Бог и свобода

Виктор Варибок
Давно хотелось поразмышлять на эту тему так,будто до тебя никто и никогда на эту тему не писал и не думал.Найти что-нибудь новое и не затёртое в самом себе и в этой паре понятий.По-новому взглянуть на эту проблему.И если не получится как думалось,то придётся ограничиться тем,что получится.В любом случае, чтение должно быть не обременительным и интересным.
Начнём с того, что Бог в данном представлении это Бог-Отец.У Которого есть Бог-Сын.И от Которого через Бога-Сына исходит Бог-Святой Дух.Самая ортодоксальная и неизменная в веках позиция.Иного не дано.Религия одна.Христианство.
В дальнейшем, для ясности самого исследования, весь этот сложный и простой Духовный Живой уклад  Ипостасей будем называть просто: Бог.
Итак- Бог и свобода.
В данном случае, свобода кого?Свобода человека.Только о ней пойдёт речь.
Поскольку Сам Бог онтологически свободен.Свобода присуща ему безначально,то говорить о свободе Бога как Творческой Личности можно лишь в наших человеческих представлениях условно,не определяя и не умея определить Его свободу до конца,поскольку конец этой свободы неизвестен и границы её бесконечны.
Так, что свобода Бога не вмещается в само слово и само понятие свобода,изливаясь из него, точно бурный горный поток из подставленного мелкого сосуда.
В то время как свобода человека понятие устойчивое и вполне определяемое,-но лишь в той степени,насколько она предполагает отношения с Богом.Говорить же о свободе человека вне его отношений с Богом,как с Творцом и Промыслителем,занятие неблагодарное.
Даже тогда,когда никаких отношений как бы для человека и нет, и даже когда в Бога он не верит,сути его свободы это не меняет.Вот это отношение с Богом,вопреки всякому не-отношению, и определяет некую условную теоретическую границу свободы человека,о которой сам человек может как знать,так и не знать.
Свобода человека заканчивается там,где начинается свобода Бога.А свобода Бога начинается уже в душе человека.Внутри него.
Для чего человеку свобода?Для сознания.Для самосознания.И для мышления.
Мысль есть сущностное выражение свободы человека.Поэтому можно точно сказать,что свобода присуща человеку настолько,насколько он мыслит.
И пока человек мыслит,он свободен.Свобода есть первое условие мышления как такового.
Без мышления и самоосознания не существует в наличии свободы для человека, как духовной самоценности.
А без свободы, как изначального,с рождения,подкреплённого Крещением, присущего человеку условия духовного роста ,-нет мышления и самоосознания, как главных смыслообразующих качеств личности.
Бог наделяет человека свободой родиться.И свободой желать.А также свободой делать выбор.
Из ничто появляется всё.Таков путь человека в этот мир.
Выше было сказано,что свобода человека заканчивается там,где начинается свобода Бога.И это при том,что ранее говорилось о безначальной и безграничной свободе Бога.
Свобода Бога не может ,по-определению, где-то начинаться из этих безначальных условий её со-бытия Богу.
Но в случае человека сделано исключение.Тут Бог условно отступает от Своей безначальной и безграничной свободы и вступает в отношения с ограниченной свободой человека,определяя тем самым новые некие пределы и Своей, и его свободы,но именно лишь в этих отношениях двух несоизмеримых свобод.
Свобода субстанциональна.Свобода истинно есть.Это духовная материя мироздания.Это воплощённая творческая потенция Бога.Всё начинается и заканчивается свободой.И человек живёт для того,чтобы проявлять постоянно эту субстанциональность своей свободы.В этом смысл его жизни на земле и в вечности.
Свобода-это рай.Свобода-благо.
Детерминизм-это ад.
Добро и зло-это проблема выбора.Зло- это покушение на чужую свободу.Добро -этика.
Жизнь всегда выламывается из строгих жёстких рамок детерминизма,по той причине,что под нею течёт и живит её субстанциональная река свободы.
Этика-это разумное ограничение своей свободы ради разумной свободы другого.
Эстетика-изучение красоты.Красота-проявление свободы в творениях.
Мысль о Боге-высшая ценность мироздания т.е. Богопознание.Ради этого мир сотворён.
Грехопадение-падение из свободы в детерминизм,в жёсткие ограниченные условия мышления,отпадение от чуда.
Ложь-изобретение дьявола.Его творчество.До изобретения лжи была одна правда.
Детерминизм и есть ложь.
Правда-свобода.
Но какую цену платит человек за свою свободу?За эту вот отступку Бога от своей безначальной свободы ради свободы своего творения,ради человека?Цена непомерная.Смерть.
И даже как-то смягчить эту цену,снизить её,- увы,не получается.Говорят,ходи в Церковь,там снизят.Но смерть-то остаётся смертью.Даже если "смертью смерть поправ".Даже если есть Воскресение.
