Как улучшить состояние здоровья школьников Украины

Дедушка Ю
(эта статья является авторизованным переводом  из украинского)
          Министр спорта Украины господин Сафиуллин на своем брифинге назвал состояние здоровья населения нашего государства катастрофическим, сказал, что в стране отсутствует физическая культура, а у 94 процентов  выпускников школы диагностируют многочисленные заболевания.  Т.е., наша школа формирует больное общество, а это является очень важным фактором стремительной депопуляции украинского народа.  Каждый десятый украинец не доживает до 35 лет, а половина мужчин умирает, не дожив до 60 лет. В связи с этим возникают такие вопросы: - а кто в нашей школе отвечает за здоровье школьников? И чего стоит    самое блестящее школьное образование, если оно неизбежно приводит к потере здоровья  наших детей?
            И, конечно же, возникают традиционные для нашего общества еще два вопроса: кто виноват и что делать?
         Не один год размышлял я над этими вопросами и пришел к очень неутешительным выводам. Среди заболеваний школьников доминирующими являются различные деформации позвоночника. Посмотрите вокруг себя, и вы практически не увидите стройных людей с гордо посаженной головой. Вы не увидите их даже среди военнослужащих и курсантов. Мне стало понятным, что виновны в том, что у школьников возникают деформации позвоночника, как это не удивительно, так называемые уроки физкультуры в том виде, которыми они есть на сегодняшний день. Эти  уроки совсем не выполняют своей функции сохранения здоровья учеников. Мне стало понятным, что то, что мы привыкли называть уроками физкультуры, к последней, т.е. к физической культуре, не имеет ни какого отношения. На этих занятиях все происходит точь-в-точь так, как это было еще задолго до войны. Те же самые так называемые физкультурные нормативы, те же самые оценки, те же самые спортивные игры на уроках. Только в те далекие времена страна (СССР) готовилась к войне, а потому в школе еще в 1931 году были введены физкультурные нормативы (вспомните о значках ГТО - т.е. - готов к труду и обороне). Эти нормативы требовали от ученика подтянуться определенное количество раз на турнике, пробежать за определенное время стометровку, далеко и метко бросить гранату. Т.е., страна готовила из школьника будущего воина, бойца, у которого должны были быть сильные руки и быстрые ноги, и совсем не ставилась задача  обеспечения у него  крепкого и длительного здоровья. Но в те далекие времена  не существовало телевизоров и компьютеров, а потому дети все свое свободное время проводили на улице, играя в разнообразные подвижные игры, которые, в определенной мере, и обеспечивали им  соответствующее физическое развитие. А как теперь проводят свое внешкольное время наши дети  вам известно не хуже  меня.
         Как-то пришлось мне услышать по радио выступление высокопоставленного чиновника из министерства образования, который  рассказывал о том, какие изменения это ведомство планирует ввести в школьную  программу занятий по физкультуре.   Услышанное меня не то, что удивило, а, как бы это сказать деликатнее, вызвало негодование. Этот чиновник  (я не запомнил его фамилии и должности) сказал, что отныне за выполнение физкультурных нормативов оценки детям ставить не будут, а вместо оценок будут зачеты. А если ученик принесет справку о том, что он посещает какую-то спортивную секцию, то зачет ему поставят автоматически. Давайте подумаем вместе, как это будет происходить в жизни. Во-первых,  система зачетов представляет собой не что иное, как те же самые оценки. Только когда-то оценки ставили по пятибалльной системе, потом - по двенадцатибальной, а министерский чиновник предлагает перейти на так называемую двоичную систему. Однако оценка остается оценкой. Во-вторых, нетрудно догадаться, что после этого нововведения в спортивные секции "пойдут" почти все ученики. Т.е., число школьников, которые действительно посещают эти секции, разумеется, практически не изменится. К тренерам секций пойдут  за соответствующими справками их родители,  и будут они  ходить, конечно, не с пустыми руками. Таким образом, министерство образования этими новациями создает еще одну  коррупционную схему, от которой школьникам никакой пользы, конечно же, не будет.
          Дальше – еще более странно. На вопрос ведущего передачи о том, как будет происходить на практике еще одна новация от министерства образования, а именно - изучение истории спорта, я услышал очень интересный ответ. Поскольку, сказал этот чиновник, дети играют в футбол, то они должны изучать и правила этой игры. Т.е., если несколько учеников какого-то класса выявят желание играть в футбол или в какую-то  другую спортивную игру, то правила этой игры заставят изучать весь класс.
