Что значит существовать?

Любомир Павлов
      
                Крабовидная туманность

       Газообразная туманность в созвездии Тельца, являющаяся остатком
       сверхновой SN 1054, которая является плерионом, то есть, туманностью
       которая подпитывается синхротронным излучением пульсара оставшегося
       после взрыва сверхновой SN 1054. Пульсар - это нейтронная звезда
       диаметром порядка 10 - 15 км, плотность вырожденной нейтронной
       плазмы составляет 10^18 кг/м^3 , (это составляет 10^9 тонн/см^3) и
       скоростью вращения порядка 30 об/с. Магнитное поле формирует пучок
       изучения на полюсах, вдоль оси магнитного поля.
       А поскольку магнитная ось пульсара не совпадает с осью его вращения,
       то пучок излучения в процессе вращения описывает в пространстве
       конические поверхности, поэтому наблюдать пульсации могут только те
      "счастливые" наблюдатели которые находятся на конических поверхностях
       ометаемых излучением.
       Подпитывание туманности ветром пульсара происходит только на
       ранней стадии (первые несколько тысяч лет) их эволюции.
       Пульсарный ветер состоит из заряженных частиц, разогнанных до
       релятивистских скоростей, (v ==> c) и жёсткого рентгеновского и
       гамма излучения.
       Пульсарный ветер, истекая в межзвёздное пространство,
       раздувает туманность и замедляется до субрелятивистских скоростей.    

       (Снимок был получен с помощью телескопа Хаббл)

                ***

       Вглядываясь в звёздную бездну Вселенной  мы острее осознаём,
       что наша  жизнь на Земле — конечна..
       Но только острое осознание своей Трагичности приводит нас
       к пониманию необходимости трепетного и бережного
       отношения к Жизни, а если при этом нам ещё хватит и Ума,
       то мы, немедленно должны будем прекратить всякую
       враждебную конфронтацию и гонку смертоносных вооружений
       и начать конструктивное международное сотрудничество
       во имя сохранения Жизни на Земле.

       Но мы не должны забывать, что смертельная угроза
       Жизни Всегда будет исходить из Безжизненного Космоса.
       Так давайте же чаще обращать свой Пытливый взор к бездонным глубинам
       звёздного Неба, чтобы трепетный Восторг и Радость Земного Бытия никогда
       не омрачились Вселенским Апокалипсисом.               

                ***


                = Блиц - экскурс в историю =

«СУЩЕСТВОВАНИЕ - филос. категория, выражающая одно из фундаментальных свойств бытия. Во многих учениях С. является синонимом бытия». (Философский словарь).

СУЩЕСТВОВАНИЕ - Центральная категория экзистенциализма …   (Большой Энциклопедический словарь.)   
"Экзистенциализм" (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным».

Рене Декарт - «мыслю, следовательно, существую» — лат. Cogito, ergo sum
cogito, ergo sum ( «я мыслю, следовательно, я существую»).

Беркли сформулировал доктрину субъективного идеализма: «существовать — значит быть воспринятым» (esse est percipi). Доктрину так называемого солипсизма («существую только я один»).
Но Беркли не считал воспринимаемые вещи реально существующими.

 В одном из своих «доказательств» существования Бога, И.Кант пишет:
 «Все предметы мира находятся во взаимосвязи и взаимоотношении друг с другом, и их существование возможно только во взаимосвязи и взаимоотношении.
 Однако бесконечный поиск предшествовавших друг другу взаимоотношений и взаимосвязей бессмыслен. Следовательно, должно существовать нечто, абсолютно независимое и совершенно самодостаточное. Это и есть Бог».

 Оставим для "Страшного Суда" богословов это "строгое доказательство бытия Божия", и сосредоточим своё внимание на первой посылке в "доказательстве" - «Все предметы мира находятся во взаимосвязи и взаимоотношении друг с другом, и их существование возможно только во взаимосвязи и взаимоотношении». 

                = ЧТО ЗНАЧИТ СУЩЕСТВОВАТЬ? =

Для описания взаимодействий физических объектов будем использовать термины живого языка используемого познающими субъектами, (ПС) 

                = Аксиома существования =

Существовать, (БЫТЬ) –  значит взаимодействовать с другим, то есть             взаимно действовать друг на друга.

                = Вариации аксиомы =

1.     Существование, (БЫТИЕ) объектов* проявляется только в результате их    ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

2.    Взаимодействующие объекты могут существовать, (БЫТЬ) только относительно друг друга и только друг для друга.

3.    Никакие объекты существовать, (БЫТЬ), «сами по себе», (то есть не взаимодействуя ни с какими другими объектами), не могут.(Они реально ни для кого не существуют, в том числе и для самих себя). 
 
4.   Мир в котором отсутствуют взаимодействия – это пустой Мир, это абсолютное небытие.