Но смерть же всё равно неминуема,если только вдруг не начнётся  Второе Пришествие.Это плата за мысль,-смерть.За свободу.За акт рождения.Симметрия.Человек может и должен верить в загробную вечную жизнь души,но смерть?-,её не объедешь.И значит, смерть тоже  есть наша свобода.Освобождение из плена детерминизма земной жизни.Надо и это принять.Смерть как свободу,исход.
Свою свободу как жизнь земную человек получает как бы незаконно,нежданно,чудесно.Так ему иногда хочется думать.Он же не просит о своём рождении.Его никто не спрашивает.Его просто бросают в жизнь,в свободу и в детерминизм,одновременно,в мир,о котором человек даже не ведает до поры.Он тут незаконен,как посторонний.И его узаконивают.Именем.Документами.Воспитанием.Религией.
Религия спасает человека от самого себя.Бог спасает человека от самого себя.Без помощи Бога человек не совладает со своей свободой,не справится с ней.
Человек несёт в себе,через всю свою жизнь,конфликт между своим детерминированным косным телом,управляться с которым он не может,а только всё время учится этому,и своим свободным сознанием и психикой,наполненными фантазмами,мечтами,видениями,желаниями и бредом.
Тело перевёрнуто в смерть.А сознание,мысль,мышление направлены в вечную жизнь.
Распад тела есть тоже проявление свободы.Старение.Это именно свободный распад.
Человека бросают в земную жизнь,а потом бросают в смерть.Из небытия его бросают в бытие,в свободу.
Вся человеческая жизнь уходит на религию.Он налаживает связь с Творцом.Через размышления,через молитву.Через созерцание.Он видит смерть и хочет спастись от неё.Хочет спасти себя от смерти.Хотя это тоже как-бы незаконно,подобно его рождению в этот мир.
Как рождённый из небытия,вызванный из него,он должен снова туда вернуться,в ничто,это справедливо и понятно ему.
Но человек сопротивляется этому,такой понятной ему справедливости.Он хочет продолжать жить во что бы то ни стало.Он хочет спастись от ничто,от небытия.И он прикладывает усилия,если понимает что к чему.
Творение начинает благодарить,упрашивать, умолять Бога-Творца сделать его тоже вечным и не отнимать жизнь.И так просит настойчиво,неустанно,на коленях,день и ночь.Но как Бог-Творец объяснит ему,что это спасение одно-моментно невозможно,нужно к этому идти долго,через особые ниспосылаемые страдания,через изживание в себе ничто?Бог оставляет это объяснение богословам и проповедникам.
Как маленький оформленный сгусток наделённой сознанием духовной материи поймёт мысль Того,кто управляет мирами?На каком языке это сказать,чтобы сгусток духовной материи понял Его?Нет такого языка.И не будет в мире человека.Кроме особого языка в мире божественном.Языка Любви.На языке Любви мир и сотворён.
На языке Любви Бог даёт понять,что не всё для человека потеряно.Есть возможность спастись от ничто как небытия.Бог даёт знаки,посылает пророчества.И сгусток сознания на что-то надеется.Бог так предлагает человеку стать живым "строительным материалом" для языка Любви.И так получить бессмертие.Стать живым вечным "элементом" Слова.Это "встраивание" в Слово Божье оказывается единственной возможностью для человека  не возвращаться в ничто,спастись.Другого пути нет.
Что же такое с позиции субстанциональности свободы знание о чём-либо?Знание это акцентированная свобода.А память это способность психики  схватывать и удерживать свободу.И запоминание знаний есть процесс схватывания и удерживания акцентированной свободы.
В сущности свобода представляет собой поток не расшифрованной,не понятой ,не осознанной информации,если говорить доступно и  приближённо.Поток информации в вечности.Информации, которая никогда не устаревает.И смысл которой закрыт.
Мы можем,должны и способны давать человеческие определения свободы.Но навсегда свобода для нас тайна.За нею скрывается недоступный Бог.
Что же относительно зла и детерминизма и их связи,то тут всё приобретает вполне конкретные очертания.Если детерминизм есть зло и отрицание свободы,а это так и есть,то и весь мир во зле лежит,со всеми своими законами и правительствами.
И всякое деяние, совершённое в условиях несвободы, есть зло,кроме деяния, направленного на обретение свободы в полной мере.И всякое отрицающее свободу действие,совершённое даже по общепринятым  правилам и законам, несёт окружающему и себе самому только зло и последствия зла.А зло есть отпадение от Бога и свободы в детерминизм неведения.
И всё,что сковывается само и сковывает свободу других,именно заскорузлый детерминизм,есть зло и значит выпадение из рук Божьих.
Детерминизм ведёт к закабалению личности.Ведёт к суррогатному государству.К диктату меньшинства.
Человек может соответствовать своей свободе.Тогда он свободен.Или же не соответствовать ей.Тогда он раб.И в том,и в другом случае человек делает выбор.
Небытие_  это остановка в потоке свободы.Смерть это остановка в потоке свободы.Тело остановилось.Душа продолжает путь в потоке свободы.Душа соответствует.
 


12.10.2013 г.