Сокровище нартов

Нарт Орстхоев
 

Мистер Бриман появился в Галанчоже одним из первых. Прошел год, как в Сочи закончилась Олимпиада, и по Чечне разнесся слух, что приехали инвесторы из Великобритании. Говорили, будто они превратят горы Чечни в Швейцарию.

Али стоял у озера и разговаривал по телефону, когда к нему подошел знакомый акхинец и после приветствия представил своего спутника:

- Вот, познакомься. Он из Лондона, пишет книгу о горцах Галанчожа.

Его спутник – мужчина лет за тридцать – щелкнул каблуками и произнес:

- Бриман.

- Али, - сказал горец.

- Господин Али, я уже разговаривал с многими Гала. Вы к какому роду относитесь?

- Кхоргхо, - ответил Али.

Мистер Бриман достал записную книжку и стал что-то читать.

- Оли неки, Ойсархо неки… Так, Кербичхо, Турпал неки, - с трудом выговаривал он.

Али улыбнулся. Мистер Бриман заметил это:

- Я что то сказал не так.

- Все нормально, - успокоил Али. – Только «некъи» выговаривается  с твердым знаком.

- О, прошу прощения, я еще не освоился! – смутился тот. - Нет с Коргхо я еще не общался, - подытожил он, закрывая книжку. - Господин Али, вы сможете уделить мне немножко вашего времени?

- Не вопрос, - кивнул в ответ Али.

- Господин Умар, огромное вам спасибо, что представили меня. Дальше я сам, - сделал он небольшой поклон в сторону своего спутника.

- Хорошо, удачи, - ответил Умар и, попрощавшись, ушел.

- Вы работаете? - спросил мистер Бриман.

- Нет, - ответил Али. - Сыновья отправили меня на пенсию, и я занимаюсь внуками и рыбачу, когда мне надоедает их гомон.

- Если вы согласны меня сопровождать и рассказывать мне про ваши обычаи и менталитет, я вам щедро заплачу.

- Да нет, мне не нужна плата, - отмахнулся, Али

- Господин Али, моя работа может затянуться на долго. Вон стоит мой передвижной дом, - показал он на микроавтобус. Я буду ставить его у вас во дворе, и вы должны согласиться на оклад, иначе я буду чувствовать себя не уютно. Как на счет тысячи фунтов в месяц?

- Вы меня ставите в неловкое положение. Что люди подумают о моем гостеприимстве? – пытался остановить его Али.

Но мистер Бриман настоял на своем и, они договорились, что он будет платить 500 фунтов за услуги оказываемые Али.

 -Через час они разговаривали,как старые знакомые.

- Искупаемся? – предложил он, показав на озеро.

- Я не думаю, что мне это понравится, как в молодости, - усмехнулся в ответ Али.

- А я искупнусь! - начал раздеваться мистер Бриман.

Сняв очки он положил их сверху на одежду и с разбегу прыгнул в воду.

- Вы зря лишили себя этого удовольствия! - фыркал он, плескаясь в воде. - Я в Темзе в любое время года купаюсь! – он, резкими взмахами рассекая воду, поплыл на середину озера.

«Как бы его судорога не схватила. Тут я тебе не помощник», - думал Али, провожая,  взглядом  удаляющего от берега англичанина. Доплыв до середины тот несколько раз нырнул и откинувшись на спину лег на воду. «А парень-то непрост», - подумал Али, вспоминая, как старался быстрее выйти из воды в молодости.

Летом, когда стояла жара под сорок, вода в озере бывала ледяной. Его взгляд упал на очки, блестящие на солнце. Али присел и взял их в руки, прочитав «Картье» и слово «голд», он произнес: «Как же, золотые» и машинально примерил их. Сняв очки, он посмотрел на них и снова надел. «Что-то тут не то, - произнес он про себя, глядя, как мистер Бриман плывет обратно. - Ты не тот, за кого выдаешь себя».

Мистер Бриман вышел из воды и стал, как он выразился, сушится. Видно было, что он хочет произвести впечатление. Сделав сальто, он сделал стойку на руках и, вскочив на ноги, начал одеваться.

- Господин Али, - сказал он, надев очки, - я никого не знаю в Чечне. Мы можем стать кунаками?

- Наши старики говорили, что лучше иметь двух друзей, чем одного врага, - улыбнулся Али. - Главное что бы дружба была искренней.