* Объект – это предмет на котором сосредоточено внимание Субъект-а.
                ***

                = Существование Физических объектов =         

Существование физических объектов  – это ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС их ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, в  результате которого объекты «воспринимают» ДЕЙСТВИЯ друг друга и в качестве ответной реакции на ДЕЙСТВИЯ, изменяют свои СОСТОЯНИЯ в результате флуктуаций, по обратимому циклу, или в результате необратимого эволюционирования.      

((( В физике известны четыре типа взаимодействий:
       1.Гравитационное - G,переносчиками взаимодействий являются Гравитоны   
       2.Электромагнитное - E, переносчиками взаимодействий являются Фотоны
       3.Сильное (ядерное) - S, переносчиками взаимодействий являются Глюоны
       4.Слабое - W, переносчиками взаимодействий являются Бозоны

При этом взаимодействия могут осуществляться через посредство полей, то есть, через обмен носителями ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ, или в результате механических контактов)))

      = Удостоверение реальности существования физических объектов =

 Факт реальности взаимного  существования взаимодействующих физических объектов удостоверяется только единственно возможным для них актом - актом «восприятия» непосредственного действия со стороны другого объекта, то есть, действия происходящего в момент «восприятия», иначе говоря, в настоящий момент.
(По мере удаления объектов друг от друга, их сигналы действия будут ослабевать и запаздывать, а затем и вовсе взаимодействия между ними прекратятся. при этом объекты перестанут существовать друг для друга).

Взаимодействующие объекты, действуя друг на друга, устанавливают факт своего собственного реального существования, (идентифицируют себя как реально существующего перципиента), и устанавливают факт существования друг для друга.

А необходимой и достаточной гарантией объективной реальности взаимного существования взаимодействующих физических объектов, являются взаимные изменения состояний каждого объекта, как ответной реакции на воспринятое действие со стороны другого объекта, (изменяется внутреннее состояние и взаимное расположение в пространстве).
Таким образом, объекты устанавливают достоверный факт объективной реальности как своего собственного существования так и существования друг друга.



Причины изменения состояния физических объектов могут быть как внутренними - спонтанными, так и внешними – инициированными извне в процессе взаимодействий.

Спонтанные изменения состояний - это всегда деструктивные изменения, представляющие собой процессы распада, тогда как изменения Инициированные взаимодействиями могут быть как деструктивными, так и конструктивными.

 Спонтанные изменения состояния объектов  не связаны с их  взаимодействиями с внешними объектами, а представляют собой внутренние  взаимодействия их составных частей.
 
Все взаимодействующие объекты, а также каждая их составная часть связаны между собой взаимным существованием. 
 
                = Взаимная относительность существования =

Взаимодействующие физические объекты существуют только относительно друг друга и только друг для друга!

Объект «А» («Б») «воспринимает» факт взаимодействия с объектом «Б» («А») как единственное достоверное   свидетельство, удостоверяющее реальность своего собственного существования, относительно объекта «Б» («А») и как факт его, ("Б"), реального существования для себя.

                ***

Биологические организмы, (БО), обладающие зрением воспринимают световое излучение, исходящее от всех окружающих их объектов (ОО), включая и самих себя.  БО-змы, как поведенческие субъекты и ПС-ты, воспринимают ОО-ты опосредованно, как зрительные образы, которые они соотносят с самими ОО-ми, которые вызвали эти образы.

Зрительный образ объекта, формируемый ПС -ом, представляет собой комплект длин электромагнитных волн светового диапазона, (400 нм – 750 нм), излучаемых или отражаемых наблюдаемым объектом.
 Однако, некоторые БО – мы могут формировать зрительные образы  и в длинноволновом диапазоне инфракрасного, (теплового), излучения, что позволяет им ориентироваться в пространстве и при полном отсутствие света.

*( Вообще говоря, человек, как ПС - ект, воспринимает окружающие его объекты внешнего мира с помощью всех имеющихся у него органов чувств. удалённые объекты ПС - ты воспринимают с помощью зрения, слуха и обоняния, а объекты, находящиеся в непосредственной близости, воспринимают с помощью осязания и вкуса.
Для ПС - тов наиболее убедительным подтверждением реального существования объектов внешнего Мира являются их непосредственные восприятия с помощью осязания и вкуса.)* 

БО-змы, (как поведенческие субъекты и ПС-ты), обладают транзитивностью по отношению к ОО-там через посредство зрительных образов.
При этом ПС - ты взаимодействуют со зрительными образами как с реально существующими объектами, если в процессе жизненного опыта их реальность уже многократно была удостоверена с помощью непосредственного контакта или научного эксперимента.               

 ( БО-змы <<== зрительные образы) <<== ОО-ты
 
Поведенческие БО-мы только механически взаимодействуют с ОО-тами микро-мира и макро-мира, тогда как Познающие Субъекты, (ПС), при взаимодействии с ОО-ми внешнего Мира, в процессе познания, исследуют все типы физических взаимодействий между объектами микро-мира, макро-мира и мега-мира.               

