  ему  о  своём  горе.  Дерябнули.  Виктор  говорит:” А  что  ,Вовка, разве  ж  это  плохо?  Я  ,  например , радовался , когда  моего  отца  раздавили. А  то  состарится  вконец , ослабнет, будет  в  норе  лежать,  свет  коптить,  а  ты  жратву  ему  носи,  воду  и,  как  писал  поэт, “ вздыхай  и  думай  про  себя  :  когда  же  чёрт  возмёт  тебя!” Чёрт – это  что – то  вроде  хлорофоса  на  людском  языке. И  успокоил  меня  Виктор. Не  совсем  чтобы,  но  легче  стало. Все  ж  мы  когда-нибудь  помрем,  правильно ?                .          Живу  отлично.  Можно  сказать  , припеваючи  живу . Диссертацию  свою  защитил  ( мне  Виктор  с  защитой  и  оппонентами  всё  устроил, не  за  спасибо,  понятно,  ну  так,  я  не  обеднею ) .Занимаю  теперь ответственный  пост,  ус  об  ус  не  ударяю  и  не  дую  в  ус,  а  бабок  - море.  И  все  уважают, не  только  в  Захлебницах,  по  всей  стране  нашей  СОРОК  ТРИ  моё  имя  известно.  Фрида, жёнушка  моя,  раскаряка  хромоногая,  выродила,  между  прочим,  мне  эдорового  сынка.Чувствуется  моя  порода!  Я  его  пока  по  блату  в  секцию  фигурного  катания  определил – престижно.  В  быту  тоже  всё  схвачено:  варенье, мясо, пиво – каждый  день.  Правда,  от  пива  раздуло  меня,  а от  варенья  сахарный  диабет  схлопотал,  ну  так  что  делать,  издержки  хорошей  жизни.  Да  и  годы  уже…                .         Хожу  по  Столу  теперь  степенно,  пузо  вперёд  и  усами  плавно  пошевеливаю.  Ещё  бы,  все  уважают ,  ну  и  я  горжусь !  А  на  Столе-то,  мать  честная !  Шантрапы  сколько  сопливой  суетится :  где  в  луже  пива  купаются,  где  с  иногородними  дерутся,  где  с  тараканками  в  закутке  перешёптываются.  Неужто  и  я  когда-то  таким  был ?  Был  , как  это  ни  смешно….Как  давно  всё  было,  даже  не  верится. А  шелупень  желторотая  со  мной  всегда  здоровается:                –Здравствуйте,  дядя  Вова !                _ Здрасьте – здрасте, - я  тоже киваю,-как  живёте, как успехи, молодёжь?                – Хорошо,  дядя  Вова !                – Хорошо ль ?  Старших  слушаетесь ? Не  дерётесь ?  Хлорофосом  не  ругаетесь ?  Тараканок  не  сильничаете ? Нет ?  А  то смотрите  у меня  :  узнаю – вздую !                Все  уважают  меня.  И  молодёжь , и  моего  поколения  тараканы.  А  всё   Виктор  меня  на  истинный  путь  наставил , в  тараканы  вывел ,  можно  сказать.  Я  ему  многим  обязан . И  папаше  моему  ,  Еремею  Степанычу,  царство  ему  небесное,  тоже  спасибо.  Сколько  он  меня  уму-разуму  учил!             На  днях  случай  неприятный  вышел:  одна  шваль  пыталась  мне  доказать  , что  я, видите  ли , неправильно  живу .  Короче  , муравей  в  наши  края  забрёл ,  ну , я  и  пригласил  его  в  нору , всё-таки  я  в  Захлебницах  один  из  самых  видных  тараканов , а тут  гость  иноземный  в  кои-то  веки  заходит .Виктор  тоже  пришёл  посидеть ,  поговорить .Я  угощения организовал ,  всё  , как  положено .  Дерябнули .  Муравей  пить  здоров  и  варенье , как  выяснилось ,  тоже  не  дурак  покушать . И  такой  разговор  вышел  меж  нами .                –Ой ,  ну  и  житуха  же , продохнуть  некогда ,-  это  муравей  завздыхал ,  когда  пузо  набил , - с  красными   опять  воевали ,  теперь  город  отстраиваем ,  меня  на  два  денька  только  в  отпуск  и  отпустили . Ну ,  а  у  вас , мужики , как  жизнь ,  как  работёнка ?                – А  мы  не  работаем , - это  ему  Виктор  отвечает .                – Это  как  это ? – муравей  аж  глаза  выкатил , - на  инвалидности , что  ли ?                – Да  никто  не  работает  у  нас ! – Виктор  уже  просто  смеётся . -  Это  пусть  дураки  воюют  и  вкалывают , а  нам  зачем ? На  Стол  ночью  вышел – вот  и  сыт и пьян .  Богаче  вас , трудяг , живём  между  прочим ,                – Так , вы  воруете , значит , у  людей . Понимаю  теперь , почему  люди  вас  не  любят .                – Мы  воруем ?!  Чепуха !  Мы  просто  берём  то  ,  что  плохо  лежит . То  что  никому  не надо . Какое  это  воровство ?  Да  людское  хозяйство  так  богато ,  что  они  на  крошки  и  внимания – то  не  обращают ,  люди  сами  килограммами  еду  в  мусорное  ведро  спроваживают !  Какие  мы  воры ?  Мы  добрые , безобидные  тараканы .
– Воры ! – муравей  уже  накачался  и  голос  повышает , - ишь , пузени  поотрастили .
–Безобидные ,  говорите ?  А  почему  вас  люди  топчут , а ? Съели ?                – Да , - соглашается  Виктор , - но  люди  нас  травят  не  потому  что , мы  им  в  убыток , они  считают , что  это  непорядок ,  когда  мы  по  Столу  ползаем  и  крошки  за  ними  подбираем . Дубовый  люди  народ и  злой  , так  делают ,  чтоб  ни  себе , ни  тараканам .                Муравей  привстал ,  лапами  на  стол  облокотился  и  вякает :                – А !  Противный  вы  народ  .  Ворьё ,  тунеядцы .Тьфу !                Тут  я  тоже  не  выдержал  :                – Что-что , - говорю , - пришёл ,  нажрался и нас  же  оскорблять ! А  ну  повтори ?                – Это  вы  мне ! – Муравей  уже  за  табурет  хватается , -да  я  в  бою  под  Водосточной  трубой  троим  красным   вот  этими   вот  клещами  головы  отгрыз , да  я …..                Тут  уж  я  вскочил  и  по  усищам  ему !  Тоже  нетрезв  был ,  из  себя  вышел . Муравей  на  меня ,  а  Виктор  его  сзади  по  затылку  шмяк !  Но  муравей , сволочь, и  впрямь  ловок  оказался ,  силён .Разбросал  нас  обоих . Виктор  из  норы  вылетел ,  визжит  на  все  Захлебницы :                – Мужики !  Наших  бьют !                И  хоть  бы  кто  из  норы   усы   высунул !  Поприжались ,падлы .  Муравей  сплюнул :                –Эх  вы ,  прусаки  вонючие , - и  ушёл . Прусаки – это  люди  немецкой  породы , а  люди  русской  породы  зачем-то придумали  нас  тараканов ,  прусаками   обзывать .  Странно  и  неостроумно . Мы  ж почему-то  немцев  не  называем  тараканами ?                Пишу  об  этом  ужасном   событии  только  сегодня ,  хотя  случилось  это  почти  двое  суток  назад .  Беда !  Страшная    беда .  Впервые  в  жизни  довелось  испытать  подобный  кошмар , и  дай-то  бог ,  чтоб  последний .                Иду  вечером  по  Захлебницам , ни  о  чём  не  подозреваю , даже  мелодия  какая-то  на  уме  вертится  игривая .  Вдруг  таракан  навстречу  мчится ,  чуть  с  ног  меня  не  сбил ,  задыхается  и  глазищи  сумасшедшие .              –Спасайся  кто  может ,  орёт , - мир  рушится !                .Горы  Хлебницы  больше  нет ,  оторвали  её  люди !  И  дихлофосом  нас  травят ! Я  только  что  снаружи , а  там  такое ,  такое …Ползут  наши  по  стене  и  падают ,  падают !  Все  дохнут !  Спасайтесь !  