Похвала и награда, наказание и кара

Гадаев Алексей Вениаминович
Многие родители прикладывают  огромные усилия чтобы заставить ребенка выполнить домашние задания. Они напоминают Ребенку об  ответственности и самостоятельности за заданный ему учителем материал. Иногда родителям проще сделать часть домашнего задания за своего ребенка.
Мы знаем, что награда выдается за что-либо в качестве поощрения за заслуги, отличия, в знак благодарности. Одним из назначений награды является предоставление особого социального статуса лицу, получающему награду.
М. Кордуэлл в своей книге "Психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г.,с.182. замечает: "Награда
Любое событие, приятное для организма или удовлетворяющее его потребности (например, пища для голодного животного или одобрение родителей для ребенка). Термин часто используется как синоним подкрепления, указывая на то, что награда является мощным положительным стимулом. В таких случаях иногда происходит путаница понятий, и психолог исходит из предпосылки, что любое событие является наградой лишь в том случае, если его осуществление после специфической реакции организма увеличивает вероятность проявления этой реакции.

Вознаграждение
Жмуров В.А. в книге "Большая энциклопедия по психиатрии", 2-е изд., 2012 г. пишет о Вознаграждении.
"Вознаграждение - 1. то, что индивид считает выгодой, прибылью, пользой и т.п. Как и наказание, вознаграждение является фактором внешней мотивации поведения инфантильного индивида или, иными словами, показателем того, что внутренние мотивирующие факторы у него всё ещё не сформированы; 2. в бихевиоризме – стимулы, которые закрепляют желаемое поведение. Гипотеза, согласно которой наказание ослабляет связи между стимулом и реакцией, не получила подтверждения в экспериментах и в конечном счёте Торндайк отказался от идеи о том, что вызывающие неудовольствие стимулы имеют какое-либо отношение к научению. Ныне термин связывается главным образом с областью контроля поведения, в которой вознаграждение демонстрирует свою очевидную эффективность, в отличие от обычно бесплодного наказания. Родителям, подчёркивается, следует осознать, что вознаграждение желательного поведения является, повидимому, единственной процедурой, позволяющей достичь желаемых эффектов при воспитании детей. Им также следует принять во внимание предостережения Скиннера в отношении наказания, поскольку, помимо своей общей неэффективности, наказание зачастую сопровождается негативными побочными эффектами (гнев, обида и др.), которые могут повлечь за собой нежелательные последствия. Многие родители тем не менее продолжают наказывать детей за неприемлемое поведение и считают это правильным, ничего не зная о гуманистических тенденциях бихевироизма или с ними не считаясь, уповая на традицию, поскольку «за дело». детей всегда наказывают, как это делает сама суровая жизнь".

Способы поощрить самостоятельность детей.
1. Позвольте детям владеть своим телом.
Воздержитесь о того, чтобы убирать им челку с глаз, распрямлять плечи, смахивать пушинки, поправлять воротничок. Дети воспринимают такой тип суеты вокруг них как вторжение в частную жизнь.
2. Не вмешивайтесь в детали жизни детей.
Не многим детям захочется услышать: "Почему ты водишь носом по бумаге?", "Сиди прямо, когда делаешь классное задание".
Многие реагируют на это раздраженно: "Это не ваше дело!"
Не давайте советы ребенку, иначе всю ответственность за свои действия он перекладывает на советчика, но не игнорируйте их проблемы. можно помочь ребенку разобраться в его запутанных чувствах и мыслях. Можно просто переформулировать проблему ученика в виде вопроса. Хорошо бы замолчать после такого вопроса. Это молчание подготовит почву для решения его проблемы.

Для создания у ребенка позитивного и реалистичного образа самого себя похвала частично решает этот вопрос.
Как правильно хвалить.
Похвала и самооценка.
1. Вместо оценки опишите, что вы видите:
"Я вижу выполненное задание, правильно выполненное упражнение, аккуратно записанное в тетрадке".
2.Опишите что вы чувствуете:
"Так приятно видеть как ты занимаешься!"
3. Подытожьте похвальное поведение ребенка каким-нибудь словом: " Ты разобрал свои примеры, задачи и упражнения. Вот, что я называю отличным выполнением контрольной работы!" [А.Фабер, Э. Мазлиш. Как говорить чтобы дети слушали...М.: Эксмо.2010, c. 227].