ФО-ты, в отличие от БО-мов, (т.е. поведенческих субъектов и ПС-ов), не формируют при взаимодействиях зрительных образов, а взаимодействуют между собой как G - гравитационные объекты, как E- электромагнитные объекты или как объекты S -сильного и W - слабого взаимодействия.               
          

                = Небытие =

Мир, в котором отсутствуют взаимодействующие объекты  – это пустой мир, пустое не координированное протопространство, то есть абсолютное небытие.
 
*Если объект «А» и «Б» не взаимодействуют между собой и с другими окружающими их объектами, то они не существуют не только друг для друга, но и сами для себя, поскольку они не смогут самоидентифицироваться.
Однако их составные элементы, взаимодействуя между собой, представляют собой свой собственный реально существующий внутренний Мир.*
   
Никакие субъекты, (в том числе и Бог – Творец),  не могут существовать «сами по себе», вне взаимодействий с внешним Миром, поскольку, (говоря принципиально), «у них не будет достоверных свидетельств, удостоверяющих реальность их собственного существования», (у них не будет возможности "самоидентификации", то есть самоосознания своей субъектности), и во всём Мире не будет никого, кто мог бы засвидетельствовать реальность их существования.
 (Это исключает всякую возможность существования Бога – Творца, который якобы "вечно" существовал "сам по себе" в абсолютном небытии ещё до момента сотворения им Мира.) 
Все реально существующие объекты и субъекты могут существовать, только находясь во взаимодействии и взаимосвязи с окружающим их внешним Миром.


                = Существование во времени и безвременье =               



Существование реальных объектов может быть как временным, то есть эволюционным, так и безвременным – не эволюционным, а флуктуационным.

                = Время =
 
Если объект "А", взаимодействуя с окружающими объектами, последовательно, необратимо и нелинейно изменяет свои состояния, где каждая смена состояния представляет собой дискретную, элементарную длительность, а процесс накапливающихся необратимых изменений, который «записывается» и сохраняется в «памяти» объекта в виде шлейфа вещественных следов, составляет жизненную историю объекта «А», то, следовательно, объект "А" эволюционирует, то есть существует во времени.

Время это естественно длящийся эволюционный процесс необратимых и нелинейных изменений состояний индивидуальных для каждого отдельного объекта, который последовательно «записывается» в «памяти» объекта в виде следов вещественных изменений и представляет собой индивидуальную жизненную историю объекта.

Время - это "жизнь" объекта, представляющая  необратимый эволюционный процесс изменения его состояний, а когда прекращаются эволюционные изменения объекта, то   прекращается и его "жизнь", то есть останавливается его собственное время. При этом объект меняет свою идентичность.

Длительность процесса, (время)  – величина нелинейная и относительная, тогда как необратимое вещественное изменение объекта, как результат процесса  – величина абсолютная.

Будучи относительной, длительность, непосредственно, объектами не фиксируется и  не оставляет в них вещественных следов, тогда как фазовое состояние, представляющее собой <вещественное> изменение, оставляет след, который сохраняется в «памяти» объектов.
 
Таким образом, время, как необратимый эволюционный процесс, проявляет себя в двух качественно различных формах – относительная длительность, которую измеряют с помощью часов как метрологическое время, и абсолютная как объективная материализованная жизненная история объекта, которая представлена ПС - ту в виде его внешнего образа. 

Величина метрологического времени – это величина длительности процесса необратимых изменений, которая может быть инструментально измерена путём сравнения её с условной мерой равномерной длительности, (то есть мерой времени), принятой в качестве эталона.
 
(За эталонную меру длительности принята длительность , то есть время, в 1 секунду,  которая равна «9 192 631 770 периодам излучения соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного (квантового) состояния атома цезия – 133 в покое при 0 к при отсутствии возмущения внешними полями»).

Прошедшая жизненная история всех эволюционирующих объектов является их основной характеристикой, которая «записывается» в виде вещественных следов последовательных необратимых изменений и представляет собой шлейф всех реально прожитых состояний (событий), индивидуальных для каждого объекта.
Прожитая объектом жизненная история оценивается ПС - ом по его внешнему образу. 

Длина вещественного шлейфа прожитых состояний свидетельствует о продолжительности реальной жизни объекта, то есть реальном физическом времени его жизни. 

Однако, длина  вещественного шлейфа жизненной истории объекта не связана напрямую с метрологической, временной длительностью его жизни.
 
   
Реальное физическое время жизни объекта измеряется не количеством прожитых им  дней месяцев и лет, а количеством всех прожитых событий, состояний.
Таким образом, продолжительная жизнь может быть бессодержательной, с коротким шлейфом прожитых событий, а короткая по продолжительности жизнь может быть более яркой и содержательной с более длинным шлейфом прожитых событий.
(Дело в том, что метрологическое время является нормировочным процессом, скорость которого является величиной постоянной, тогда как скорость эволюционных изменений состояний физических объектов может существенно изменяться в зависимости от внешних условий.)   