         Это  меня сначала очень удивило, а потом я понял, в чем именно  заключается  ошибка не только этого чиновника, но и очень большого количества других  людей. А ошибка сводится к тому, что эти люди  не понимают, какая на самом деле разница между спортом и физкультурой, часто они их отождествляют.  Нередко можно  услышать от них призыв, что для улучшения здоровья нужно заниматься  спортом. Так и хочется спросить у этих людей, а каким именно видом спорта они рекомендуют заниматься? Для начала хотелось бы только уточнить: профессиональным или  любительским? Известно, что профессиональный спорт здоровья не улучшает, скорее, наоборот, ибо кто из вас слышал о спортсменах - профессионалах  долгожителях?  А если любительским - каким именно? Футболом, спортивным бриджем,  экзотическим  керлингом?  Продолжать перечень?
          Итак, давайте попробуем разобраться, что такое спорт, а что такое физкультура. Профессиональный спорт это очень тяжелая и изнурительная работа спортсмена, как правило, обильно "смазанная" фармацевтическими препаратами и многочисленными травмами. Это, в конечном счете,  зрелище, за которым наблюдают миллионы людей. Любительский спорт есть не что иное, как игра, развлечение, что собственно и вытекает из самого его названия.  Он  значительно улучшает качество жизни человека, делает его жизнь более интересной и целенаправленной. Но неужели  игра, развлечение или зрелище способны укреплять здоровье человека и увеличивать продолжительность его жизни?
           В отличие от спорта физкультура есть ВОСПИТАНИЕ, именно воспитание физической основы существования человека. А потому вам, уважаемые читатели,  станет понятным мое стремление к тому, чтобы в школе на уроках физкультуры детей учили именно элементам культуры строительства собственного тела.  Как ни досадно об этом говорить, но именно в школе естественной процесс физического воспитания наших детей останавливается. Я на этом моменте остановлюсь немного позднее.
             В последнее время меня постоянно преследует такой вопрос: - вот один человек нарочно (и даже не нарочно)  нанес ущерб здоровью другому человеку. Суд в таком случае назначит виновнику какую-то меру наказания. А как же  быть в случае, когда в школе существующая система образования наносит непоправимый ущерб здоровью школьников? Почему-то хочется вспомнить несколько циничное утверждение какого-то политика: когда гибнет один человек - это трагедия, а когда гибнут миллионы - это уже статистика. Так  должен кто-то нести какую-то ответственность за статистику утраченного  в школе здоровья наших детей и внуков? Или все должно так и продолжаться? Я считаю, если министр образования не владеет информацией о состоянии здоровья школьников нашей страны, то это свидетельствует о его служебной халатности, а если знает и ничего не предпринимает для улучшения ситуации, то это уже  называется халатностью преступной. 
              Так что же я предлагаю для восстановления именно физического воспитания в школе? Мои предложения очень простые, конкретные и понятные. Я предлагаю отменить физкультуру в школе в том виде, какой она есть на сегодняшний день. Я считаю необходимым немедленно отменить так называемые физкультурные нормативы, так как они не только не оказывают содействия улучшению здоровья школьников, но и становятся иногда смертельно опасными для них. Вспомните, сколько школьников умерло на уроках физкультуры именно через их стремление получить положительную оценку (зачет) во время выполнения нередко непосильного для конкретного ученика норматива (а существующие нормативы в состоянии выполнить не более 30 процентов школьников).  Я предлагаю также  отменить вообще  оценки на уроках физкультуры и отменить занятия спортом во время этих уроков.
              Прежде чем  я перейду к тому, а какими же должны стать уроки физкультуры, я попробую рассказать, а как же появляются разнообразные болезни у наших детей во время их обучения в школе. И начну я свой рассказ из того, как возникают у школьников разнообразные деформации позвоночника.
               Давайте проследим за поведением детей от самого их рождения. Родители своим детям при их рождении передают им очень большой запас так называемой  врожденной энергии. Именно она, эта энергия, заставляет малыша все время двигаться. Сначала он  ползает, затем учится держаться на ногах, потом начинает ходить. Английские ученые подсчитали, что к тому времени, пока ребенок станет крепко держаться на ногах, он непременно упадет примерно  двести раз. А заставляет ребенка все время двигаться, несмотря на падения, тот самый большой запас энергии, излишек которой не дает ему  возможности ощущать себя спокойно. Тоже самое происходит и у дошкольников. Обратите внимание на то, что они почти никогда спокойно не ходят. Они бегают, подпрыгивают, размахивают руками,  они практически все время находятся в движении, что обеспечивает ребятишкам равномерное физическое развитие. Т.е., продолжается естественный процесс внедрения в их жизнь элементов физической культуры, который начался с самых первых дней существования ребенка, а именно – вот мама массирует младенцу животик, водит его ручками и ножками, купает ребенка, выносит его на свежий воздух - а все это и есть элементами физической  культуры.
