Здорово съездили. глава 1

Борис Высоцкий
       
               


     1986 год. В месяце июле…

               
      Утреннее  солнце  заглянуло  в открытое  окно  и  наткнувшись на сонного Серёгу, ласково коснулось его ног. Потом  тёплый лучик пополз по кровати, коснулся подушки и заглянул  в глаза…

   Сергей уже не спал, просто лежал с открытыми глазами, но вставать совсем не хотелось, как не хотелось бриться-умываться. Не хотелось  идти  на  работу.   Вообще  ничего  не  хотелось…
   После  двухнедельной командировки, ночёвок  в   гостиницах  и  съёмных квартирах, да и просто на капоте  или  полу  автомобиля – так  было   приятно   расслабиться  в чистой  постели,  осознавая, что ты уже дома и всё, что  было  до  этого – уже  «было», и  хорошо,  что  его  больше  не  будет….

       Утро  после выходных дней, в  конторе монтажно-наладочного управления, где работал мастером по учёту и комплектации основных средств, а короче – старшим «куда пошлют» - Сергей,  начиналось как обычно. Пять минут перекура перед планёркой – Сергей не курил, но пропустить обмен новостями не хотел, поэтому тоже потоптался со всеми курильщиками на площадке. Сводки по  бригадам,  отчёты, путевые листы и командировочные  удостоверения – всё  грудой  уже  лежало на  столе и  всем нужно срочно  его  визу…

    - Серёга, дружище, выручай!-  На  край стола грузно плюхнулся прораб монтажного участка Попков. – У меня на объекте в Осетии сварочный умыкнули, а сдавать объект  вот-вот…  Нужен другой, а тот спишу  со временем. Но сейчас - нож к горлу, монтажники стоят. Заказчик  пообещал помочь, но  сам  знаешь, обещанного три года…

    Закрутилось,  завертелось… Всем  что-то  нужно,  всем ещё три дня  назад…
     - Серёжа! К начальнику, что-то срочное, давай быстро. - Секретарь Полечка процокала каблучками и  исчезла как  облачко  в ясный день.
    - Васёк, потерпи чуток, сейчас вернусь – решим.-

    Начальник управления, красивый  брюнет, немного полноватый для своих тридцати пяти лет, беседовал  с  Красносельским, одним  из своих заместителей,  и только  кивнул  на приветствие.
  - Бери стул, разговор есть. - и показал на стул возле своего стола. Сергей в управлении был не новичком. Стул возле стола начальника – разговор  серьёзный и надолго.

    - Ты  у нас, – «у нас» прозвучало утвердительно, что ещё раз напомнило про серьёзность разговора:  - основными  занимаешься!?  План на тебе не висит? -  Не то спросил, не то напомнил Красносельский, глядя на Сергея своими заплывшими глазками - буравчиками: –    Вот какое  дело, понимаешь...  Из главка наряд пришёл, на шесть специальных  автомобилей -  мастерских. Получать в Бийске, это Алтайский край, свет не близкий.

   Он  пожевал что-то  несуществующее, и ткнул пальцем в Сергея.
    - Так вот, у нас две  недели на получение. Не получим,  во первых - штрафные санкции, а во вторых – эти  автомобили, – он постучал кулаком по столу, вроде для усиления своих слов, придания им необходимой важности, –  они  нам нужны по-за-ре-з…

  Раздельно   произнесённое слово должно было произвести впечатление на подчинённого, показать, что отговорки не принимаются…
   - Отправить туда шесть человек мы не можем,- вступил в разговор начальник. Его глаза остановились на молодом мастере. У Сергея, аж холодок по спине пополз… Похоже – грядут неприятности. Отвечает за основные средства  он, значит…

     - Мы отправим с тобой одного опытного хлопца. У тебя тоже права есть. УАЗ получите на самовывоз, остальные мастерские – кровь с носа – отправите по железке… Приказ на командировку  уже   подписан,  с  тобой  поедет Юра, он водитель опытный и в тех краях бывал прежде. Всё… Быстро в бухгалтерию, получите командировочные. Полетите через Москву, заедете в Главк, заберёте   необходимые  бумаги. Вас встретят люди с  нашего  московского участка, его начальник  в  курсе, всё  организуют.