                = Безвременье =

Если объект "А" взаимодействует с окружающими его объектами за счёт обратимого обмена промежуточными носителями взаимодействия, то его состояние постоянно меняется по фазе, (флуктуирует): возбуждение <<< = >>> релаксация. таким образом, несмотря на то, что объект "А" по фазе меняется, но за полный цикл в нём никаких изменений не происходит, (объект "А" остаётся тождественным самому себе), а следовательно, он "не эволюционирует. он флуктуирует, существуя вне времени!

Все эволюционирующие объекты имеют ограниченную жизнь, тогда как не эволюционирующие объекты существуют в безвременье, то есть их "жизнь" не ограничена, они не живут, а существуют в своём неизменном состоянии. 

 * * Примером объектов существующих в безвременье, то есть не эволюционирующих, могут  служить фундаментальные частицы, такие как лептоны, кварки и носители взаимодействий: фотоны, глюоны, гравитоны и промежуточные бозоны. к не эволюционирующим, безвременным объектам относится и протон, «время жизни» которого, по порядку величины, оценивается как 10 в степени (31-32) лет, что превосходит время жизни нашей Вселенной, порядок величины которой оценивается как  10 в десятой степени лет**.

 
                = Аксиома существования субъекта =

*** Субъект это живое поведенчески активное существо, обладающее способностью осознавать себя, (самоидентифицироваться),  самостоятельной частью окружающего внешнего Мира и выстраивать своё поведение таким образом, чтобы при всех изменениях внешней среды сохранять свою функциональную активность и структурную целостность.***

Субъект не может существовать сам по себе, не взаимодействуя активно с внешним миром.

                = Человек как субъект =

Только непосредственно воспринимая взаимодействия с внешним миром, человек может самоидентифицировать себя как реально существующего субъекта, то есть осознавать себя как личностное я. При отключение рецепторов воспринимающих внешний Мир, в процессе засыпания, утрачивается осознание субъектности личностного я и для него перестаёт существовать <весь реальный Мир>, а человек погружается в <<виртуальный сомнамбулический Мир>> сновидений. При этом активная социальная жизнедеятельность приостанавливается.
               
                = Познающий субъект (ПС) = 

Человек, взаимодействуя с внешними объектами окружающего Мира, прежде всего,  проявляет себя как физический объект и биологическое существо, обладающее способностями нервно - психического восприятия и рационального, интеллектуального осознания и познания окружающего Мира, что является основанием идентифицировать себя как субъекта и личностное я, а так же как  осознающего и познающего субъекта.


                = Условие объективной реальности существования ПС =

Для ПС необходимым и достаточным условием, гарантирующим и однозначно удостоверяющим объективную реальность своего собственного существования и существования окружающего Мира, является его непосредственное чувственное восприятие, субъективное эмоциональное переживание, (рефлексия), рациональное осознание и познание, а так же интеллектуальное самоосознание и самопознание.

Однако <<<абсолютной>>> гарантией <объективной реальности> существования ПС и окружающего его Мира, окончательно исключающей все субъективистские сомнения, является их признание всем сообществом рационально мыслящих субъектов. 

Никакой другой гарантии признания объективной реальности существования ПС - та и окружающего его Мира не существует.   

***( Впрочем, философский снобизм, проявляющийся как сомнение в реальности существования окружающего Мира, в момент грозящей опасности, быстро сменяется острым и адекватным осознанием и признанием его объективной реальности)***   
   

Следствие 1.

Если человек не взаимодействует ни с какими внешними объектами, то он не сможет идентифицировать себя как реально существующего  субъекта и осознать себя как личностное Я – он будет пребывать в сомнамбулическом, сноподобном состоянии, (то есть с полностью заторможенным головным мозгом), в виде биологического объекта.

**((( Иногда возможны панические атаки и случаи спутанности сознания, когда исчезает осознание личностного -Я и тогда начинается не поддающееся контролю хаотическое мерцание визуальных образов, эмоциональных состояний и ощущений.
Всё это воспринимается на общем фоне парализующего страха и панического ужаса)))**

следствие 2.

Во время глубокого сна, при полностью заторможенном головном мозге, человек утрачивает связь с внешним миром, а перестав взаимодействовать с ним, он утрачивает свою идентичность – перестаёт воспринимать внешние воздействия и осознавать себя субъектом, утрачивает своё личностное Я.

 следствие 3.

В состоянии глубокого сна человек представляет собой только биологическое существо, для которого, на время сна, перестаёт существовать осознание себя как субъекта и как личностное Я, а следовательно перестаёт существовать и весь внешний Мир. Для "Я" прекращается активная жизнь и временно наступает бездеятельное существование или абсолютное небытие. 

 следствие 4.

В состоянии глубокого сна прекращаются когнитивные интеллектуальные процессы в головном мозге и в организме происходят только чисто физиологические, метаболические процессы. 
Таким образом, человек становится существом "неодушевлённым", (оставаясь при этом живым и здоровым), поскольку его душа, как осознание им своей субъектности, идентифицируемой с его личностным – Я, перестаёт существовать.
(Мистическая душа – это не что иное как осознание себя субъектом и личностным – Я. Человек "неодушевлённый" – это человек лишённый осознания своей субъектности и личностного – Я. )

 следствие 5.