            Но вот дети пришли в первый класс и буквально сразу учительница им рассказывает о том, что теперь они являются  учениками, что они должны придерживаться школьной дисциплины, внимательно слушать учителей, не мешать никому на уроках, не разговаривать, не крутиться и много еще чего. А в то время, когда учительница рассказывает о правилах поведения, какой-нибудь ученик (назовем его Петей) начал изменять свою позу, так как у него онемели мышцы, да и тот самый излишек энергии требует от него хотя бы немножко пошевелиться. Учительница - классовод среагирует на это немедленно: - я сказала, что на уроках нужно сидеть спокойно, а не вертеться. Это касается и тебя, Петя. У тебя что, шило в одном месте?..   А если Петя снова начнет шевелиться, то он в глазах учительницы  уже станет потенциальным нарушителем классной дисциплины. Поэтому дети в классе принимают такие позы, которые позволяют им как-то справляться со значительной  статической нагрузкой на их еще не окрепшую мускулатуру. Здесь нужно заметить, что статическая нагрузка на мышцы  переносится значительно тяжелее, чем динамическая.  То, что дети при этом находятся в вынужденных позах, которые непременно будут деформировать их позвоночники, остается без внимания учителя.  Первопричиной возникающей у школьников деформации позвоночника есть земное тяготение. Именно оно деформирует практически все отделы  позвоночника у детей, и потому есть только один способ бороться с ним.  Чтобы мышцы могли бороться с земным тяготением, нужно их укреплять, а сделать это могут только целенаправленные физические упражнения. Кстати, а как вы, уважаемые читатели, считаете -  в самом ли деле первоклашкам сохранять осанку помогают те довольно таки тяжеленькие ранцы, которые они вынуждены носить на спине каждый день?
              Должен сказать о том, какую опасность для человека несет деформация позвоночника. Кроме неминуемых болевых синдромов, она провоцирует возникновение разнообразных болезней  внутренних органов вследствие нарушения их нормальной  регуляции травмированным этой деформацией спинным мозгом. Гиппократ был прав, когда говорил: если у человека много заболеваний - виновный в этом спинной мозг.  Не зря восточная медицина уделяет чрезвычайно большое внимание сохранению нормального состояния позвоночника.
             Теперь пришло время, когда я должен обратить ваше внимание на еще  одну малозаметную, но очень опасную ситуацию, которая крайне отрицательно влияет на здоровье наших детей. Речь пойдет о том, что почти  у семидесяти процентов детей (а, следовательно, и у взрослых) тип дыхания неправильный. Об этом нужно рассказать немного детальнее. Как известно, существует три типа дыхания: грудной (который происходит за счет сокращения межреберных мышц), брюшной, или диафрагмальный (за счет сокращения диафрагмы) и смешанный тип. При грудном типе дыхания воздух заполняет, в основном, только верхние участки легких. Нижние (базальные) отделы, где сосредоточенно наибольшее количество дыхательных элементов - альвеол, при этом типе дыхания воздухом заполняются  неудовлетворительно. Именно это и приводит к крайне негативным  последствиям. Эти опасные последствия гиповентиляции базальных участков легких можно разделить  на две группы. Во-первых, гиповентиляция нижних отделов легких приводит к тому, что болезнетворные  микроорганизмы, которые в них попадают, в этих условиях находят почти идеальные условия для своего существования. Они быстро активизируются и вызывают развитие воспалительного процесса в тканях легких и бронхов. Развиваются воспаление легких (пневмония) или бронхит, который имеет тенденцию к затяжному течению и быстрому переходу в хроническую форму. А это  приводит к существенному ухудшению здоровья людей и их преждевременной смерти. Именно поэтому в структуре смертности населения Украины болезни органов дыхания занимают четвертое место после болезней сердечно-сосудистой системы, онкологии и травматизма. На подтверждение роли именно гиповентиляции в развитии этих воспалительных процессов указывает тот  неоспоримый  факт, что пневмония никогда не возникает на верхушках легких, а  стопроцентно диагностируется именно в зоне гиповентиляции.
