Штрихи к портрету. Теодор Драйзер

Родионов Виталий Константинович
Теодор Драйзер разоблачает антигуманную сущность американского общества.

Америка в книгах Драйзера – страна дельцов и проныр.

Драйзер – прокурор лжедемократической Америки.

Драйзер – эксперт по финансовым пирамидам.

Драйзер – часовщик, которому хорошо известно, как крутятся большие и маленькие колёсики финансового механизма.

В обличительных романах Драйзер сражается с финансовыми Пирамидами, как Дон Кихот с ветряными мельницами.

Драйзер с картонной сабелькой бросается на бронированную машину капитализма. Не есть ли это литературное дон-кихотство?

Драйзер – писатель-доброход в эпоху торжества «железной пяты».

Трилогия «Желание» Драйзера изображает моральное фиаско человека, теряющего совесть в жестокой конкурентной борьбе.

Герои романов Драйзера – это люди сильных страстей. Они попадают в объятия финансового спрута, безуспешно пытаясь освободиться от его щупальцев.

Роман «Американская трагедия» Драйзера – это обвинительный акт лицемерному обществу потребителей.

На последних страницах «Декамерона» Боккаччо высказывает замечательную мысль: «И в убогих хижинах обитают небесные создания». Через 500 с лишним лет Драйзер проводит эту же мысль в романе «Дженни Герхард». Итальянская Крестьянка Гризельда и живущая в бедности американка Дженни – две покорные натуры, бесконечно преданные своим мужьям-повелителям.

Драйзер – мастер реалистического женского портрета.

Драйзер заглядывает в женскую душу, словно близкий человек в будуар светской дамы.

Для одних женская душа – тайна за семью печатями, для других – золотой ларец, для Драйзера – коробка с пуговицами.

Драйзер ведёт своих героев тернистыми путями: от плотских наслаждений к духовному прозрению.

Проза Драйзера истинно американская: энергичная, ясная, по-деловому конкретная.

Главная идея романов Драйзера в высшей степени гуманная: смысл жизни – в любви, а не в деньгах.

Теодор Драйзер – флагман этического реализма в западной литературе.

Теодор Драйзер – американский Оноре де Бальзак.

Всего лишь пять лет отделяют годы рождения Ромена Роллана, Максима Горького и Теодора Драйзера: их произведениям характерен социальный оптимизм.

В конце жизни Теодор Драйзер выражает надежду на «зарю духовного пробуждения» человечества. Что может быть прекрасней этой мечты?