Если заторможенность мозга только частичная, то сон сопровождается сновидениями, при этом личностное Я, частично сохранив самосознание, переходит в состояние сомнамбулического существования.
В этом случае сомнамбулическое Я, движимое случайными ассоциациями, совершает хаотические иррациональные блуждания по лабиринтам  внутреннего  виртуального Мира, запечатлённого в памяти в виде следов необратимых эволюционных изменений, воспринимая это как сновидения или панический навязчивый кошмар.   



     = Доcтоверное (реальное) и доверительное (вероятностное)
                существование =
 
               

             = Критерии реальности и виртуальности воспринимаемых объектов =

Все внешние объекты, с которыми взаимодействует ПС - т, необходимо разделить на реальные и виртуальные.
К реальным объектам внешнего Мира, (в случае их восприятия), следует отнести те объекты, которые находятся в области непосредственного чувственного восприятия ПС - та, а к виртуальным внешним объектам те, которые могут восприниматься только опосредованно как визуальные образы полученные с помощью научно-технического инструментария.

Особое положение занимают все объекты внутреннего, виртуального Мира ПС - та, запечатлённые в его памяти, как отражение реального Мира, которые представляют собой внутренние виртуальные объекты, включая и весь понятийный, абстрактно логический инструментарий когнитивной деятельности.
 
Таким образом, в область непосредственного восприятия ПС - та входят все объекты внутреннего, виртуального Мира ПС - та  и только те внешние объекты, которые, во – первых, он может воспринимать непосредственно органами чувств, не используя при этом научно-технические приборы, и во – вторых, те объекты, длительность распространения действия от которых до воспринимающего их ПС - та, будет соизмерима с длительностью «восприятия»,  то есть с реакцией ПС - та на действие.

По первому критерию в область непосредственного чувственного восприятия не попадают все микрообъекты, то есть объекты микромира, а по второму критерию, в эту область не попадают все космические и космологические объекты, то есть объекты мегамира.
Все эти внешние объекты следует относить к внешним виртуальным объектам, восприятие которых ПС - ом возможно только опосредованно, с помощью научно-технических приборов.

Всякое восприятие, объектов, (виртуальных и реальных), осуществляется субъектом только в субъективно настоящий момент - "сейчас", когда воспринимающий субъект  находится в состоянии активного рационального сознания, когда он в состоянии удерживать произвольное внимание на воспринимаемом объекте, осознавая себя
Познающим Субъектом,(ПС).

 
 
                = Достоверное (реальное) существование =

Для ПС - та достоверно существуют как реальность только те объекты , с которыми он в данный момент непосредственно, то есть чувственно взаимодействует, на которых в данный момент сосредоточено его произвольное внимание, не зависимо от того какие объекты он воспринимает, (реальные или виртуальные).

Реальность существования внешних виртуальных объектов, (микромира и мегамира), для ПС - та может быть удостоверена только опосредованно, с помощью научно-экспериментальных методов и поэтому представляет собой научно доверительную реальность в виде зрительного образа объекта.

                = Доверительное (вероятностное) существование =
                (субъективный релятивизм)

Доверительное существование для ПС - та представляют все внутренние виртуальные объекты, которые представлены в нейронной сети головного мозга в виде кодирующих потенциалов и приобретают зрительный образ объекта только при их декодировании внутренним зрением, то есть воображением.


Если объект, с которым ранее непосредственно взаимодействовал ПС - т и который достоверно (реально) существовал для него, но в данный момент не находится в поле его внимания, то есть не находится в непосредственном взаимодействии с ним, то его существование для ПС - та становится только доверительным, (вероятностным), поскольку у ПС - та, в данный момент, уже не будет достоверных свидетельств удостоверяющих реальность его существования.

                = Субъективное настоящее и прошлое =
 
Процесс непосредственного восприятия объекта, на котором сосредоточено произвольное внимание ПС - та, соответствует моменту его субъективного настоящего - "сейчас".
Когда ПС - т смещает внимание с одного объекта на другой, то при этом он смещает момент своего настоящего времени на новый объект, как своё будущее, а прежний объект смещает в своё субъективное прошлое, которое запечатлевается в памяти ПС - та необратимыми изменениями. при этом настоящее для ПС - та, смещаясь от прошлого к будущему и переходя с одного объекта на другой,  продолжает длиться до тех пор пока удерживается в активном состоянии его произвольное внимание.
Все эволюционирующие физические объекты, пока сохраняют свою идентичность, постоянно пребывают в своём непрерывно обновляющимся настоящем - "сейчас", как переходной стадии от прошлого к будущему. при этом длительность настоящего определяется длительностью изменения фазового состояния F(i) в котором находится объект в данный момент.

