Денисов Митрофан Семенович. 1918 г

Владимир Пузиков
ДЕНИСОВ МИТРОФАН СЕМЕНОВИЧ

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В СЕЛЕ КРУГЛОЛЕССКОМ

Денисов Митрофан Семенович родился в 1893 году в селе Круглолесском Александровского уезда Ставропольской губернии. В ряды ВКП(б) вступил в 1917 году.

С весны 1918 года – организатор и руководитель Круглолесского отряда красных партизан, затем командир 2-го Александровского краснопартизанского отряда. Активный участник гражданской войны.

После демобилизации из Красной Армии работал в партийных и хозяйственных органах.

***

В 1967 году М.С. Денисов опубликовал свои воспоминания об участии в становлении советской власти в Александровском уезде Ставропольской губернии.

М.С. Денисов писал: «…В первой половине декабря 1917 года Ставропольский военно-революционный комитет послал меня в Александровский уезд для организации в селах красногвардейских отрядов и дружин.

14 декабря вместе с Веревкиным Никифором Ивановичем, ехавшим в село Александровское уездным военным комиссаром, я прибыл в распоряжение Войтика Ивана Лукича, возглавлявшего партийную организацию уезда.

И.Л. Войтик долго беседовал со мной, интересовался, откуда родом, какое военное образование имею, и т. п. Мне было предложено выехать на родину, в село Круглолесское. Я получил задание и полный инструктаж, с кем мне надлежит встречаться и что делать.

В селе Круглолесском в это время у власти находились эсеры и меньшевики. Однажды вечером пришли ко мне на квартиру односельчане, только что прибывшие с фронта – батраки, бедняки и иногородние.

Это были Петр Спиров, Иван Сухоруков, Алексей Пешков, Павел Конев, Елисей Скворцов, Алексей Щетинин и другие. О многом мы переговорили в тот вечер, но главным было создание Красной гвардии для охраны завоеваний революции. Кроме того, следовало подготовить народ к проведению первого уездного съезда Советов рабоче-крестьянских и солдатских депутатов.

В течение нескольких дней отряд Красной гвардии был создан. В него записалось добровольно около 100 человек из бывших фронтовиков и революционно настроенных бедняков, батраков и иногородних. Командиром отряда избрали меня, а помощником – Конева Павла Яковлевича.

Круглолесские помещики Скворцовы, Сафонов, Елисеев, Логунов, Горлов, а также кулаки и торговцы Илларион Сорокин, Гришака Фефилов, Иван Юрьев, братья Горловы и другие организовали банды, из-за угла убивали советских работников и красногвардейцев. Но, несмотря на это, Советская власть в селе с каждым днем крепла, рос ее авторитет.

Обстановка требовала от большевиков села решительных действий для ликвидации белогвардейских банд, замены членов волостного Совета людьми революционно настроенными.

***

В феврале 1918 года в село Круглолесское приехал уездный военный комиссар Никифор Иванович Веревкин, который на основании решения уездного комитета партии и исполкома Александровского уезда приказал мне и моему заместителю П.Я. Коневу немедленно выехать с отрядом Красной гвардии в поселок Курсавка.

После ухода отряда Красной гвардии из села Круглолесского помещики и кулаки вновь стали вылезать из всех щелей. Они начали мстить и старым и малым за то, что их отцы, братья, мужья ушли добровольно в Красную гвардию. В основном руководил этими операциями полковник Кузнецов.

Кулаки выследили и поймали моего брата Тимофея – пятнадцатилетнего мальчишку. Когда его, избитого и полузамученного, везли на виселицу, Тимофей, устав сопротивляться, едко обратился к бандитам:

- Скажите, дяди, чем я перед вами провинился? Живу в работниках у Герасима Сорокина и ничего в ваших делах не знаю, и ни в чем не повинен. Или вам здорово насолили мои старшие братья-красногвардейцы? Или вы уже с ними не воюете, а силенок хватает только на расправу с мальчишками да стариками?

Брат не договорил, его вновь начали избивать. Он успел только крикнуть:
- Помните, сволочи, вам отомстят за меня…
Выстрел в упор оборвал жизнь братишки.

Кулаки открытого боя не принимали. Они вершили свои страшные дела, действуя из-за угла, под покровом темной ночи. Много славных сынов нашего села погибло от их рук.

***

В июне 1918 года круглолесские помещики и кулаки решили самомобилизоваться. Они собрали около 400 человек, в том числе было принудительно мобилизовано немало бедняков и батраков. Богатеи вынесли решение всем пойти на помощь генералу Шкуро.

В этот момент круглолесский отряд Красной гвардии все еще находился в Курсавке. Меня срочно вызвал уездный военком в Александровское. Ехать туда я должен был через свое село. Вместе со мной следовали Решетов, Воронов, Гармаш. На одной тачанке ехали мы, на второй – пулемет и два пулеметчика.

Подъехав к Круглолесскому волостному управлению, мы увидели во дворе много парней. Это и были самомобилизованные. Они собрались на митинг. Я не выдержал, остановил обе тачанки и пошел прямо в толпу на сход. Увидев меня, часть собравшихся заволновалась.

Тут же раздалось два ружейных выстрела. Я приказал своему заместителю Ивану Гармашу быть наготове, развернуть пулемет. Раздалось еще три или четыре выстрела. Пули прожжужали над моей головой.

Пришлось предупредить, что все будут расстреляны, если из толпы не прекратят огонь. Это предупреждение, а главное, наши тачанки и пулемет подействовали отрезвляюще.

Я рассказал собравшимся, что Шкуро защищает интересы помещиков, кулаков и буржуев, а не батраков и бедняков:

- Советская власть дала вам землю и свободу. Шкуро же хочет отнять у вас и то, и другое, и передать вновь помещикам. Советская власть хочет мира со всеми народами и борется против войны. А Шкуро призывает начать братоубийственную войну. Опомнитесь! Кого вы хотите защищать? Буржуи-кулаки вас обманули.

После этих слов собравшиеся разделились на три части. Все батраки, иногородние и беднота, а их оказалось большинство, решили вступить в Красную гвардию. Часть кулаков и середняков отправилась по домам, а часть ушла к Шкуро…» [1]

ИСТОЧНИКИ:
1. Революционный держите шаг. Ставрополь, Кн. Изд., 1967 г. 152 с. с илл. Редактор Степанов.

12 октября 2013 г.
Г. Благодарный
Владимир Пузиков