Хана  пришла !                Я  сразу  понял ,  что  это  не  шутки ,  перепугался ,  в  свою  нору  побежал и  вовремя :  люди  прямо  вдоль  главного  проспекта  дихлофосом  брызнули !  Забился  я  с  Фридкой  в  нору ,  выглядываю ,  дрожу ,  думаю , что  же  дальше  будет ?  А  тараканы  по  проспекту   бегут ,  падают , другие  прямо  по  упавшим  пробираются ,  все  кричат , стонут . И  тут  я  запах  дихлофоса  почувствовал . В мозгу  сразу  затуманилось , замутило  меня . Всё , думаю ,  хана !  Лицом  прямо  в  варенье  уткнулся и ,  смотрю ,  отдышался .  Наверное ,  маленькую  дозу  хватил .  А  тут  вдруг  тараканы  в  мою  нору  стали   ломиться .  “ Пусти ,- кричат ,  Владимир  Еремеевич , -  укрыться  негде !  Погибаем !  У  тебя  ж  площадь  больше ,  пусти ! “                .                Ещё  одна  беда !  Ведь  ворвутся  -  все  запасы  растащат ,  с таких  станется  Я  в  двери  встал ,  лапами  отбиваюсь ,  а  один  меня  за  горло  схватил .                – А  ну  пусти , - орёт , - шкура !                А  сам  уже  дихлофосом   харкает . Я ору : “ Фрида !  Где  ты  ?  Помоги ! “ Жена  прибежала , собой  двери  закрыла ,  а  она  толстая ,  не  сразу  протолкнёшь .  Так  и  держала  двери , никого  не  впустила ,  да  и  сама  там  задохлась . А  я  в  самой  глубине  норы  в  запасах  своих  зарылся ,  лежу ,  трясусь ,  ни  жив  ни  дохл !  Вот  ведь  гримасы   судьбы :  вчера  ещё  был  уважаемым ,  почтенным  тараканом  Захлебниц ,  а  сегодня  кто  я ?  Да  и  где  Захлебницы ? Где  народ ?  Смерть  и  хаос ,  хаос  и  смерть .  Не  знаю,     сколько  я  так  пролежал , не  засекал  время . Потом  слышу , затихло  всё . А  выходить  страшно . Но всё-таки  набрался  смелости ,  выбрался  на  разведку . Тихо , темно ,  весь  проспект  трупами  завален – страсти .  И  я  бреду ,перешагиваю  через  них ,  спотыкаюсь ,  а  сам  думаю :  кто  я  ,  что  я ,  куда  я  и  нужен  ли  я  себе ?  Сумятица  в  душе  и  мрак ….Потом  решил  добраться  до  выхода  на  Стол .  Иду  вроде  бы  верно и вдруг  стена ! Стена  там ,  где  проход  должен  был  быть . Тут  я  снова  испугался  -  да  что   ж  это ?  Может , с  ума  я  сошёл ?  Смотрю ,  кто- то  тут  же  скребётся .  Пригляделся – а  это  Виктор !  Бледный ,  с  оборванным  усом . Обрадовались  мы  друг  другу ,  даже  обнялись  в  потрёпанных чувствах .                – Люди  выход  в  кухню  замуровали , -  Виктор  мне  поясняет , - отсюда  на  воздух  не  попасть . Только  через  пещеры  да  через  пол  можно  пробираться….                Пошли  мы  к  Виктору  домой .  Он  в  глубине  Захлебниц  жил ,  дихлофос  туда  не  добрался .  Посидели . Дерябнули .  Стали  думать , куда  теперь  податься ?  В  Захлебницах  не  останешься ,  вымерло  тут  всё . Виктор  предложил  за  границу  махнуть , в  страну  СОРОК  ЧЕТЫРЕ .  Сестрица – то  моя  Алеся  там  теперь  живёт ,  пишет , хорошо  устроилась,  любовница  знатного  таракана .  Но  я  что – то  вздрогнул  за  границу  ползти ,  привык  как-то  уж  к  родному  Столу ,  к  Кухне , да  и  боязно  в  таком  возрасте  родину  менять .  Тогда  Виктор  надумал  в  Звумывальницкие  районы  переселиться .  Там , говорят , наверняка , тоже  многих  потравили , жилплощадь  найдётся , а  ходов-выходов  из  Заумывальников  на  Кухню  столько ,  что  все  замуровать  даже  людям  не  под  силу . На  том  пока  и  порешили .  