                F(i) ==> F(i + 1) 
                -настоящее-

Только эволюционирующие объекты имеют своё "настоящее" прошлое и будущее.
Не эволюционирующие объекты всегда находятся только в своём "настоящем" состоянии "безвременья" и у них нет ни прошлого ни будущего.


          = Объективное, научно - доверительное существование =


Опосредованное взаимодействие элементарных микрообъектов с ПС - ом находится далеко за порогом чувствительности его органов чувств, и поэтому их реальность может быть удостоверена только с помощью инструментальных научных экспериментов.
Таким образом, существование элементарных микрообъектов воспринимается ПС - том только как научно доверительная реальность. космологические объекты, воспринимаемые пс только с помощью мощных радиотелескопов, также как и микрообъекты, должны быть отнесены к виртуальным объектам, а их существование может быть отнесено к  научно доверительной реальности.

Несмотря на то, что все виртуальные объекты воспринимаются только опосредованно, как инструментальные «образы» или «изображения», но поскольку они удостоверены многочисленными и независимыми друг от друга научными экспериментами, то их можно отнести к абсолютно достоверной реальности, (с вероятностью доверительной реальности = 1),исключающей субъективизм индивидуального ПС - та.
Научный эксперимент общепризнан критерием истинности,  и поэтому все виртуальные объекты, воспринимаемые как  научно доверительная реальность, имеют все основания быть признанными абсолютно реальными  и объективно существующими.


Примечание.
Впрочем, и непосредственно воспринимаемые объекты тоже представляют собой  зрительные «образы», создаваемые нашими органами зрения.
Однако, принципиальная разница между ними в том, что последние, могут быть непосредственно удостоверены и другими нашими органами чувств, и в первую очередь, тактильно-осязательными.

                ***
                = Ответы на вопросы =

                * Что Вы понимаете под объектами?

Под объектом я понимаю любой предмет на котором сосредоточено внимание Познающего Субъекта (ПС). это могут быть физические, то есть неодушевлённые объекты, виртуальные объекты, представляющие собой результат наших размышлений и фантазий, а так же сами ПС - ты. но если мы в данный момент непосредственно не взаимодействуем  с объектом, то мы конечно, можем предполагать о нём всё, что нам заблагорассудится. мы можем предполагать, что существуют домовые, лешие и русалки, но удостоверить их реальное существование мы сможем только при непосредственном взаимодействии с ними.

* Вы пишите, что если объект не взаимодействует с окружающими его объектам, то он реально ни для кого не существуют, в том числе и для самого себя, как это понимать?

Это касается самоидентификации объектов. эту операцию я, в целях общности, применяю для всех объектов: физических, т.е. не обладающих сознанием и ПС - та – обладающих самосознанием. если объекты не взаимодействуют между собой, то их состояния не изменяются, то есть у них не будет  удостоверяющего свидетельства своей реальности. взаимодействующие объекты изменяют свои состояния, что можно интерпретировать как «осознание» ими своей реальности.
Теперь, что касается нас – ПС - ов. взаимодействуя в результате общения, мы, конечно, меняем свои состояния, (представления), пытаясь осознать аргументы друг друга, что позволяет нам идентифицировать себя как реально существующих ПС - ов.

* Почему внутренние  изменения состояния физических объектов могут быть спонтанными то есть непредсказуемыми, неожиданными??


Внутренние  изменения состояния физических объектов могут быть не только спонтанными, но и инициированными извне.
Внутренние спонтанные изменения сопровождают все эволюционирующие объекты на протяжение всей их жизни – это процессы распада и деградации. звёзды в процессе эволюции интенсивно теряют свою энергию и массу, Распадаются элементарные частицы, ядра атомов и биологические клетки живых организмов. и происходит это в результате общефизического принципа, утверждающего, что всякий изолированный объект или система самопроизвольно эволюционирует только в направлении более вероятных состояний, то есть к деградации и хаосу, вероятности которых максимальны -
 близки к единице, поскольку такие состояния реализуются большим числом способов.

* Вы считаете, что Мир, в котором отсутствуют взаимодействующие объекты  – это пустой Мир, пустое не координированное протопространство, т.е. абсолютное небытие.
 Не могу воспринять это адекватно.

Но это только моя гипотеза, истинность которой вряд ли когда ни будь удастся установить экспериментально, то есть инструментально…

* Если объект «А» не взаимодействует с объектом «Б», то они не существуют не только друг для друга, но и сами для себя, поскольку они не смогут самоидентифицироваться...то есть если я не взаимодействую с  кем-то, то для него я не существую. но может быть, для себя то я ещё есть?

Это относится к самоидентификации ПС - ов. если вы ни с кем и ни с чем не взаимодействуете, то есть находитесь в абсолютной изоляции, то вы не сможете осознать свою субъектность и будете пребывать в сомномбулическом состоянии, то есть в заторможенном сноподобном состоянии.
Это медицинский факт, проверенный в экспериментах.