   Документы на отъезд  уже  были готовы. Очевидно, никто и не сомневался, что мастер Серёжа готов  к  дальней дороге, как пионер к смотру,  его никто и не спросил -  кто с садика дочь заберёт, кто отца, лежащего в больнице после операции, проведает… Серёга, падай грудью на амбразуру, можешь даже споткнуться  и  стать героем.   Да…  Алтай – свет не близкий.

   Сборы были недолгими, и  после  нескольких  звонков  родным,  тяжёлого  разговора  с  супругой,  быстрой  доставки  в  аэропорт  Борисполь,  уже    к  вечеру   мы   бродили  по  Москве.
    Юра  бывал у  московских коллег  в  прежние  годы, поэтому прямо  с аэропорта  отправились в  Черёмушки,  где  начальник  московского участка, (тоже не хило устроился), снимал под контору трёхкомнатную квартиру, занимая  под  кабинет  одну  комнату, а две другие оборудовал под  мини-гостинницу. Нашли нужный дом, нас там действительно ждали, и все вопросы решались легко и просто.

   Наступал   вечер.   Самолёт  на   Барнаул – завтра к  обеду, так  что можно  и  Москву посмотреть. Сергей  и  раньше  много  раз  бывал  в столице, но как-то всё больше проездом,  с запасом в 3-4 часа, а это ничто для такого мегаполиса. Не успел сказать : - "Здравствуй,   Москва"! - а уже пора и раскланиваться.

   Перво-наперво прошлись по центральной части, простучали каблуками по Красной площади, позаглядывали везде, где вход свободный. До музеев и театров не дошло, но гастрономы  прошерстили.
    В результате  сумки были наполнены редкими даже для Киева деликатесами, да и водочки, по совету   Юры, прихватили.

    Вернулись на квартиру уже затемно, но поскольку ключи были с собой, проблем не возникло. Проживание в мини-гостинице  обошлось по трёшке на брата, и даже квитанции женщина, присматривающая  за  квартирой,   выдала. Комната,  как  для  перевалочной гостиницы  - была уютная,  постели чистые, кровати удобные.

      После вкусного и обильного ужина, утомлённые  хождением  по столице, наши  герои  мгновенно уснули.  После полуночи Сергея  разбудил  не  то  естественный позыв, не  то  какой-то  неясный  шум. Тихонько, чтоб не разбудить Юру, он вышел в коридор и, не включая свет, двинулся по направлению к туалету. В этот момент краем глаза он заметил какое-то движение,  неясную тень  в коридоре  и  остановился. Тень  почти  не  двигалась, но всё равно  чьё-то  присутствие  ощущалось…

     Холодный пот прошиб Сергея, какой-то леденящий душу холод сковал его движения и он непроизвольно  схватился  рукой  за стену. Рука попала на клавишу выключателя  и вспыхнул свет. Перед  Сергеем  во  всей своей красе стояла растрёпанная бабуля в ночной сорочке. Она была настолько  пьяна,  что   кажется, совершенно  не  соображала где  она, и что делает…
    Сергей тихонько закрыл дверь комнаты, решил перетерпеть до утра, но в коридор больше не выходить.
    Утром  ничего  не  напоминало  ночного  происшествия.  Бабулька,  умытая  и  причёсанная,  чинно   пила  чай  за  кухонным  столом,  расспрашивала, что  видели  в городе,  какие  дальнейшие планы. 
          Сергей  рассказал  Юре  о  ночном происшествии,  и  тот  весело  заржал.
     - Забыл тебя предупредить, здесь часто наладчики после командировок ночуют, иногда крепко затариваются.  А  бабка  нимфоманка, она  к  ним ночью приходит… Ну и…сам понимаешь.
  Хозяйка,  как  ни  в  чём  не  бывало,    проводила  их  до двери, пригласила ещё приезжать.
 