 

Каждое утро когда Али просыпался на молитву он видел как мистер Бриман бегает или разминается у озера. «Ну, ну», - усмехался Али в бороду.

Через неделю волкодав Али не отходил от микроавтобуса и бегал с мистером Бриманом вдоль озера.

- Как он его приучил? - ворчала жена Али. - Я до сих пор ее боюсь.

- Да пусть, - махнул Али рукой, ночью не будет будит меня, когда захочет прогуляться.

Все лето он что то писал как он говорил, ночью прохладно и думается хорошо, а днем отсыпался.
В сентябре все отдыхающие с детьми уехали на равнину, остались только строители и охранники.

-Ночью стало холодать,Али готовился к ночной молитве когда м-автобус м-Бримана тихо выехал со двора. Али набрал номер сына и когда он ответил, произнес, пора. Отец ты уверен спросил он?,не сомневайся сынок,это произойдет сегодня ночью ответил Али.

-Хорошо отец, как договорились, ответил сын.

-Али сделал ночную молитву и сказал супруге что сходит на стройку к товарищу охраннику. Ты спи я задержусь сказал он и выйдя с дома крикнул собаке Туг1ан рядом, пес вскочил и пошел рядом с Али.
-Он посидел у товарища и далеко за полночь попрощался и выйдя с вагончика пошел в сторону озера. Когда он подошел к озеру он увидел что м-Бриман уже вытащил груз и складывал капроновый канат.

-Собака подошла к нему и гавкнула, он испуганно выпрямился и узнав пса произнес, туган ты нашел меня и стал чесать его за ухом. Потом взял акваланг и ласты и сложил все это в автобус. При включенных габаритах виднелись кованные сундуки. Когда м-Бриман отстегнул крюк лебедки, Али произнес туг1ан рядом.

-Собака подбежала и села у ног хозяина.

-М-Бриман вздрогнул и обернулся, он смотрел на Али виновато, но стараясь не терять хладнокровие.
-Все кончено м-Бриман, сейчас подойдут люди и заберут груз.
-Когда спросил он?
-Что когда,вопросом на вопрос ответил Али.

-Когда вы поняли?
 
-Когда вы пошли купаться, ответил Али.

М-Бриман задумался, черт в сердцах произнес он, очки.

-Но я не думал что джентльмен будет ковыряться в моих вещах, произнес он задумчиво.

-Да ладно вам м-Бриман, я хоть и не английский Денди, но ценю все красивое. Очки лежали на одежде сверху и когда я понял что там простые стекла,стало ясно что вы не писатель.
При первой возможности мы проверили м-автобус и обнаружив акваланг,поняли что вы ищете?
Более того знаете где искать,в нашем роду есть мастера на все руки и не одного аквалангиста,как тут не воспользоватся ситуацией,сказал Али с улыбкой.

Из тумана появилась телега, на которой сидели семь человек, остановившись они спрыгнули с телеги и не говоря не слова прошли к м-автобусу и стали кусачками развязывать кольца и вынув отнесли все три сундука и положили на телегу. Потом бережно не без усилий подняли и положили туда же плащаницу из колец и тихо развернув телегу молча ушли в туман.

-Когда они скрылись, м-Бриман произнес. Признайтесь господин Али что вы специально подобрали двухметровых парней.

-О да улыбнулся Али, но согласитесь и вы что это вас впечатлило. Да пока я не различил в темноте,толстовки с символикой НБА и кроссовки Найк.

-Ну уж извините м-Бриман, не мог же я их одеть в кольчуги улыбнулся Али.

-Я так понимаю мы не можем больше быть друзьями произнес он с сожалением.

-Вы изначально приехали к нам не за другом, произнес Али с иронией.

-М-Бриман был раздосадован, но он не хотел показаться слабым,семь лет назад, умер мой дед и оставил мне старинный замок и миллионное состояние. Но в завещаний было указано что я имею право распоряжаться ими, если верну родовую жемчужину,которую один из моих предков привез из вест-Индий.

Она якобы охраняет своего владельца, в конверте было описано похождения моих дедов за последние 150 лет и про то как в сороковых годах мой дед прибыл в Чечню,что бы вернуть ее, М-Бриман задумался, однако мне пора сказал он.

-Я не советую вам до восхода отправляться на равнину, так что можете рассказывать, произнес Али.

