Забыли...

Сергей Пышный
   
  Прошлым летом я был на  отдыхе у моих дальних родственников в Белоруссии в небольшом старинном городке Кобрин, что недалеко от границы с Польшей. Городок мне очень понравился:  прекрасно отремонтированные дома,  храмы, озеро и две реки.  Народ  приятный -люди спокойные,доброжелательные, бесхитростные,трудолюбивые. Национализма - никакого. Белорусы с гордостью часто о себе говорят: мы не национвалисты как на Украине-. И это,похоже, так и есть .
 Как грибы в лесу повсюду вырастают новые и новые виллы. Круг общения моих родственников -это врачи ,чиновники,мелкие предприниматели.  Давно вошло в традицию отмечать вместе дни рождения, праздники или просто встретиться  друг у друга в их  банях -  попариться и поболтать, причём, на этих встречах  столы ломились от напитков и  разных закусок. Правда, темы разговоров не совсем входили в круг моих интресов. То обсуждали  проблему выращивания томатов, то речь шла о огурцах:  как их лучше закатывать и так далее .Запомнился и иной разговор.  Мы были в гостях у нашей подруги, хозяйки обувного магазина, и она рассказала, что в соседнем городе естьбатюшка с удивительной духовной силой, с помощью которой он излечивает   любую  болезнь. Говорили о чудотворных иконах,  рассказывали друг другу о болязнях, давая друг другу советы, как от них избавиться. Всё это не совсем меня интересовало, но приходилось приспосабливаться, если хочешь кого-то вызвать на разговор. Как-то я стал невольным свидетелем  того, как в магазине покупательница разговаривала с продавщицей. Одна другой говорит-

   - Вы знаете, у одной моей знакомой муж заболел, -  а та ей отвечает

   -Да, уж! Последнее время люди все больше болеют. Беда!-.

    Всегда в автобусе можно поговорить о погоде и порассуждать какая погода будет завтра и то,что климат совсем испортился.  Люди довольно одинаковые. Я приехал в это лето в соломенной шляпе, но мой родственник порвал её, сказав, что тут так не ходят. Потом я видел, как зрители во время концерта в городском парке на открытом воздухе укрывали головы от солнца туалетной бумагой.Это считается нормальным ,а вот соломенной шляпой защищаться от солнца неприлично! Пойди пойми почему! Пришлость и постричься коротко, как все. Но право носить маленький рюкзачёк я отстоял, хотя я такой был один на весь город .Всё это меня не сердило .Если ,думал я ,все одинаковые, то и понимать им друг друга легче. И хоть все жалуются что денег мало-жизнь расцветает -собственных домов все больше ,многие церкви в отличном состоянии и строятся новые. Есть несколько домов баптистов ,католический собор .Даже свидетели Иеговы есть. Религии мирно сосуществуют . Есть превосходный дом культуры. В городе уделяется большое внимание  патриотическому воспитанию: естьмузей Суворова, где можно познакомиться с историей города того времени. Есть музей Отечественной войны .Летом я застал в городе два праздника: День независимости и День города .Прекрасно организованы были церимонии возложения цветов к обелиску воинам-освободителям. Казалось, нет конца национальным нарядам .Очень все красочно и торжественно .А вечером гулянье в городском парке, где участники самодеятельности в национальных нарядах исполняли народные песни и танцы.  Но  однажды произошло нечто, что я никак не ожидал в этой идилии. Как-то мы с родственникам ехали с очередных гостей домой. Мы проезжали большой собор .-Вот католический сабор -обьяснили мне .Мы проехали еще немного и вдруг я увидел огромное полуразвалившееся сооружение.