              Другое опасное следствие неправильного типа дыхания заключается в том, что при этом организм недополучает определенное количество кислорода, необходимого для его нормальной жизнедеятельности. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, необходимо обратиться к такой науке как биохимия. Наверное, всем хорошо известно, что для обеспечения существования организма, кроме витаминов и минералов, нужны еще  белки, жиры и углеводы. Эти продукты обеспечивают организм необходимой для него энергией. Для того чтобы высвободить из этих продуктов питания энергию, в организме человека существуют две ферментные системы. Первая  имеет название цикл три карбоновых кислот или цикл Кребса (по имени немецкого биохимика, который, кстати, за его открытие получил Нобелевскую премию). Эта ферментная система полноценно функционирует только при условии наличия в организме достаточного количества кислорода, а потому она и имеет название аэробной.  Вторая ферментная система есть анаэробною, так как химические преобразования пищевых продуктов в ней, т.е. их метаболизм, происходит без участия кислорода. Метаболизм белков, хотя и осуществляется в цикле Кребса,  имеет некоторые особенности, так как главная их роль заключается  не только (и не столько)  в способности обеспечивать организм энергией, но и  в том, что они представляют собой пластический материал, необходимый для синтеза собственных белков. Поэтому давайте рассмотрим процесс метаболизма только  жиров и углеводов. Несмотря на все их разнообразие, общим для них есть то, что все они состоят из трех химических элементов, а именно кислорода, водорода и углерода.  В аэробном цикле и углеводы, и жиры окисляются до своих конечных продуктов - воды и углекислого газа, освобождая при этом максимальное количество энергии. А в анаэробном цикле процесс их окисления до конца не доходит, а останавливается на этапе появления молочной кислоты. Этот этап имеет большое значение для организма, так как в этой анаэробной системе, кроме высвобождения определенного количества энергии, происходит много разнообразных  биохимических процессов.  Среди последних есть и синтез собственного жира. Последний играет очень важную роль, он не только является стратегическим запасом энергии, но и является основой для образования большого количества необходимых организму веществ (например, жизненно необходимого холестерина или легочного сурфактанта) и принимает участие в разнообразных регуляторных процессах.
             Если в организме достаточно кислорода, то обе системы работают слаженно и метаболический  процесс происходит без нарушений. А если кислорода не хватает, образуется избыток недоокисленных продуктов. Последние, как правило, токсичные и  очень активные в химическом отношении, а потому разрушают клеточные мембраны и вступают во взаимодействие с внутриклеточными белками, повреждая их и нарушая их функцию. Постепенное накопление  клеток с поврежденными, дефектными белками приводит с годами к преждевременному старению организма и его преждевременной смерти.
             Другим следствием дефицита кислорода в организме человека является развитие ожирения. Это происходит поэтому, при окислении той же глюкозы в аэробном цикле выделяется  в 19 раз больше энергии, чем при ее окислении в цикле анаэробном. Одна молекула глюкозы в аэробном цикле способствует образованию 38 молекул АТФ (аденозинтрифосфата) - своеобразного аккумулятора энергии, в то время  как в цикле анаэробном может появиться всего только 2  ее молекулы.   А потому при дефиците кислорода в организме человек, который съел достаточное количество пищи, не получает адекватное количество энергии. У человека снова появляется ощущение голода, и он вынужден употреблять еще какую-то дополнительную порцию еды. Часть этой дополнительной порции пищи пойдет на компенсацию недополученной энергии, а часть - в анаэробный цикл, где из нее образуется какой то излишек жира.
       Необходимо сказать, что все отрицательные последствия как от появления деформаций позвоночника, так и от метаболических нарушений возникают незаметно, они формируются годами, десятилетиями, но неблагоприятные результаты от этих нарушений для человека всегда очень и очень опасные.
      Представим, например, что в результате дефицита кислорода и возникшему вследствие этого нарушению метаболизма в организме ежедневно образуется дополнительно всего два грамма жира. Существует какой-либо способ это зафиксировать? Конечно же - нет. Прошел год и у школьника появилось около семисот граммов лишнего веса, что тоже малозаметно.  Но, получая аттестат зрелости, у него уже будет свыше 7 килограммов лишнего веса. Этот процесс накопления жира будет постоянно  продолжаться и когда человек достигнет  40 лет, ему уже будет установлен диагноз "ожирение". Темпы развития такого ожирения зависят от уровня дефицита кислорода в организме человека. Чем больший дефицит кислорода в организме, тем быстрее развивается ожирение, и никакие диеты избавиться от него не помогут.  Кстати, каждый второй житель Украины имеет лишний вес, а у двадцати процентов населения диагностируют ожирение (помните о 70% людей с неправильным типом дыхания?). Последнее, в свою очередь провоцирует развитие раннего атеросклероза, гипертонической болезни, сахарного диабета, появление инсультов и инфарктов, поражение опорно-двигательного аппарата и других заболеваний, т.е., возникает чрезвычайно опасное состояние, которое в медицине называют синтропией. Существующая на сегодняшний день статистика утверждает, что от ожирения на земном шаре умирает больше людей, чем от голода.