-Хорошо,но только что бы вы поняли меня и простили, произнес м-Бриман.

-Когда стало ясно что Кавказ покорен,мой предок решил уехать в Лондон,продав весь свой бизнес он перевел деньги в золото и в старинные изделия и вместе с компаньоном, наняв проводника  тронулся в путь через горы. О том что бы идти по в-Грузинской дороге,не могло быть речи, проводник привел их в Галанчож и там они наняли семерых братьев Орстхойцев, которые должны были провести их через перевал в Грузию, в порт Поти.

-Как описывает предок они были молчаливыми  атлантами,он спешил, ему сообщили что корабль ждать не будет. В полночь они были на вершине гор, но проводники отказались дальше идти. Впереди отвесные скалы и пропасть, надо ждать рассвета сказали они. Они не верили проводникам и решили ночью по очереди дежурить.

-Нарты сняли поклажу с мулла и занесли в грот и разведя огонь, стали ужинать. Под утро сон сломил компаньона который заступил на пост на два часа. Они проснулись к обеду,когда солнце осветило грот, но муллы с поклажей и  проводников, уже след простыл.

-Они срезали даже их кольты в месте с кобурами и что было предку очень дорого, жемчужину размером  с куриное яйцо.

-Возвращаться назад не имело смысла они спустились в Грузию и дошли до порта и успели на корабль который следовал в Стамбул.

-Добравшись в Англию, предок слег от этого удара и умер завещал во что бы это не стало, вернуть жемчужину.

-В 1917 году мой прадед  приехал и предпринял попытку вернуть ее, но в России произошла революция и всем поданным Британской Империй, было приказано срочно вернутся домой. В сороковых годах, уже мой дед с младшим братом прибыл в Галанчож.

-Его сопровождали коммандос из егерского полка, Эдельвейс. Но как говорил дед, ночью дикари вырезали всех коммандос а им с братом удалось убежать. Меня с детства готовили к миссии,но я до смерти деда вел образ мажорика, посмеиваясь как мне казалось над старим маразматиком.

-Дальше вы все знаете!

-Да это звено, которое не знал, ни я не мой отец произнес Али впечатлений рассказом.

-Сундуков было много,но их унесли те,кто ушел в Турцию и дальше в Сирию и Иорданию.

-Отец был единственным кто выжил после ссылки, из стражи клада. Перед смертью он мне обстоятельно все рассказал и велел набрать новых стражей из достойных парней. Только тех у кого от блеска золота не помутится разум.

-Время не пришло сказал он,ты поймешь когда оно придет. И тогда ты пустишь золото и изделия на благо нашего рода.

-Орстхо грабили всех кто проходил с ценным грузом. Старики считали, что это кровь и пот горских народов и она не должна покидать горы. Личные вещи путников не трогали. Только оружие, а ценности изымались с силой или хитростью.

-Перед началом войны с Германией, в горах появились немцы. Их было не много всего 30 человек фашистов и два гражданским  с ними. Исраилов Хасан стал с ними сотрудничать,якобы они сказали что сам Гитлер знает про храбрых Вайнахов и скоро пришлет десант,что бы спасти нас от коммунистического гнета. Много безграмотных горцев поверили в эту сказку,коль сам Хасан с ними дружит.

-Исраилов был не только мужественным человеком, но и грамотным. Он знал не только русский  и арабский язык, перед самой войной он в Москве учился в Парт-школе и женился на немке и бегло разговаривал на немецком,но скрыл это от новых друзей.

-Каждые сутки или двое англичанин просил показать новую пещеру, мол десант будет не одна тысячи и нужно подготовит больше места. Когда провели последнюю ночь в новой пещере, на утро у Хасана спросили а есть еще.

-Он ответил что только самая большая, но там до коллективизации, держали овец и вряд ли солдаты верх мата, захотят в таком аромате спать. Мол там метра полтора козий и овечий навоз, высохший.

-Но гражданские живо заинтересовались этой пещерой и ночью они перебазировались туда. Но Хасан был соблюдающим и большим чистюлей,он не захотел там ночевать и сказав что проведает семью,ушел в ночь в Т1ерл.

-Но перед аулом его встретил младший брат и сообщил что с Грозного приехали чекисты и якобы велено нас арестовать.