   .-Что это такое?- удивленно  спросил я .-

    -Синагога, -  спокойно ответили мне родственники .Я был потресён. В этом городе, где все здания в идеальном состоянии, такое огромное здание брошено на произвол судьбы и разваливается. На следующий день я пришел к этой синагоге,обошёл её кругом. .Никто на этот двор давно не заходит, разве что по нужде. Окна забиты фанерой и на одном кто-то нарисовал семисвечник. И тут я подумал: раз такая большая синагога, то тут раньше должны были  жить много евреев, а они селились обычно рядом с синагогой .Я обошел ближайшие дома, но ни на одном  еврейских символов не увидел.  Странно ,подумал я, и решил узнать что-нибудь о евреях которые когда-то здесь жили . Вернушись домой, я залез в интернет и неожиданно узнал, что в начале 20 века в этом городе евреи составляли 66 % населения,тбыло несколько синагог и та, развалины которой я видел ,была вторая по величене в Белоруссии.    Я стал  представил себе, как отличалась тогдашеняя жизнь  от сегодняшней. По улицам шли люди в черных костюмах и шляпах и говорили между собой на идише. Везде было полно еврейских магазинчиков, лавочек ,мастерских и  контор. Мне захотелось, вернув время назад, попасть в этот город и, уверен, нашёл бы  среди этих людей  много приятелей .Мне бы было интересно заходить в их лавки и магазинчики, чтобы с ними пообщаться. Их предки жили и в Польше, в Германии и в других странах и это не могло не отразиться на их кругозоре и мышлении. Но ,увы, -теперь трудно представить, что тут вообще жили евреи. Из всех синагог осталась только одни развалины. Не сохранилось даже еврейского кладбища. На  них теперь предприимчивые белоруссы разбили  огороды и выращивают  овощи. .Надгробные камни исчезли.  Я  спросил своих знакомых, что они об этом думают? Почему бы не восстановить синагогу и сделать там хоть музей когда-то жившего тут еврейства? Ведь это тоже история города.. Но все, как один,  отвечали:

   - Да кому это интересно?- И тут я по-другому посмотрел на  этот город. .Я вспомнил музей Суворова, Военный музей, торжественное возложение венков к мемориалам, парные  в бане,  обильные застолья и прочее. Мне весь этот местечковый уклад  жизни показался таким, будто довольные и веселые люди пляшут на трупах.. Когда я вернуля в Берлин, то я рассказал об  этих грустных впечатлениях своей приятельнице и о том что мне хотелось бы попасть в тот город,которого нет .Но она мне ответила, что те евреи не стали бы с тобой общаться - Я возразил и сказал что ни разу в жизни не замечал, чтобы  евреи не хотели со мной общаться из-за того что я не еврей. Но приятельница и на это возразила:

   - Ты привык общаться со светскими евреями, а тогда в этом городе евреи были 100% верующими и читали Тору иТалмуд по которому ты гой и с тобой им нельзя общаться. Мне стало немного грустно и я задумался. Но неожиданно я почувствовал в душе уверенность, что окажись я в этом городе, то нашел бы себе там много отличных приятелей и мне не было бы одиноко и скучно там жить .Я вспомнил моё многонедельное путешествие по Израилю ,где я познакомился и общался с очень многими людьми-верующими и неверующими.И ничего плохого сказать не могу-отношение ко мне было везде  доброжелательное. Я вспомнил также,что у меня в Ленинграде,ещё при советской власти и до моей эмиграции, был  хороший товарищ-старый слепой еврей Яков Исаевич глубоко верующий иудей. Я уж не говорю о многих друзьях с кем я пережил немало и в чьей верности в дружбе много раз убеждался . Тогда в Ленинграде, случалось что приглашали меня и на Шабат. Горели свечи,,люди были приятные ,спокойные,любезные. Они были не очень-то верующие.Это у них был больше протест против системы ,отрицающей еврейство. И я подумал-а окажись я на Шабате в Кобрине в начале века! Вот был бы настоящий Шабат! Это был бы Шабат, наполненный религиозной,философской тишиной, доброжелательностью,покоем,отрешенностью от всякой суеты ..В том Кобрине я был бы нормальным человеком, если больше половины населения любят рассуждать и философствовать.Мне  очень захотелось попасть в этот город и я уверен что не был бы разочарован ,попав туда. Жаль, что он так долго был и сегодня его нет!


  октябрь 2013 Берлин