И  вот  я  сейчас  сижу , пишу  всё  это , а  слёзы  капают  прямо  на  дневник . А  как же  моя  нора  14  квадратных  сантиметров ?  Как же  мои  запасы ?  Как  хорошо  я  жил ,  и всё  это  покинуть  придётся . А  что  ждёт  меня  впереди ? Неизвестность……А  Виктор  дерябнул  и  знай  себе  похрапывает .  Бесчувственным  он  каким-то  стал .  Ну , так  оно  и  понятно :  один  ус  оторвали  ему , а  ведь  мы ,  тараканы ,  усами  чувствуем .                .               Всё  плохо … В  Заумывальниках  теперь  живу .                Нора  полтора  квадратных   сантиметра !  Теснота ,  сырость ….Общество  здешнее  на  меня  свысока  посматривает,  как  на  какого-то  ханыгу  пришлого.  Невмоготу  терпеть  это  !  А тут  ещё  болезни  навалились :  суставы  ломит ,  живот  болит .  Тоска ….Старость ,  наверное,  это.  На  Стол  ходить – теперь  целое  испытание .  Далеко  очень ,  потом  взбирайся  на  него .  Раньше-то  Стол  под  боком  был ,  вышел  из  Захлебниц  - и  на  Столе , и  здоровья  было  хоть  отбавляй !  Теперь  всё  не  так .  Пива  не  пью  почти – сердечко  стало  пошаливать .  Вот  так  вот  доберусь  до  Стола , посижу ,  хлебушка  пожую ,  водички  попью ,  молодость  свою  золотую  вспомню , да  назад  в  свой  мокрый  угол  телепаюсь . Одиночество……Думал ,  хоть  сынок  обо  мне  на  старости  лет  позаботится , да  где  там .Уехал  куда-то  в  Захолодильники , не  пишет , раздавят  меня ,  так  он  и  не  узнает  даже …                А  Виктор  преуспевает !  Нигде  не  пропадёт ,  сволочь ! В  Заумывальниках  наука  далеко  вперёд  шагнула , и он  к  ней  примазался .  Пишет ,  что  в  голову  взбредёт :  о  пиве ,  о  составе  дихлофоса , о  мирах.               Шарлатан ! Теперь  ведь  учёные  доказали ,  что  мир  бесконечен . А  раньше-то  нас  как  в  школе  учили :  есть  мир , он  называется  Домом ,  в  нем  девяносто  стран ,  называются  они  квартирами ,  мы  живём  в  стране  СОРОК  ТРИ – вот  тебе  и  вся  картина  мироздания !  А  теперь  учёные   утверждают , что  Дом  не  один ,  их   бесконечное  множество , в  каждом  есть  квартиры  и  в  каждом  живут  тараканы !  Невероятно , в  уме  с  трудом  укладывается…..А  Виктор  и  подвизался  писать  опусы  про  иные  дома ,  где  никогда  не  был . Сочиняет  всё , а  кто  проверит ?  Зато  молодёжи  читать  интересно ,  модным  автором  стал  Виктор . Везёт  подлецу .  Нору  получил – пятнадцать  квадратных  сантиметров. Живёт  с  размахом . На днях  видел  его  с  любовницей , так  она ,  по-моему , несовершеннолетняя.  Ничего  и  никого  не  боится ,  что  хочет ,  то и  делает ,  и  никакой  управы  на  таких ,  одно  слово  - Вик-тор !  Советовал  он  мне  мемуары   издать  ( это  мой  дневник  - то ). А  кому  он  интересен ,  ничего  тут  не  придумано  всё , как  в  жизни ,  я  же  не  Виктор ,  сочинять  не  умею . Да  и  вообще …                Недавно  в  моей  серой  жизни  вдруг  произошло  событие . Можно  даже  сказать ,  радостное ,  хоть и  неожиданное  очень .  Я  встретил  Виалетту .  Я и  позабыл  давно ,  что  она  в  Заумывальниках  жила ,  иду  как-то  по  улочке , ни  о  чём  не  подозреваю ,  вдруг  она   навстречу .  Смотрю ,  знакомое  лицо ….Виалетта !  Я  то  её  сразу  узнал ,  а  она  меня  не  сразу….