Мастер

Игорь Гудзь
Работая выпускающим редактором объединенного театрального блога
NRGblog.com автор часто встречается с актерами московских театров.

Сегодня, в день 80-летнего юбилея главного режиссера "Ленкома" Марка Анатольевича Захарова - несколько слов некоторых его учеников, артистов театра.

Дмитрий Волков

Можно привести примеры жизненного опыта конкретно свои, а можно из пьесы. Их пишут одаренные люди, и в них можно почерпнуть для себя много полезного. Когда создаешь какой-то образ, он приобретает многое от тебя, поскольку ты живой человек и вкладываешь в него свои качества, и ты от него приобретаешь тоже много. Отпечатка пьесы трудно избежать. Многое зависит и от специфики роли, и от режиссера. Часто бывает, что многие актеры, начиная работать с талантливым, «выпуклым» режиссером, сами становятся похожими на этого режиссера. Все актеры Ленкома чем-то похожи на Марка Анатольевича в плане творческого взгляда. Я не считаю что это плохо, это хорошо.

Александра Волкова

В одном из своих интервью, Марк Анатольевич Захаров, касаясь выбора репертуара, сказал, что главное в этой проблеме – зритель! Ведь все для него, для зрителя! Человек, вырвавшийся из будничной серости, суеты … в театр, должен увидеть здесь все настолько яркое, настолько поражающее его воображение, настолько пронзающее его душу, причем с первых же минут, что он должен сразу же влюбиться в театр раз и навсегда, на всю жизнь. И приходить сюда еще и еще! Поэтому все спектакли Марка Анатольевича начинаются ярко, неожиданно – с какого-нибудь громкого хлопка, резкого возгласа, зажигательного танца, … или как в «Фигаро…» - с брызг шампанского!

Анжелика Кошевая

Марк Анатольевич Захаров – это эпоха, и мне кажется, что до конца его никто и никогда не сможет разгадать. Мне, например, интересно сидеть рядом и наблюдать за ним, даже если он просто молчит! На репетициях, обычно вначале всегда поднимает всем настроение своей речью и настолько мастерски, что некоторые шутки сказанные им ходят по театру и вне театра, годами.
Иногда он любит сказать что-то такое - откуда это возникло неизвестно, а спросить о чем неудобно. Он любит новаторские предложения от актеров, всегда приветствует импровизацию, что очень помогает в ходе репетиций. И часто это импровизация закрепляется! В то же время, если Марк Анатольевич что-то сказал, а ты с третьего раза не запомнил или не усвоил, он может быть и достаточно жестким. Это правильно, потому что это очень мобилизует, но при всем при этом всегда на репетициях, да и в театре в целом, существует здоровая атмосфера, а это главное!

Наталья Щукина

Я во многом благодарна Марку Анатольевичу, как ни банально это звучит. Это очень сложный человек, невероятно талантливый, и, видимо, от того понимающий, что с актерами нужно вести себя искренне, говорить им в глаза правду, какая бы она не была. И при этом требовать от них сверх возможного. Я иногда обижалась на него раньше, мне казалось, что он ко мне несправедлив, мелочен, придирчив, даже жесток временами. Но все это, все до мелочей оказалось потом оправданным. Марк Анатольевич научил меня не просто грамотно и профессионально существовать на сцене, не только привил мне чувство стиля и вкуса, а просто научил меня собственно жить!