Почему наказание часто неэффективно?
1. В целом, наказание менее эффективно потому, что оно вызывает более медленные и менее условные рефлексы. Лучше использовать комбинацию из вознаграждения (позитивное подкрепление) и лишения вознаграждения (не-подкрепление). Пряник дает больший эффект, чем кнут.
2. Наказание часто приводит к тому, что индивид старается избежать наказания вместо того, чтобы прекратить вести себя неподобающим образом... Точно так же, как крыса старается избежать наказания, человек не хочет быть пойманным…
3. Может случится так, что наказанный индивид будет ассоциировать наказание с тем, кто его наказал, а не своим поведением.
4. Наказание может научить человека тому, что нельзя делать, но не учит тому, что надо делать.
5. Необходимо поощрять ребенка когда он ведет себя хорошо.
Хотя ещё Б.Ф. Скинер пришел к выводу, что так называемые «поощрения» могут давать противоположный ожидаемому результат. Скинер говорит, что у каждого индивида есть свои потребности. Поэтому то, что какое из поощрений сработает или не сработает нужно определять экспериментальным путем в отношении конкретного человека.

Фабер и Мазлиш предлагают семь навыков для улучшения взаимодействия с ребенком.
1. Описать проблему: "Уже вечер, уроки ещё не сделаны".
2. Дать информацию: "легче сделать уроки, пока есть силы. Лучшее время - сразу после того как ты пообедаешь и погуляешь".
3. Предложить выбор: "Ты начнешь с русского или математики?"
4. Показать своё отношение словом или жестом: "Уроки!".
5. Описать свои чувства: "Я сержусь, когда ты слишком затягиваешь с уроками".
6. Написать записку: Дорогая Света! Я. тетрадь по русскому языку и мой друг учебник по математике, ждем тебя в 16.00 на твоём письменном столе. Мы уже договорились с ручкой и карандашом, они тоже придут. С уважением, твоё домашнее задание".
7. Превратить всё в игру (использовать другой голос или акцент); В силе рэп: "Ну-ка быстро за уроки, ноги в руки, руки в ноги. Всё напишешь поскорей, будешь сразу веселей".

Похвала
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/pohvala
Похвала - искреннее одобрение, информирование о правильности совершенного действия и положительная оценка этого действия.

Похвала может быть как наградой, так и положительным подкреплением. Второе - предпочтительнее.

Похвала ребенку

Под похвалой ребенку мы понимаем обычно предложения со словом «Ты»: «Ты такой смелый!» «Ты молодец!» «Ты мне так помог!»

Более действенна похвала с Я-посланием: «Я очень горжусь тобой!» «Я очень рада!» . «Нормальная» похвала показывает ребенку: «Мои родители видят, что я хорошо что либо делаю». А похвала с Я-посланием: «То, что я делаю, очень важно моим родителям. Мое поведение вызывает у них хорошие эмоции. Мы одно целое». Такая похвала создает близость.

Эмоции можно выразить и без слов. Спонтанные объятия, нежный взгляд, улыбка, нежное поглаживание – все это проникает ребенку прямо в сердце и имеет ответное действие: новорожденный улыбается, 2-летний забирается к вам на коленки и обнимает за шею, 4-летка дарит вам поцелуй. Смотри Как хвалить ребенка

Влияние похвалы на успеваемость в школе

Большинство исследований, посвященных похвале, проводились в условиях школьного обучения и касались переменных, которые способствуют эффективности ее как подкрепителя. В целом похвала оказывается наиболее действенной в отношении учащихся с низкой успеваемостью. В этой группе она особенно эффективна в отношении учащихся с низким уровнем способностей и учащихся, принадлежащих к категориям населения с низким социоэкономическим статусом. Исследователи в области теории атрибуции отмечают, что похвала влияет на наши атрибуции своих собственных и чужих способностей. Низкие способности приписывают индивидуумам, которых хвалят за успех, но дают нейтральную обратную связь в отношении неудачи. Высокие способности приписывают индивидуумам, которых критикуют за неудачу, но дают нейтральную обратную связь в отношении успеха.

