Патриотизм это любовь

Раиса Лебедева
               

  иерей Александр Китариогло,
Рождественские чтения, Красноярск

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличностные цели. Будем любить свой народ, свой город, свою природу, свое село, свою семью.
То, что мы любим, мы очень высоко ценим, а то, что мы ценим выше всего, мы называем святым. В этом ряду для человека стоят его вера, его семья, земля, где погребены предки – его Родина, как реально воплощенная, органическая совокупность всего вышеперечисленного…
Иногда можно слышать недоуменные вопросы об устаревшем и неоправданном словосочетании  «военно-патриотическое воспитание». Трагизм нашего земного бытия состоит в том, что перед Богом и совестью защищать свои святыни есть дело много более праведное и благородное, чем с ложной терпимостью созерцать разгул воинствующего и наглого хамства, неуважение и попрание святынь своего народа, своей культуры, своего государства. Христос учит, что нет больше той любви, чем жизнь свою положить, защищая ближних.  Потому-то в силу необходимости эти два понятия идут бок о бок, ибо любовь к чему бы то ни было, его истинная для человека ценность проверяются готовностью человека положить свою жизнь ради этого. Силовой или милитаристский аспект патриотизма всегда будет иметь место, пока есть потенциальная (не говоря уже о реально воплощаемой) угроза военной, Экономической, информационной или иной агрессии.
Однако это совсем не означает, что быть патриотом можно только в экстремальных условиях военных действий. Не менее ценен так называемый «мирный» патриотизм. Вспомним героический труд мирного населения в тылу во время Великой Отечественной войны! Вообще, патриотична любая деятельность, преследующая истинное благо своей Родины и своего народа. Каждый человек, серьезно, ответственно и по совести относящийся к своим гражданским и профессиональным обязанностям является патриотом.
Невозможно переоценить роль семьи в воспитании патриотического чувства. Первая семья была создана Самим Творцом и есть важнейшая составляющая и фундамент социального бытия. Посему все процессы, в семье происходящие, с неизбежностью будут отражены на более высоком уровне – на уровне государства и всего человечества.
Ни для кого уже не является секретом, что институт семьи претерпевает глубокий кризис. Если в советскую эпоху государство хоть как-то пыталось сдерживать деструктивные тенденции нормами «социалистической и коммунистической» морали, то в наши дни люди предоставлены самим себе, без положительного идеала и верных ориентиров. Родители сами не знают, что хорошо, и что плохо, и уж тем более не могут научить своих детей и передать им веками накапливавшиеся ценности своего народа, положительный смысл жизни. Нам есть чему поучиться у царской России в отношении воспитания духа любви к Родине. Приведем несколько описаний народной школы того времени, данных замечательными педагогами – творческими мастерами этого дела. Патриотическое воспитание в царской России было тем легче, что весь общественный строй и уклад жизни имел четко направленный и обозначенный вектор Православного служения Богу. Такой характер имела и школа, и базовая система педагогических ценностей.
По словам Сергея  Александровича Рачинского (1833-1902) русской школе всегда был присущ религиозный характер, он постоянно вносился в нее самими учениками, ибо она – школа христианская. Христианская потому, что дети ищут в ней Христа, и основная задача народно-школьной педагогики – сделать из детей добрых христиан. Вопрос о школе в понимании Рачинского есть вопрос об основах и устоях духовной жизни и культуры, вопрос выбора и единства. «Дело народной школы,- пишет он,- шире и глубже чем всякая общественная деятельность Для того, чтобы осилить его, нам нужно совершить внутренний подвиг. ..
Выдающийся государственный и церковный деятель Константин Петрович Победоносцев (1827-1907) говорил: «… школа учит читать, писать и считать, но в нераздельной связи с этим учит знать Бога и любить Его, и бояться, любить Отечество, почитать родителей. Вот сумма знаний, умений и ощущений, которые в совокупности своей образуют в человеке совесть и дают ему нравственную силу, необходимую для того, чтобы сохранить равновесие в жизни и выдержать борьбу с дурными побуждениями природы, с дурными внушениями и соблазнами мысли»