Председатель исполкома Кирилл Рыльский

Владимир Пузиков
НА ФОТО: К.М. Рыльский. С. Благодарное. 1957 г.

Фото из архива Н.И. Сидорова.

***

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АЛЕКСАНДРОВСКОГО
УЕЗДНОГО ИСПОЛКОМА КИРИЛЛ РЫЛЬСКИЙ

(Рассказ Денисова Митрофана Семеновича. 1967 г.)

В конце февраля 1918 года из города Минеральных Вод было получено сообщение, что в сторону станции Невинномысской отправлен эшелон вооруженных солдат до тысячи человек, едущих с Турецкого фронта. Нас предупредили, что на своем пути солдаты бесчинствуют, портят железнодорожное имущество и другие ценности.

В пристанционном поселке Курсавка находились склады зерна, различного имущества и военного снаряжения. Здесь были целые улицы ссыпных амбаров, принадлежавших ранее богатым купцам Кащенко, Сафонову и другим.

Получив сообщение о движении эшелона, мы задумались: как спасти и сохранить ценности? У нас было чуть больше 300 сабель и штыков, то есть втрое меньше, чем в эшелоне. Мы с Коневым собрали совещание командиров групп. На него прискакал председатель уездного исполкома К. М. Рыльский.

Приняли предложение Конева. Быстро разобрали рельсы и залегли в кюветы вдоль железнодорожного полотна. Приготовились к бою. Несколько красногвардейцев во главе с Кириллом Рыльским, подняв красный флаг, ожидали эшелон. Наступила напряженная тишина.

Вдали показался, попыхивая дымком, паровоз. Семафор без движения. Свисток, другой. Машинист сбавил скорость. Эшелон остановился. Часть солдат выскочила из вагонов и направилась к группе красногвардейцев с красным флагом. Завязалась беседа. Толпа все увеличивалась и увеличивалась. Этим воспользовался Кирилл Рыльский и открыл митинг.

- Товарищи, - говорил он, - на Кубани и Ставрополье установлена Советская власть. Вы едете домой. Зачем вам оружие? С кем воевать будете?

Со стороны вагонов послышались крики и ругань. Старшие офицеры не желали разоружаться, настаивали на их пропуске в Невинномысскую. Командир эшелона и его адъютант выступили с речами, призывая солдат не сдавать оружие.

- Кубанцы! А чем будете защищать свой баз? - громко выкрикивали они.
Солдаты загалдели, перебивая друг друга. Распропагандированные большевиками и газетой «Окопная правда», они не хотели слышать о войне. Большинство их, бросая в кучу винтовки, расходились.
- Домой! Домой! - кричали они.

Солдаты окружили командира эшелона и его адъютанта, обезоружили их и передали Рыльскому. В это время, не теряя ни минуты, все бойцы нашего отряда поднялись из кюветов и быстро скатили с платформ пушки и пулеметы. Эшелон был разоружен.

Рыльский обратился к солдатам, призывая их вступить в отряд Красной гвардии. Тут же около 30 человек изъявили желание служить Советам.

Разоружение эшелона прошло быстро и без жертв. Офицеров и солдат, не изъявивших желания вступить в отряд, отпустили на все четыре стороны. Было изъято свыше 800 карабинов и винтовок, 500 сабель, 500 кавалерийских и обозных лошадей, 100 двуколок, 4 полевых орудия, 6 станковых пулеметов и другое имущество.

***

В то же время около полка прибыло с фронта в Александровский уезд. Эта воинская часть расположилась в селе Казинке. Александровский комитет партии большевиков и уездный исполком, возглавляемые И.Л. Войтиком и К.М. Рыльским, поручили мне и Коневу срочно выехать в Казинку и принять от прибывшего полка все военное имущество.
 
Вначале командование части ничего не хотело передавать. Тогда мы договорились с полковым комитетом большевиков, чтобы все сделать без кровопролития, мирным путем. Этот вопрос был поставлен на общее собрание солдат части. Они единогласно решили создать комиссию и передать по актам все полковое имущество, в том числе и лошадей, революционным частям.

В Курсавке все амбары, дворы и сараи были загружены обмундированием, орудиями и военным имуществом. Мы отобрали необходимое для Красной гвардии, а остатки отправили в распоряжение Александровского уездного земельного отдела для распределения среди беднейшего населения.

***

В начале марта 1918 года белогвардейские банды Шкуро частенько стали появляться в селах и станицах уезда, а также в окрестностях поселка Курсавка. В марте Александровский комитет партии и исполком приступили к организации более мощного отряда Красной гвардии и партизан. В течение 3-5 дней в него записались около 2500 человек. Командующим всеми войсками Красной гвардии и партизан уезда был утвержден К.М. Рыльский.

В моем представлении это был необычайной энергии и несгибаемой воли человек, преданный большевистской партии и Советской власти, способный организатор и командир. Он успевал побывать в каждом красногвардейском отряде, потолковать по душам с бойцами, убедить колеблющихся в правоте дела партии Ленина, вселить в людей мужество, смелость и отвагу, уверенность в победе над врагом. Он всегда был подтянут, деловит, ему никогда не хватало времени для самого себя.

***

В мае 1918 года банда Шкуро намеревалась напасть на село Курсавку. Через свою разведку мы получили точные сведения о том, что 18 мая шкуровцы двумя колоннами двинулись по направлению к селам Казинке, Подгорному и станице Воровсколесской.

В Курсавке в это время базировался совсем небольшой красногвардейский отряд. 22 мая атаман Шкуро занял станицу Воровсколесскую.

Наша задача была спасти большое количество хлеба, шерсти, оружия, снаряжения и других ценностей, находящихся в Курсавке. Основные силы Красной гвардии Александровского района сражались тогда на Медвеженском фронте.

В Курсавку приехал руководитель уездной организации большевиков, он же председатель совнаркома уезда, Иван Лукич Войтик. Мы провели совещание и наметили план окружения белобандитов, находившихся в станице Воровсколесской.

И.Л. Войтик разъяснил бойцам причины спешного выступления нашего отряда против белогвардейских банд. Он возлагал на нас большие надежды, как на отряд, в котором было много фронтовиков.

Необстрелянных бойцов мы распределили по взводам среди бывалых солдат. Было скомплектовано 3 стрелковые роты по 100 человек в каждой, по 4 взвода в роте, выделены командиры взводов и отделений.
 
Командовать этой группой поручили мне, моим заместителем был Иван Гармаш. Пулеметной группой и группой разведчиков командовал Степан Мочалов. Эскадрон возглавил Тарасов.

24 мая наш отряд выступил на станицу Воровсколесскую. Вскоре мы заняли все подступы к станице. К утру было закончено окружение. По всей станице слышались разухабистые песни и выкрики перепившихся бандитов.

Сняв пьяную заставу казаков на северо-западной окраине, наш отряд стремительно ворвался в станицу. Завязался рукопашный бой. Белоказаки, опомнившись, оказали яростное сопротивление. Но исход боя был решен в нашу пользу.

Было уничтожено более 200 белоказаков. Сам Шкуро вместе со своей недобитой свитой скрылся в горах. Мы захватили 163 оседланные лошади, 155 сабель, 9 подвод с боеприпасами и другие трофеи.
В этом бою героически сражались бойцы, которые первыми добровольно вступили в отряд Красной гвардии для защиты Советской власти.

ИСТОЧНИКИ:
1. Революционный держите шаг. Ставрополь, Кн. Изд., 1967 г. 152 с. с илл. Редактор Степанов.

12 октября 2013 г.
Г. Благодарный
Владимир Пузиков