Многие психологи и педагоги, включая Дж. Холта, Марию Монтессори, Ж. Пиаже и Д. Тости, считают, что похвала наносит ущерб образовательному процессу. По их мнению, она ослабляет внутреннюю мотивацию и тем самым отрицательно влияет на учение школьников. Похвала служит хорошей иллюстрацией основанного на здравом смысле конструкта, который оказывается значительно сложнее, чем предполагалось, когда он становится предметом эмпирических исследований.

Похвала через претензию

Для людей с юмором, а также для того, чтобы общение было живым и разнообразным, можно использовать похвалу через претензию.

Кнут и пряник, поощрение и наказание в воспитании детей
Материал Как модель воспитания, кнут и пряник - распространенная, но достаточно спорная модель.
Кажется, это самое естественное: за добрый поступок наградить, за плохой - наказать, поругать. В принципе это разумно, но есть и минусы: данная система требует постоянного присутствия воспитателя, "кнут" разрушает контакт между ребенком и воспитателем, а "пряник" приучает ребенка без награды доброго не делать... Модель спорная, если оказывается не вспомогательной, а основной. Дело воспитания идет лучше, если метод наград и наказаний дополняется методом отрицательных и положительных подкреплений, причем предпочтение отдается положительным подкреплениям и подкреплению не столько желательных внешних действий, сколько желательных внутренних состояний и отношений. В любом случае полезно помнить, что настоящее воспитание выходит далеко за пределы дрессировки.

Наказание
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/nakazanie
Что такое наказание? Труднее всего дать определение самым распространенным вещам. Самое общее определение, видимо, может быть таким. Наказание - средство управления, состоящее в сознательном причинении неприятностей подвластному существу, с целью изменения нежелательного поведения или образа мыслей.
Подвластным существом может быть и не выполнившая команду любимая собака, и любимый ребенок, разбрасавший игрушки, и любимые родители, которых ребенок наказывает своим плачем.
Наказание - не то же самое, что отрицательное подкрепление. Отрицательное подкрепление следует сразу за нежелательным поведением, наказание может быть отсроченным.
Наказание в жизни
Чаще всего, наказание - это воздаяние за проступок, но иногда наказание одного человека выполняет функцию демонстрации силы с целью подчинить или припугнуть кого-то другого. "Бей своих, чтобы чужие боялись..." Используя демонстрацию силы как средство повышения статуса, родитель (да и начальник тоже) должен понимать, что одной силой уважения не добьешься. Наказание – не цель, а средство. Если средство негодное (поведение и мысли не меняются или меняются не туда) – не надо применять его впустую или во вред. Если наказание превращается в самоцель (облегчение души родителя, например) – это не наказание, а слив агрессии. Чем лучше управление - тем меньше наказаний. Чем выше квалификация родителя как управленца, чем лучше он знает своего ребенка и заботится о его душевном равновесии, чем качественнее предвосхищает и предотвращает нежелательную ситуацию - тем меньше нужды в наказаниях.
Наказание в воспитании детей
Мы не все являемся педагогами по образованию и по жизни, и наказание по жизни чаще не эффективная воспитательная мера, а шаблонная, малообдуманная агрессия или месть, расплата за содеянное, позволяющая как бы обоснованно одному выплеснуть свое недовольство на другого. Обычные последствия таких шаблонных наказаний - испорченное у всех настроение, нарушение контакта, а результат - никакой. С другой стороны, воспитать ребенка, не прибегая к наказаниям вообще - нереально. При этом, чем мудрее родители, тем реже они сталкиваются с необходимостью наказывать детей, тем больше у них возможностей воспитывать ребенка, не прибегая к наказаниям.

Наказание
Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия.