     В аэропорту,  как всегда - толкотня и неразбериха,  но понемножку освоились, сдавать в багаж нечего, прошли досмотр, регистрацию, и  уже  через  час разместились  в  салоне  лайнера. Сначала было интересно смотреть в окно на проносящиеся квадратики полей, дороги с игрушечными автомобильчиками, потом  пошла  внизу  сплошная   облачность, и стало неинтересно. Наши путешественники, съев предложенное стандартное блюдо -  курицу с рисом и запив минералкой, мирно   задремали  под  гул  моторов.

   - Поднять спинки кресел, пристегнуть привязные ремни,- между рядами кресел шествовали две красавицы, в синих форменных костюмах, и проверяли ремни на груди пассажиров. Юра в шутку погладил  стюардессу по  руке  и  в ответ получил  вроде  и не сильный, но достаточно ощутимый шлепок.
    -Видал какие? – Его  глаза  провожали  девушек  по  проходу и плотоядно блестели. И  было от чего.  Форма  сидела  как   влитая, а умелый макияж и причёска придавали неизъяснимый  шарм этим двум, порхающим  по проходу, птичкам….

    Барнаул  встретил мелким дождиком, и Сергей уже начал нервничать, не хотелось сидеть в аэропорту, а в гостиницу тоже  ехать резона не было. Но уже через  два  часа небо посветлело, блеснуло  солнце  и  вскоре  объявили  посадку  на  самолёт  до  Бийска.

     В  Бийске  были  к  вечеру.  Пока устраивались  в  гостинице,  пока ужинали – вечер  сразу,  как-то очень  быстро   перешел  в  ночь. Город   был  тёмный, лишь  в  центре,  вокруг  пятиэтажек  и  вдоль  улиц - одинокие  фонари  освещали  пятачки под  опорами. Зато  небо  над  городом  было отменное. Отсутствие смога,   близость гор  и яркий свет далёких   созвездий – всё  это  создавало  какую-то  иллюзию  нескончаемости бытия. Всё  было как будто пронизано  чистым, ясным светом. Воздух  пропитывал  лёгкие  и опьянял…
   - Да  ты  ещё в горах не был. Вот там да… Дышать – не надышаться. Голова кругом, пока привыкнешь.
  -  Ну, положим, в горах я бывал, и  не  единожды. Студентом каждый год в Карпаты ездил, на турбазы в Ясиня или Ворохту, на лыжах кататься. - Сергею даже  обидно стало, Карпаты ему  как  родные  были.
  - Ну  что  тут  равнять: Горный   Алтай  и  Карпаты. Это  надо  посмотреть…

     Пока  распаковывались и ужинали, Юра рассказал, как несколько лет подряд  ездил  в  горы  с   «дикой» бригадой  строить   загоны  для  оленей.  Он восхищался  жизнью  в  горах,  хоть  работа была очень тяжёлая:  с  утра  до  вечера,  под солнцем  и  дождём,    таскать  жерди  из  сырого  дерева  и строить километры ограждений. Огораживать  приходилось  сотни  гектаров леса, работы было очень много. Но и платили немало. За три года  он построил  кооперативную  квартиру  в  Киеве  и  даже  на  мебель собрал.
    -Ты и не представляешь, как было тяжело работать, но как  легко работалось. Знал за что…
     Бийск  оказался  небольшим  провинциальным  городком. Несколько десятков трёх -пятиэтажных  домов, Горисполком, обязательные  для такого города - кинотеатр, универмаг, гостиница… Обычный  набор тех лет. Дальше - во все стороны шли домики самостроя  с   маленьким  огородом  и  палисадником.  Виднелись и корпуса небольших заводиков. Из  конца  в конец автобусом – полчаса.