В 1954 году Джон Каннингем Лилли — американский врач-психоаналитик, известный своими исследованиями природы сознания в условиях сенсорной депривации. он  посвятил многие годы изучению одиночества и изоляции в ограниченном пространстве.
Сенсорная депривация (от лат. sensus — чувство, ощущение и deprivatio — лишение) — частичное или полное лишение чувствительности одного или более органов чувств от внешнего воздействия. сеансы сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, запускают процессы внутреннего подсознательного анализа, структурирования, процессы самонастройки и стабилизации психики, в то время как длительное лишение внешних раздражителей может привести к чрезвычайному беспокойству, галлюцинациям, депрессии, асоциальному поведению и даже к летальным исходам. Терапевтическое действие сенсорной депривации объясняется конечно  предварительным настроем пациента, ему заранее известны возможные состояния, однако если бы представить , что пациент неожиданно, вдруг, лишился всех ощущений, то он безусловно лишился бы способности самоидентификации. 

* Вы пишите, что <<<абсолютной>>> гарантией объективной реальности существования ПС - та и окружающего его Мира, окончательно исключающей все субъективистские сомнения, является их признание всем сообществом рационально мыслящих субъектов.
Но являюсь ли Я Познающим Субъектом? если Я не признан всем сообществом?

Каждый человек в Мире воспринимает другого как себе подобного, понимая, что все люди Земли это в той или иной степени ПС - ты, и встречаясь и приветствуя друг друга, мы тем самым выражаем друг другу свою признательность гарантирующую нашу объективную реальность. Это высшая гарантия нашей реальности.

* Вы пишите, что философский снобизм, проявляющийся как сомнение в реальности существования окружающего Мира, в момент грозящей опасности, быстро сменяется острым и адекватным осознанием и признанием его объективной реальности.
Как это можно прокомментировать?
   
Угроза жизни быстро отрезвляет разум и мы начинаем остро осознавать суровую реальность окружающего Мира, и судорожно искать способы защиты от его угроз, несмотря на то, что мы только что отрицали его реальность.

* А как объяснить, что Д.И. Менделеев во сне таблицу элементов разработал или  «увидел». я сам однажды во сне увидел решение одной очень сложной математической задачи, проснулся и легко записал в тетрадь. а до этого бился над нею не один день.

Это всё же редкие случайные явления, которые бывают во время не глубокого сна, когда во время сновидений могут выходить на решение реальных проблем над которыми, ранее, Вы долго размышляли. однако, как известно, все самые сложные проблемы решаются всё же только в состоянии бодрствования при активной работе головного мозга.


             

         Дискуссия с кандидатом психологических наук Минского БГУ
         Поликарповым В.А.


Поликарпов Владимир Алексеевич 26.05.2018 19:17

А до взаимодействия с объектом "Б" объект "А" существовал, или он возник только после начала взаимодействия? И эта пара , иными словами система "А" - "Б" , существует ли вообще, ни с чем больше не взаимодействуя? Если они существуют только друг для друга, как же Вы их (эту пару) мыслите? Для Вас они существуют как? Осмелюсь заметить, нельзя вывести существование из существования. Нельзя объяснить существование, оставаясь в рамках эмпиризма. И, увы, жизнь не эволюционирующих объектов тоже ограничена. Хотя присутствие времени для них сведено к минимуму.
 
                ***
 
Павлов.  03.11.2018 14:30

все объекты в нашей Вселенной связаны взаимодействиями в галактические скопления, отдельные галактики, звёздные скопления, звёздные и планетарные объекты и, таким образом, взаимно существуют друг для друга. В зависимости от интенсивности взаимодействий объектов определяется приоритетность их существования друг для друга. В нашей солнечной системе все планеты, взаимодействуя между собой, и существуя друг для друга, в первую очередь, своим существованием как системой, обязаны взаимодействию с Солнцем. В свою очередь, Солнечная система входит в состав Галактики и связана взаимодействием с ней, определяя тем самым взаимное существование. И так до единого взаимного существования всей нашей Вселенной.
Существование - это взаимодействие без которого нет никакого существования.
К не эволюционирующим объектам видимо можно отнести лептонные нейтрино, кварки, а так же носители взаимодействий: гравитоны, глюоны, фотоны и промежуточные бозоны.
 
                ***

Поликарпов Владимир Алексеевич 27.05.2018 18:46

Всё-таки я решил высказаться о существовании. Вот фрагмент из книги В.А. Поликарпов «Квазиграфические объекты в процессах познания и понимания», Минск, БГУ, 2012. С. 16 – 18.