Ещё  б ,  таракана  жизнь  не  красит .  Сели  мы  с  ней , разговорились ,  как  старые  друзья .  Я  о  себе  всё  рассказал , как  жил  и  как  всё  потерял ,  она  о  себе  . Детишек ,  говорит , пораскидала  по свету ,  теперь  одна   живёт , как  и  я .  Но  выглядит  свежо ,  есть  такие   тараканки ,  что  с  годами  почти  не  меняются . А  я  так  в  одиночестве  своём  истосковался ,  да  ещё  болезни ,  немощи ,  слягу – стакан  воды   некому  будет  подать .  Сидим ,  смотрю  я  на  Виалетту ,  а  она  на  меня .  Потом  я  говорю :                – А  ты  помнишь…                В  её  глазах  сразу   что-то  прежнее  появилось ,  жгучее.                -  Помню ,-  она  улыбнулась , - я  всю  жизнь  тебя  помнила .                И  смотрит  на  меня   нежно ,  кротко .  Тут  я  выпалил :                Но  как  же  так  случилось ,  как  мы  могли  жить  друг  без  друга ?!             Чуть  рыдания  меня  не  придушили . А  она  говорит  грустно :                –Жили….Случилось ….Ты  сам  так  решил ,  Володя .                - Так  получилось , -  сказал  я  это  и  заплакал . А  Виалетта  меня    успокаивает . – Ну ,  что  ты ,  что  ты …  Что   было  ,  то  прошло .                .Наверное ,  мы  оба  были  виноваты .                Простили  мы  друг  друга .  Вернулась  ко  мне  прежняя  любовь ,  снова  сошёлся  я  с  Виалеттой . У  неё  нора  четыре  квадратных  сантиметра .  Зажили  вместе . Теперь  уж , наверное ,  навсегда .                Ничего  не  происходит… Ничего  не  происходит…Взялся  вот  писать ,  потому  что  тоска  и  делать  нечего , а  что  написать  не  знаю . Ничего  не  происходит !  Живу  с  Виалеттой .  Иногда  ходим  с  ней  на  Стол , погулять , на  молодёжь  взглянуть , ну  и  поесть ,  конечно .  Я  иду ,  на  лапку  Виалетты  опираюсь – самому  уже  и  ходить   тяжело  стало ,  одышка и  вообще … Встретили  как-то  Виктора  на  Столе , идёт , негодяй ,  важный , в  костюмчике  импортном .  Преуспел ,  паразит , а  моя  звезда  навсегда  закатилась . Надломилось  что-то  во  мне  после  той  ужасной  катастрофы .  Но  Виктор ,  однако , подошёл ,  лапу  подал ,  надо  же  снисходит  ещё  до  старых  друзей .  Разговорились .                – Помнишь , -говорит , - Вовка , как  на нас  дихлофос   обрушился ! Что  пережили !                – Да , -  говорю ,- выжили…. На  свою  беду .                – Но  что  я  думаю ,  -Виктор  меня  не  слушает , -хлорофос , дихлофос ,  прочие  яды ,  это ,  конечно , мерзко . Но    пусть  люди  изощряются , травят , пусть !  Пока  на  Столе   будут  валяться  крошки – будем  и  мы ,  тараканы !  И  ничем  нас  не  возмёшь !                Я  несколько  дней  потом  над  его  словами   думал .  Мудро  сказал  Виктор ,  хоть  и  подонок   он  конченый .Правильные  слова .                .                Кошмар .  Сплю  плохо  ,  двигаюсь  с  трудом .  Теперь  я  понял :  тогда  я  в  Захлебницах  дихлофоса   вдохнул  и  не  почувствовал  ничего ,  только  теперь , позднее ,  сказывается .  Всё  к  старости  проявилось…  Недавно   раздавил  Виалетту .  Я  почти  не  расстроился  почему-то . Так  плохо  мне , что  всё  уже  безразлично .                Перечитывал  сегодня  свой  дневник ,  а  теперь  сижу  и  думаю :  ну ,  какого  хлорофоса  я  жил ?  Что  сделал ? Что  после  себя  оставил ?  