В тревоге мирской суеты... часть 1

Ирина Ярославна
И снился Вере сон. Фоном звучала музыка любимого романса. Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел, но тайна твои покрывала черты*.
Но не Николай  Чернышевский был в нём режиссером-сценаристом. И не  Петр Чайковский - композитором.  Всё же на дворе двадцать первый век разменял второй десяток. Иные времена,  иные нравы.  Снилось ей,  что, наконец-то, пришла она простой босоногой русской  паломницей в уникальный пятнадцатиглавый храм Иоанна Предтечи. Тот, который большинству известен только по изображению на тысячерублёвой российской банкноте. А время и наше, и не наше.

Церковь снаружи  предстала перед ней в том великолепии, в каком блистала в семнадцатом столетии.  Поразив  величественной мощью и фантастической, несвойственной русскому зодчеству, архитектурой. Все купола сияли и переливались на солнце множеством алмазных бликов, горели янтарным золотом,  рдели рубиновым огнём. Множество искусных изразцов в кирпичных стенах как будто испускали  бриллиантовый блеск. Переливчато-радостный  перезвон колоколов торжественно звал к обедне. Но эхом где-то вторилось  - подпевалось  сладким нежным  голосом совсем не в лад: «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал, как звон отдаленной свирели, как моря играющий вал».

Перекрестившись, она  вошла  внутрь через массивные кованые ворота с трепетом, почтением и страхом Божьим. Как и положено. Сейчас можно будет соприкоснуться со святынями.  Здесь хранились и почитались  иконы с изображением  Страстей Господних и ликом Федоровской Богоматери, в которые  были заключены частицы мощей святых. В алтаре находился атласный белый антиминс, освященный в 1704 году самим святителем Димитрием, митрополитом Ростовским.  Но вместо древнейших фресок, богатейшего резного позолоченного иконостаса, выполненного в стиле барокко,  праздничного аналоя с храмовой иконой древнего греческого письма, инкрустированной дорогими драгоценными каменьями, взору открылась иная картина.

Вера попала на балкон,  с лепниной из вычурных фигурок фавна и пастушек, толстощеких амурчиков с луками и колчанами, полными стрел. Ей подумалось, что изначально здесь могли быть певчие. Но она стояла в одиночестве и тишине.  Далеко-далеко, внизу, виднелся  отреставрированный в стиле модерн, обширный, без конца и края,  музейный зал. В него можно было попасть по широкой  мраморной белоснежной лестнице, украшенной, так же, как и балкон,  совсем не по церковным канонам, скульптурами античных богов и мифических существ.  Женщина бесконечно долго, но с живой легкостью спускалась по несуразно громадным ступеням.

Стройными бесконечными рядами, вместо усердно молящихся прихожан, тянулись  застекленные витрины с различными экспонатами,  снизу подсвеченные  голубым неоном, с боков – мертвенно желто-фиолетовым. Были здесь изображения  древнейших церковных распевов, рукописи на церковно-славянском языке  крюковой строчной партитуры песнопения, портреты  духовных иерархов и ярославских купцов, дагерротипы, гравюры с видами  известных городских достопримечательностей. Разная служебная церковная и домашняя утварь,  расшитое золотом и серебром облачение  священников  и образцы одежды и обуви ремесленников, крестьян,  горожан тех давних времён, для многих канувших в лету. Тут же грудами лежали бульварные книжонки сомнительного характера, и пожелтевшие, местами полуистлевшие газеты, прикрывавшие современную аудио-видео аппаратуру, ноутбуки, айпады, айфоны и всевозможные  прибамбасы к ним.  Какие только мирские и церковные вещи, редкостные экземпляры не присутствовали. Не было только духа древнейшего храма  с его неповторимым ликом – уникальными живописными росписями по сырой штукатурке.

На ее молчаливое горестное удивление, внутренний протест, недоумение она явственно услышала голос невидимого экскурсовода, говорящий, что и алтарь, и фрески, и иконы перенесены в другой храмовый зал. Именно в нем бьется сердце церковной жизни. Нужно найти и мобилизовать силы, чтобы самостоятельно подняться на более высокий уровень. Но это не так просто и не каждому дано.  Вера, поняв, что теряет время на праздное любопытство и опаздывает на Божественную  литургию, опрометью бросилась наверх. Но каждый шаг, как бы вяз в воздухе,  давался с большим трудом, требуя новых и новых усилий. Желания, вытесняемые физической изможденностью,  постепенно иссякали...

Она уже стала отчаиваться, но вдруг была  любезно подхвачена с двух сторон под руки  популярными маститыми поэтами, выскочившими, неизвестно откуда, как заведённые чёртики-болванчики из пресловутой табакерки,  совсем не к месту и не ко времени. Те льстиво заглядывали ей в глаза, страстно прижимаясь с боков.  Шептали на ушко всякую рифмованную дребедень, состоящую из  штампованных комплиментов, одновременно,  умудряясь, поливать друг друга оскорбительной грязью  зависти и склочных наветов. Каждый просил, умолял,  настаивал обратить внимание только на него,  оценить значимость именно его талантливого творчества, состоящего сплошь из сверхъестественных опусов, единственных и неповторимых в своем роде,  якобы явленных, нашёптанных исключительно голосом с небес.  Вера пыталась, как-то тактично освободиться из их цепких рук. Старалась, где шутками, а где и с серьезным строгим тоном, прервать бессмысленное ухаживание, приправленное в избытке потоком словоблудия, но ничего не получалось. 

Из босоногой паломницы в скромной длинной юбке, женщина превратилась в гламурную особу, дефилирующую на высоченных каблуках во фривольном, очень коротком сарафанчике. Два галантных молодца из ларца, как бы играючи и, слегка флиртуя,  настойчиво  и твердо уводили ее от заветной цели все дальше и дальше.  В какие-то дремучие и темные дебри, заросли, гущи, совсем не похожие  на райские кущи.


Было душно, беспокойно, знобко, всё погружалось в мутную пелену серо-тусклого смрадного тумана.  И непонятные, необоснованные подозрения отпечатывались в душе липкими следами неприязни, гадливости. Как цепями злобных псов-волкодавов, готовых сорваться с привязи в любой момент, ворчливо и недовольно погромыхивали над головой, сгустившиеся,  саднящие сердце, лилово-черные тучи.  Грозились пролиться дождем  тревоги и безнадежности.


продолжение:      http://www.proza.ru/2013/10/13/70



* "Средь шумного бала". Русский романс. Автор слов А. Толстой. Композитор П. Чайковский.