    Завод, на котором комплектовались автомастерские для народного хозяйства, был совсем рядом  с  гостиницей, и Сергей уже с утра бегал  по  кабинетам,  подписывая  документы на получение автомобилей.
  Одну  автомастерскую-лабораторию   на  базе  УАЗ – 452  - оформили сразу, а пять мастерских на  базе  автомобиля  ГАЗ -52  нужно  было  отправлять   по железной дороге.
    -  А  у  вас там случайно  с  ума   не  спрыгнул  никто? - этот вопрос был задан нашим героям  прямо с утречка. -  Да  нам за последний  квартал, ещё  ни  одной  грузовой  платформы не  выделили.  И не обещают… Так что, забирайте самовывозом, – начальник производственного отдела махнул на Сергея рукой: - Короче говоря:  оформляйте,  а  дальше  -  как хотите.

   Легко сказать -  как  хотите… Ну  ещё  одну  можно  взять, нас двое  с  правами. А  ещё  четыре?  Да  и талонов на бензин - для одного  УАЗика  -   в  притирочку.   Да…задачка. Сергей только сейчас понял, как он прошляпил этот вопрос, не  просчитал  ещё  в  Киеве,  сколько  бензина понадобится, просто  взял, сколько давали.
   - Что делать  будем, Юра? Нам этих талонов, дай бог, чтоб до Украины доехать.
    - Есть предложение. Наш земляк, мой дружбан, в Горно-Алтайске сельхозтехнику возглавляет. Созвонимся,  может  выручит.
 Переговоры оказались успешными.
  - Приезжайте,  если  есть  бланк доверенности, поможем. Мы же  одного министерства.  Полтонны вам хватит? Но с вас причитается…
 Это  решало  все  проблемы с  УАЗом.  Но  как  быть  с  остальными  автомобилями?
    - А вы сходите на станцию, перетрите этот вопрос. Нам не дают, а вдруг вам повезёт и чем-либо помогут… - Женщины  из  бухгалтерии  явно  сочувствовали  нашему  положению, и старались подбодрить, хоть бы советом.
  Имея  под  мягким  местом автомобиль, можно было поездить по Бийску, познакомиться  с городом, да  и  на железнодорожную станцию заехать.
    Их   там не ждали…
   - Какие платформы? Вы что, парни, с луны свалились? У нас плановые  поставки срываются, а вам -   вынь и дай…
  - А как нам Андреевича найти?- На заводе Сергею намекнули, что вопрос с платформами можно решить, если  уговорить Андреевича, и выразительно пощёлкали по кадыку…
  - Да вот он там, возле диспетчерской.
 -Ну, я Андреевич. Какие вопросы? – Щупленький  мужичёк  в  форме железнодорожника подошёл ближе. 
- Да  нам  бы  платформы…- двинулся  ему  навстречу  Юра.
 - А  английской  королевы  вам  не  надо  подогнать? Подумайте, можем оформить…
   Сергей   оценивающе  посмотрел  на  стоящего  перед  ними  железнодорожника. Глаза водянистые, но  чувствуется закалка  старого  выпивохи. С  таким  нужно  говорить   иначе.  А… была- не - была,  чем  чёрт  не  шутит…
  -  Мужики!   Да  мы  вот УАЗ новый получили, - рассмеялся Сергей. – Обкатку делаем, а места незнакомые.  Мы  с  Москвы  затарились,  в  хорошей  компании  не  грех  бы  и  посидеть…
  Глаза Андреевича налились сталью.
  - Это что, взятку предлагаете? Да чтоб я...
  - Да  просто подумалось - мы чужие, места ваши  не знаем. А  сидеть  в  гостинице не хочется. Транспорт  есть, можем  после  работы  куда-нибудь   заскочить, посидеть, о жизни покалякать.
 - Я  буду  не  один,- глаза-буравчики остановились на Юре. - Этот с тобой?
 - Ну да, водитель… - Сергей подмигнул Юре. -  Должен же кто-то по домам развезти.
 - Со  мной - ещё  двое.  Обеспечите?
 - Места хватит, а куда  ехать – покажете.
   - Тогда здесь, после работы…
  Их  действительно  оказалось  трое.  Далеко ехать не пришлось. Возле небольшого озерца, пока Юра доставал сумку с московскими деликатесами, мужички споро, (знали куда едут и зачем), расстелили  брезент. За весь вечер разговор ни разу не коснулся темы отправки автомобилей… Рыбалка,  охота,  бабы… Шутки-прибаутки. Все  возможные темы были обговорены, да  и выпито было  немало.  Сергей с Юрой, на правах угощающих  немного  проминдальничали,  благо  и  причина  была -  автомобиль  кому-то  вести  надо  было.