Детей ?  Расползлись  по свету,  я  их  не  знаю… Такие  же  тараканы , как и  я .  А  тараканьему  населению  вроде  бы  вымирание  не  грозит ,  можно  было  б  и  не  плодить  детей  - и  без  них  тошно . Так  для  чего  всё ?  И  так  противно   мне  было  свой  дневник   читать .  Противно  и  горько… Завёл  когда-то   его  от  скуки ,  для  баловства – и   думал  ли ,  какой  пыткой  мне  этот  дневник  на  исходе  дней  станет ?   Что  жил  -  что  не  жил…А   по-новому  жить  уже  не  начнёшь .  Поздно…                Да ,  прав  был  папаша  мой , Еремей  Степаныч ,  тысячу  раз  прав . Не  надо  думать !  От  этого  хорошего  не  жди ,  Страшно  это  и  вообще….Вот  я  сегодня   вдруг   вдумался  и….                .                Кончилось  бы  всё  это  скорее !!!                .                .                Посткриптум     Виктора.                .           (  Из  газеты   “ Вечерний   Заумывальник .” )                .                Редакция  газеты  с  прискорбием  сообщает ,  что  вчера  днём   трагически  погиб  житель  нашего  города   Владимир   Еремеевич  ,  кандидат  статистических  наук ,  выдающийся  гражданин  и  учёный .  Непросто  складывалась  жизнь  Владимира  Еремеевича ,  но  всё ,  чего  он  добился  в  ней ,  было  достигнуто  исключительно  благодоря  упорному  труду  и  яркому  таланту .  Тяжёлое  детство  без  матери ,  мятежная  юность ,  полная опасностей  и  соблазнов ,  учёба  в  институте ,  и , наконец ,  защита  диссертации ,  выдвижение  на  пост ,  богатая  научная  работа  и  кипучая  административная  деятельность -  вот  путь ,  которым  прошёл  Владимир  Еремеевич ,  проживавший  тогда   в  Захлебницах.  Всем  нам  памятна  трагедия   Захлебниц ,  когда   обрушившаяся  на  город  лава   дихлофоса  унесла  с  собой  многих  его  жителей .  Не  обошла  беда  стороной  и  Владимира   Еремеевича :  он  лишился   жены ,  крова , здоровья.  Последние  годы   жизни   Владимир  Еремеевич  провёл  в   Заумывальниках , но ,  увы ,  перенесённые  потрясения  уже  не  позволили  ему  вернуться  ни  к  науке ,  ни  к   общественной  деятельности . Думается ,  что  к  концу  дней  у  него  помутился  рассудок,  иначе  как  объяснить,  зачем  Владимир  Еремеевич ,  старый  больной  таракан,  вылез  на  стену  среди   бела  дня .  Я  видел  его  смерть .  Владимир   Еремеевич  вышел  из   главного   хода   из  Заумывальников  и  спокойно,  не  торопясь,  словно  дело  происходит   глубокой   ночью ,  двинулся  вдоль  стены .  Я  смотрел   ему  вслед  и  отчаянно   кричал ,  чтоб  он  вернулся,  но  Владимир  Еремеевич будто  не  слышал  и  не   останавливался .  Потом  его  заметил   человек . Но  человек   не  стал   давить  его   рукой ,  он   поднёс к  Владимиру  Еремеевичу  огромное  бревно ,  на  конце  которого  вдруг  вспыхнуло  мощное   пламя . Владимир  Еремеевич  упал  со стены  на  пол , и  тогда   человек  положил  горящее  бревно  ему  на  живот .  Запахло  палёным,  Владимир  Еремеевич    потянулся    и замер .  Его  усы  сгорели ,  лапы  обуглились .                Так  погиб  Владимир  Еремеевич….Для  меня   он   был   и  навсегда   останется  Вовой ,  единственным  верным   другом .  Спи  спокойно ,  Вова ,  память  о  тебе  навсегда  сохранится  в  наших  сердцах.  Ты  был  настоящий   таракан !
1983 г.