         Все вышеупомянутые болезни, которые дети получили во время их обучения в школе, непременно будут в будущем наносить (и наносят!) государству огромные  много миллиардные экономические потери (больничные листки, стоимость лечения, недовыработанная продукция, ранняя инвалидизация,  преждевременная смерть и прочее).
              Теперь, поскольку на вопрос: - кто же виноватый,   ответ обнаружился, давайте попробуем найти ответ и на самый главный вопрос - а что же делать?  В начале этой статьи я предложил отменить физкультуру в школе в том виде, которой она есть на сегодняшний день. Вместо всех этих нормативов учитель физкультуры должен будет сосредоточить свое внимание на выполнении всего трех,  максимум четырех  задач. Прежде всего,  ему  нужно будет научить учеников правильно дышать и закрепить это умение в них навсегда. Второй задачей этого учителя  будет разъяснить школьникам необходимость иметь правильную, красивую, элегантную осанку и научить их (и приучить!) выполнять физические упражнения для укрепления  тех групп мышц, которые  удерживают позвоночник человека в его физиологическом состоянии (а именно мышц шеи, плечевого пояса, спины и живота). Т.е., эти упражнения должны стать для детей такими же необходимыми и привычными, как, например, потребность мыть руки или чистить зубы. Одновременно с этим учитель должен выполнить третью задачу, а именно научить школьников умению расслабляться как в физическом, так и в психологическом плане, что очень и очень понадобится им в будущем. ( К слову, найдется ли среди школьных учителей хотя бы один, кому нравится проводить свой урок, если ему предшествовал урок сегодняшней физкультуры?). Этот чрезвычайно важный процесс обучения детей приемам релаксации непременно будет сопровождаться как соответствующими  физическими, так и специальными дыхательными упражнениями, которые гармонично будут вписываться в общую схему проведения урока. Именно тогда дети (а они со временем станут взрослыми) будут  способными бороться с разнообразными дистрессовыми ситуациями, которые непременно будут появляться в их жизни, не обращаясь за "помощью" к курению, употреблению алкоголя и наркотиков.  Методика  обучения этим релаксационным  приемам  хорошо известна всем учителям физкультуры, так что применить ее  будет довольно просто. И, возможно, было бы полезно  во время этих практических занятий соединить  процесс их освоения  с обучением школьников также умению падать, что очень понадобилось бы им в будущем. Спросите у травматологов, и они расскажут об ужасающей статистике травматизма, связанного именно с падением людей, особенно во время почти постоянных зимних гололедов.
         Скомпоновать такую единую, унифицированную для всей страны программу проведения занятий по физкультуре довольно просто, все составляющие ее хорошо известны каждому учителю физкультуры.  Поэтому для реализации предложенного  проекта не нужно никакого дополнительного финансирования, никакого специального оборудования, он будет успешно работать в каждой школе, как в большой, так и в самой маленькой. А если это так,  то что может помешать реализации  его уже в ближайшее время?
         Физкультура должна стать главным предметом в программе школьных занятий, так как именно  она способна обеспечить крепкое  здоровье школьникам, а знания  из различных предметов всегда при необходимости нетрудно и наверстать.
            Занятия физкультурой в школе должны проводиться как можно чаще, в идеале - ежедневно (по крайней мере, в начальных классах). Контроль над эффективностью таких занятий на уроках физкультуры предлагается  очень простой и понятный. Дважды в год ученики проходят обследование, при этом фиксируют динамику таких показателей как вес и рост, результаты  спирометрии и становой динамометрии. Обращается внимание также на  осанку детей с целью выявления возможных проявлений искривления позвоночника. Этого достаточно для оперативного контроля за состоянием физического развития школьников. Технически провести такой контроль очень просто, при этом отпадает необходимость в запланированных правительством комплексных  медицинских осмотрах школьников, качественно провести которые практически невозможно (не говоря уже об экономической составляющей).
            И напоследок. А как же занятия спортом - спросите вы?  Именно школа должна остаться базой для функционирования различных спортивных секций, посещать которые ученики будут по их собственному желанию во внеурочное время. В этих спортивных секциях будут, при их желании, работать те же самые школьные учителя физкультуры, что предоставит им возможность получить дополнительный заработок.
       И уже совсем последнее:  если бы у вас, уважаемые читатели, была бы возможность выбора, в какую  школу вы отправили бы своих детей: в обычную, или в ту, о которой я мечтаю?