Поём о войне 7

Василий Чечель
Поём мы песни о войне,
В них вся кровавая гроза,
И как горели в том огне,
Как победили в той весне,
И материнская слеза.

И много строк о ветеранах, 
В рассказах песнях и стихах,
О тех боях, смертях и ранах,
О похоронках нежеланных,
И о тревожных наших снах.


Так много песен о войне,
Всех не запомнить и не спеть,
Бывает, слышу их во сне,
Они тревожат душу мне,
Такой вот песней - эта есть:


"На Безымянной высоте"
слова М.Матусовского, музыка. В.Баснера

«Дымилась роща под горою,
А вместе с ней горел закат.
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших
Лежать осталось в темноте...
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.

Светилась, падая, ракета
Как догоревшая звезда.
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.

Над нами "мессеры" кружили;
Их было видно словно днем.
Но только крепче мы дружили,
Под перекрестным арт-огнем.
И как бы трудно не бывало,
Ты верен был своей мечте
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.

Мне часто снятся те ребята,
Друзья моих военных дней.
Землянка наша в три наката,
Сосна, сгоревшая над ней.
Как будто вновь я вместе с ними
Стою на огненной черте,
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте».

           Эта песня особенная. Она отличается от многих песен о войне тем, что создана не от общих впечатлений, а по конкретному эпизоду войны, по действительному факту, имеющему свой адрес, время и действующих лиц. Кроме того, когда слушаешь эту песню, то создаётся впечатление, что защита высоты нашими героями происходит во время наступления противника.

           На самом деле, защита высоты происходила во время изгнания фашистских оккупантов с нашей земли. Вот вкратце история защиты нашими героями Безымянной высоты. В сентябре 1943 года,  при наступлении на Рославль, части 139 стрелковой дивизии получили приказ занять высоту Безымянная, что в окрестностях г.Бетлица Калужской области.   

           Господствующая высота с отметкой 224,1 имела большое значение. Ее склон, обращенный к наступающим, был пологим, очень длинным и открытым, а местность с гребня высоты хорошо просматривалась километров на 8-10. Для врага отдать высоту означало отступить за Десну, к Рославлю, так как больше по-настоящему закрепиться было негде. Высота являлась важным опорным пунктом гитлеровских войск. За глубину, разветвленность, насыщенность огневыми средствами и инженерными сооружениями фашисты назвали ее «валом».

           Было решено создать ударную группу, задачей которой было внезапным ударом прорваться на высоту и обеспечить наступательные действия других подразделений полка. В состав группы вошли 18 сибиряков - добровольцев под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина.

           14 сентября 1943 года группа направилась на выполнение задачи. Солдаты неслышно подошли к передней линии обороны противника, но были обнаружены. Пришлось вступить в бой. Противник был выбит из первой траншеи. Натиск сибиряков оказался таким мощным и неожиданным, что гитлеровцы растерялись, а когда начали приходить в себя, смельчаки уже заняли высоту. Однако следовавшая за группой рота не смогла соединиться: ее отсекли с флангов сильным огнем. Восемнадцать сибиряков оказались в огненном кольце. Начался неравный бой.

           Дальше события разворачивались трагически . Обнаруженные врагом сибиряки были со всех сторон окружены во много раз превосходящими силами противника. Восемнадцать приняли бой против двухсот.

           Утром наши войска овладели высотой. В ночном бое, сковав значительные силы противника, они дали возможность основным силам своих нанести врагу решающий удар с флангов и отбросить за Десну.  Из 18 сибиряков всего лишь двое остались в живых - сержант Константин Власов и рядовой Герасим Лапин. Раненые и контуженные, они чудом спаслись - Власов попал в плен, оттуда бежал к партизанам; Лапин был найден нашими наступающими бойцами среди трупов - пришел в себя, оправился от ран и вновь воевал в составе 139-ой дивизии.

           Героев похоронили там, где они дрались, - на высоте у развилки дорог. На могиле боевые друзья поклялись отомстить за гибель товарищей. Отсалютовав, полк ушел за Десну.

* * *
Высот много было разных,
И маленьких и больших,
С именами, безымянных,
С номерами, и – без них.
Те высоты, те преграды,
И на каждой – смерти склон,
Шли и шли по ним солдаты,
И ложились в вечный сон.

     На иллюстрации - Безымянная высота в наше время.

      13.10.2013