Наказание (punishment) является предметом, при обсуждении которого психологу столь же трудно удерживаться в рамках нейтральной и объективной терминологии, как и рядовому чел. Еще не так давно телесные Наказания вызывали всеобщее одобрение. На Наказание опирались как образовательная, так и правовая система. В настоящее время Наказание оказалось в немилости. В рамках семьи то, что некогда одобрялось и рассматривалось как Наказание, сегодня может быть сочтено "жестоким обращением с ребенком" или "жестоким обращением с супругой". Однако, несмотря на общественную тенденцию к приобретению аттитюдами к определенным типам Наказания отрицательной окраски, Наказание или угроза Наказанияпо-прежнему остаются повсеместным явлением в современном мире Люди, интересующиеся использованием Наказания, задаются следующими вопросами: действительно ли эффективно Наказание? Если да, то когда, как и почему? Что такое Наказание? Психологи определяют Наказание как введение некоторого аверсивного последствия, которое приводит к уменьшению тенденции в проявлении определенного способа поведения; или как последствие поведения, которое снижает вероятность его повторного возникновения. Является ли наказание эффективным? Ранние работы по Наказанию с очевидностью показывали, что оно оказывается неэффективным в устранении нежелательного поведения. Однако более современные исследования в этой области показывают, что Наказание может подавлять или устранять поведение. Насколько действенным в этом отношении оказывается Наказание, зависит от целого ряда факторов, роль которых может изменяться от ситуации к ситуации; к числу таких факторов относятся характеристики наказывающего стимула, характеристики наказываемого поведения и характеристики наказываемого субъекта. Сила наказания.
Исследования силы Наказания в целом свидетельствуют о том, что чем больше сила наказывающего стимула, тем больше происходит подавление наказываемого поведения. Слишком слабый стимул может скорее возбуждать и подкреплять, нежели наказывать. Близость по времени. В целом, для того чтобы Наказание приводило к максимальному эффекту, оно должно осуществляться непосредственно за возникновением подавляемого поведения. То, как изначально вводится Наказание, может иметь решающее значение. Наказание, изначальная сила которого была низкой и со временем постепенно увеличивалась, оказывает значительно меньший эффект в сравнении с внезапно вводимым и достаточно сильным Наказанием. В целом видится, что увеличение частоты Наказания. приводит к увеличению его эффективности и что последовательное наказание оказывается более эффективным, чем эпизодическое. Эффективность зависит от силы наказываемой реакции. Очевидно, что длительное подкрепление наказываемого поведения противодействует и препятствует подавляющим эффектам Наказания. Эффективность также зависит от того, формировалось ли наказываемое поведение изначально на основе вознаграждения или на основе Наказания. Характеристики субъекта. Существуют некоторые данные о том, что Наказание постепенно утрачивает свою эффективность по мере того, как увеличивается мотивация субъекта к наказываемому поведению. Эффективность также изменяется в зависимости от степени знакомства субъекта с применяемым Наказанием, категорий наказываемых, возраста и стадии развития внутри определенных категорий наказываемых. Человеческие когнитивные способности (например, мышление, воображение) могут так же оказывать влияние на эффективность Н. Словесная формулировка причин Наказания, по-видимому, облегчает дискриминацию и генерализацию его эффектов у людей. Словесное описание и припоминание поведения, которое подвергается Наказанию, снижает влияние временных задержек между поведением и Наказанием. В некоторых ситуациях, наблюдение людьми случаев Наказание оказывает определенные эффекты, даже если такое Наказание переживалось викарно. Наконец, Наказание людей оказывается наиболее эффективным, если в их взаимоотношениях присутствует любовь.
Теории наказания
Предлагались различные теории для объяснения того, каким образом и почему Наказание приводит к снижению частоты проявления наказываемого поведения. Динсмур объяснял эффекты Наказания с точки зрения принципа образования простой S-R связи при научении избеганию. Согласно этому объяснению, частота возникновения наказываемых действий снижается вследствие увеличения частоты действий, которые вступают в конкуренцию или препятствуют наказываемой реакции. Другая теория объясняет эффекты Наказания на основе выработки условно-рефлекторного страха и подкрепления любого действия или бездействия, которое позволяет устранять или контролировать такой страх.
Релевантные вопросы.
Почему некоторые люди, по-видимому, ищут Наказания и испытывают удовольствие от него? Иногда процедура Наказания в действительности не уменьшает, а скорее повышает частоту возникновения наказываемого поведения. Как отмечалось ранее, это может происходить, когда наказываемое поведение было изначально сформировано путем Наказания. Иногда оказывается, что родитель уделяет ребенку внимание лишь в случаях его дурного поведения и тем самым невольно превращает Наказание в подкрепление. В результате может возникнуть ситуация, в которой Наказание не только не оказывается эффективным, но в которой ребенок или подросток снова и снова стремится к нему. Вместо опровержения эффективности Наказания такие феномены скорее доказывают эффективность подкрепления. Эксперименты на обезьянах отчетливо демонстрируют, что Наказание может вызывать невротические или явно пагубные эмоциональные побочные эффекты. Несмотря на то что такие побочные эффекты действительно выглядят пугающими и их ни в коем случае не следует игнорировать, они проявлялись не во всех экспериментах. Н. может также приводить к прекращению соц. отношений, оперантной агрессии, направляемой на источник наказания, и/или вызывать агрессию против тех, кто не имел никакого отношения к источнику Наказания. Итоги Наказания может оказываться эффективным в устранении или снижении частоты нежелательных действий. То, насколько эффективным в конкретной ситуации окажется Наказание, зависит от целого ряда факторов, включая характеристики наказывающего стимула, наказываемого поведения и наказываемого субъекта. При любом применении Наказания, в особенности к людям, следует учитывать потенциальные побочные эффекты Наказания, такие как прекращение социальных отношений.