-Братья вернулись назад в пещеру, но на месте некого не оказалось, увидев далеко в глубине огни, они пошли в глубь, на гул голосов. И увидели что немцы усиленно роют землю,братья не заметно отошли и ушли к чабанам,на Альпийские луга.

-А с восходом вернулись к пещере, двое гражданских были явно не в духе и Хасан услышал разговор командира коммандос.

-Они меня нервируют эти два щеголя ,злился он, что они о себе возомнили. Опять нечего не нашли. только старые ржавые сабли и кинжалы.

-Гер капитан, сказал  зам-командира, одно ваше слово и я сверну им шеи и спишем все на дикарей.

-Гюнтер, я ценю твою преданность, но старший лично знаком с Гиммлером, они ищут какую то реликвию Нартов которая якобы помогает в бою.

-Если с их головы упадет хоть один волос, нас отправят на передовую.

-Хасан сплюнул под ноги и тихо сказал брату,не какого десанта не будет, они что то ищут в горах и как только найдут,за ним прилетит аэроплан и они укатят домой.

-Брат Хасана был слишком  прост и ночью рассказал все жене.

-Лайла знала что его брат принадлежит к какому то ордену стража и рано утром сказав свекрови что приболела ее мать и она съездит проведает ее, укатила на бейдарке в Ялхар и все рассказала брату.

-Хасану передали что его гостий затрагивают интересы целого рода и надо от них избавится.
 
-Хасан ночью пришел к старцам и спросил в чем его обвиняют?

-Выслушав он долго смеялся и сказал,ваши кинжалы и несколько винтовок для них не помеха, что эти фашисты лучше любого горца лазают по горам и они не только хорошо вооружены но и настоящие войны,которые смогут сражаться с сотнями горцев и добавил, а то и с тысячами.

-Они тебе верят спросил старец, Хасан ответил да.

-Ты их чем ни будь угощал, спросил вновь старец.

-Да ответил Хасан, им очень понравились наши жижиг галныш и сискал с курьдюком, я иногда балую их этим деликатесом, но гражданские едят отдельно от них.

-Хорошо, сегодня мы, приготовим им угощения, сказал старец. Той же ночью всех коммандос вырезали, Хасан спал тут же мертвым сном,но гражданских не было.

-Когда их стали искать, те проснулись и открыли огонь из маузеров,ранив несколько человек.

-Нарты залегли за камнями и началась перестрелка,но гражданские под покровом ночи умудрились сбежать и ушли от погони.

-Значит дедушка не врал, сказал м-Бриман задумчиво, мои предки были настоящими джентльменами,  его глаза заблестели.

-Да господин Али, вы сказали что ваши предки не брали личных вещей путников? Но в одном из этих сундуков лежит наша жемчужина.

-Не совсем так, сказал Али,-и кстати,она не была размером с куриное яйцо. Может с шарика пинг понга, но не с яйцо!

-Вы её видели? удивленно скинул брови м-Бриман.

-О да,ответил Али,сколько раз я хотел ее продать за эти годы войны, ну что то останавливало меня.

-Как рассказывал отец,а ему дедушка, младшему брату велели срезать пистолеты,увидев при свете догорающего костра,блеск на шее иностранца,он не сдержался и срезал  жемчужину тоже и на следующий день подарил ее сестре.За что был наказан братьями.

-С этими словами Али вытащил с кармана,жемчужину, на по трескавшей от времени кусочке.кожаного шнура и протянул ее м-Бриману.

-Все-таки он был сентиментальным, этот м-Бриман.

-Ох-хо выдохнул он, округлив рот и сомкнув ладони и бережно взял ее в руки.

-В глазах его блестели слезы,он не соврал? Вы слышите мой предок не соврал, говорил он перекатывая ее с ладони на ладонь.

-Он был настоящим джентльменом!  Из за пика гор выглянуло Солнце и озарило жемчужину всеми цветами радуги, как она прекрасна говорил он любуясь камнем.

-Вдруг он опомнился и зажав ее в правой руке выпрямился. Господин Али, я горд что имел честь, познакомится с вашим народом. Я обещаю вам, что мои потомки будут знать, что далеко за морями, в горах Кавказа, живут настоящие джентльмены,кивнув головой,резко направился  к машине и сев за руль завел мотор и тронулся в путь.

-Али ждал, что он обернется и помашет ему рукой, но чопорный не захотел, что бы этот дикарь увидел как  плачет джентльмен.

 

                (продолжение следует)