   С  трудом  запихав  у  будку  хозяев, желавших  продолжать  праздник  и  далее,  развезли их по домам. Про платформы никто  и  не  вспоминал, не  до  того  было.

    Утром решили проехаться по городу в поисках облепихового масла, которым славился край. В  магазинах  и аптеках  его  не  было, можно  было  купить  с рук, правда - с оглядкой, поскольку за это наказывали.

   В  конце-концов  на окраине города нашли человека, согласившегося свести с людьми, которые «может вам  и продадут». Продали.  Правда цена оказалась запредельной, но учитывая, что это  был заказ   с  Киева    – пришлось  платить.  Забегая  наперёд,  надо  признаться, что  их  здорово надули: уже дома оказалось, что  масло  было только сверху, а дальше что-то непонятное, но  по  цвету очень  похожее. Над ними, неопытными, просто посмеялись. Развели,  так  сказать,  лохов  приезжих.

    В бухгалтерии, пока оформлялись документы, завязался разговор «про жизнь». Работницы бухгалтерии,  одни женщины,  наперебой  рассказывали  о жизни в  этом  богатом  и  благодатном  крае.  Да  и  вопросов  задавали немало…
  -  У меня дочь, шести лет, спрашивает: " Мама, а шоколадка, она какая? Вот по телевизору показывали – девочка  ела  шоколадную  конфету.  А  какая  она,  мама?" – у женщины  на  глазах слёзы. – Что  мне  ей  сказать?  Я  сама их  только в детстве пробовала. Но тогда денег не было. Сейчас  вроде  и  деньги  есть – а не всё купить можно… А у вас в Киеве есть?
  - Да, есть. Можно купить свободно. Ну,  очень хорошие – нужно побегать, поискать. А   так, побаловать детишек, а то и себя,  можно. – Сергей много  чего  рассказал о жизни в столице Украины, о настроении людей. Разговор тянулся долго. Их интересовало всё: зарплаты, транспорт, цены, жильё.  Но  пора  и  честь  знать.  Нужно ехать…
 - А вы можете  нам посылкой переслать  пару  килограммов  хороших  конфет, детишек  побаловать?- Вопрос задала  одна, но  ответ  явно  ждали все…
  - Я постараюсь, - Сергей  достал  записную  книжку. – Диктуйте адрес.
    Уезжали, прощаясь как  с давними друзьями. Собрали  в  гостинице  вещи, и: « Прощай Бийск. Пора и честь знать. И так три дня  жизни  пропали»…
   Перед развилкой  с  указателями  Юра притормозил.
 - Ну что, на Горно-Алтайск? Бензин нужен по-любе… Да и времени у нас в запасе масса. По норме нам семь суток на дорогу. Официально водитель только я, в сутки – по 300 км, ну чуть больше. А ночью  спать  положено.  Рискнём?  Заодно  и  машину  обкатаем.
    Сергею и самому хотелось посмотреть незнакомые места. Когда ещё представится возможность побывать на родине Шукшина.  «Где-то багульник на сопках цветёт, кедры вонзаются в небо. Кажется, будто давно меня ждёт…»  Песня  сама  сорвалась  с  губ.  Так  это же  про меня. Что ж тут думать?
-  Давай  поедем. Только  туда – обратно.  На всё  -  трое суток.
     Двигатель  радостно  заурчал,  УАЗ  рванул  с  места  и  понёс  наших  путешественников  к  новым  приключениям…

                Продолжение  следует.