Наказание
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Наказание — применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека или животного в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение. Наказание может использоваться для формирования у индивидуума социально приемлемой модели поведения и социальных поступков.
Детей за проступки наказывают родители или заменяющие их лица, а также воспитатели и учителя. Работников за проступки на работе наказывают (дисциплинарное взыскание) работодатели или их представители. Военнослужащих наказывают за проступки их командиры. Рабов и крепостных имели право наказывать их хозяева. За преступления предусмотрено уголовное наказание, применяемое по приговору суда.
Наказание в психологии
Термин «наказание» в психологии означает действие, которое совершается с целью уменьшения, по крайней мере временно, вероятности того, что какое-либо поведение наказанного повторится. Предполагаемая цель наказания — побудить человека или животное не вести себя данным образом. Это наиболее общий метод контроля поведения.
По Б. Ф. Скиннеру, наказание может быть осуществлено двумя различными способами, которые он называет «позитивное наказание» и «негативное наказание».
Примеры позитивного наказания: если дети плохо себя ведут, то их ставят в угол или шлепают; если студенты пользуются шпаргалками на экзамене, то их исключают из ВУЗа; если взрослых ловят на краже, их штрафуют или сажают в тюрьму.
Негативное наказание состоит в том, что за определённым не одобряемым поведением человека следует устранение (возможного) позитивного подкрепляющего стимула. Например, детям запрещают смотреть телевизор из-за плохого поведения, с работником, нарушающим трудовую дисциплину, расторгают трудовой договор, работодатель же, нарушающий права работников, сталкивается с забастовкой.
Наказание в праве
В праве различают уголовные наказания (за совершение преступлений, применяются судом), административные наказания (за совершение административных проступков, применяются как судом, так и органами исполнительной власти) и дисциплинарные наказания (за совершение дисциплинарных проступков на работе или службе, применяются начальниками).
Наказание — это мера государственного принуждения, применяемая государством в отношении лица, признанного виновным в совершении преступления, и состоящая в определённом сужении его правового статуса, наделении его особыми правами и обязанностями.
Наказание в религиях]
Наказание в христианстве
В христианстве есть идея неотвратимого наказания за сделанные при жизни грехи — божественного воздаяния.
• «Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя… Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами» (Послание в Евреям 12.5-7)
• «Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Послание к Римлянам 13.5)
• «Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их». (Плач Иеремии 5.7)
• «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того и наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему». (Притчи 3.11,12)
• По словам богослова А. И. Осипова, безнаказанность является самым сильным средством духовного разрушения личности.

В книге П.А.Сорокина (1889-1968) "Преступление и кара, подвиг и награда" записано:
"Несовпадение шаблонов поведения" (основная причина преступности по Сорокину) может помочь и в наше время разобраться в причинах многочисленных межэтнических и религиозных конфликтов.

Кара
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ка;ра — доставление неприятностей, страданий в ответ на плохое/непотребное/незаконное поведение/поступок; синоним слова «наказание», но в отличие от последнего по смыслу несёт скорее не назидательный характер, а тяготеет к таким словам как «отмщение» и/или «возмездие» (см. напр. толкование Даля[1]).
В юридическом лексиконе слово/понятие «кара» понимается как комплекс установленных законом правоограничений, выражающихся при применении того или иногонаказания[2]. Таким образом, кара представляет собой лишение человека его прав или интересов, уменьшение их объёма либо введение особого порядка их осуществления, установление обязанностей, которые обусловлены наказанием и на других граждан обычно не возлагаются.