Аристотель в «Физике» показывает, что решение проблемы существования есть ключ к проблеме времени. То, что проблема времени — это проблема существования утверждают и современные исследователи.
В своё время Рене Декарт поместил в основание своей философии постулат разума, а не веры. Знаменитое «cogito ergo sum» означает, что единственно достоверным существованием обладает познающий субъект. Природа объекта при этом оставалась невыясненной. Шаг в направлении объекта сделал Дж. Локк. Он ввёл понятие опыта, поставив познание (= достоверность реальности) в зависимость от него. Уточним, что по Локку в основе опыта лежит эмпирическое познание. Однако такое решение проблемы объекта породило много вопросов. Самый каверзный из них принадлежит Дж. Беркли. Если достоверность реальности (проще говоря, знание о Мире) базируется только на опыте, то можно ли быть уверенным в том, что Мир существует, когда его никто не воспринимает? Беркли нашёл способ ответить положительно на этот вопрос. Он заявил, что даже тогда, когда Мир никто не воспринимает, он продолжает существовать, так как его всегда воспринимает Бог.
Однако другого философа, Д. Юма, такое решение проблемы не удовлетворило. Отрицая существование Бога, он оставил основной для философии своего времени вопрос нерешённым.
Аргументация Юма сохраняет свою актуальность и сегодня. В чьём восприятии существует Мир, когда его никто не воспринимает? Кто поручится за его существование? Переход от возможности знать о существовании к возможности самого существования делается как-то сам собой и без всяких усилий, хотя и вполне понятен. (Психологически во времена Юма этот вопрос означал: какой он?) Хотя надо признать, что эта вторая постановка вопроса является более сильной, несмотря на всю свою кажущуюся парадоксальность. Из ответа на этот вопрос вытекает наша субстанциональная концепция времени.
Как представить себе существование невоспринимаемого объекта? Когда? В какой момент? Для кого он существует? Это то же, что представить историческую личность. В какой момент?
Попробуйте представить себе человека, который полностью прожил свою жизнь и завершил её естественной смертью, ну, скажем, в 90 лет. Вы никогда не видели его фотографии и не имеете словесного портрета. Последнее условие я ввёл, чтобы эксперимент был абсолютно чистым (чтобы убрать помехи). Мы можем также взять для наглядности звезду, завершившую свой жизненный цикл. Мы обнаружили следы её распада, и пытаемся представить себе, какой она была?
Мы понимаем, что представлять всё явление сразу целиком, от начала до конца его существования будет неправильно. Всё явление в целом, от начала до конца, существования не попадает под категорию ЕСТЬ (существует), т.к. завершив своё существование, оно перестаёт существовать (здесь это вполне уместная тавтология).
Но мы уверены, что оно было, и спрашиваем, каким оно было? Где и как оно получило свое есть? Своё существование? Или, говоря языком Юма, для кого оно существует? Ответ таков: оно существует для самого себя благодаря настоящему.
Всякое особенное получает свою определенность в настоящем как актуально существующем моменте. Настоящее это главное условие существования. Для появления настоящего необходимо Время.
Итак, сущность Времени не в наличии будущего или прошлого, а в созидании настоящего.
Уничтожение настоящего, равносильное уничтожению существования, единичного бытия, уничтожило бы и прошлое, и будущее, т. е. Время.
Время надо искать там, где появляется настоящее – определяющее условие единичного бытия. Настоящее есть везде, где есть существование. Вот, между прочим, почему невозможно путешествие во времени. Это равносильно потере себя. 

                ***

Павлов. 03.11.2018 15:12

Уважаемый, Владимир Алексеевич, я ознакомился с Вашим высказыванием о существовании, но по этой части мне нечего добавить к тому , что я ранее уже высказал в своей небольшой статье "Что значит существовать?". Вы приводите историю развития взглядов на эту проблему. На мой взгляд, важно разделять существования физических объектов от существования Познающих Субъектов.
Физические объекты существуют друг для друга будучи связанными между собой физическими взаимодействиями. ПС связаны между собой и с физическими объектами с помощью восприятий и ощущений удостоверяющих их взаимное существование.
Но при этом ПС должен пребывать в состоянии активного сознания и самосознания.
Когда ПС находится в заторможенном состоянии, то он перестаёт взаимодействовать с окружающим миром, а значит для него перестаёт существовать весь мир и он сам. Но будучи живым существом, он продолжает существовать взаимодействуя с окружающем его миром. Все объекты, с которыми мы ранее взаимодействовали, но которые в данный момент находятся вне поля нашего внимания, будут существовать для нас только вероятностно, с той или иной степенью уверенности.

                ***

В.А.Поликарпов 09.11.2018 02:15

Не могу согласиться с тем, что ПС связаны между собой и физическими объектами посредством восприятий и ощущений, удостоверяющих их взаимное существование. Восприятие приличного бифштекса ничего не даст Вашему существованию, не говоря уже о том, что бифштекс, увы, Вас не воспринимает. Тут тоже нужно физическое взаимодействие. Но это уже тонкости психологии. Я имел в виду другое. Сущность времени в том. что оно создаёт особенное, иными словами единичное бытие. Вещь (всё-таки на немецком удобнее философствовать - das Ding) получает существование для самой себя. У меня на столе лежит необработанный кусок кварца. Он у меня с детства. Его можно противопоставить остальной Вселенной. Он есть нечто завершённое, он имеет границы и собственную форму. Попробуйте представить его если бы не было настоящего. Это не возможно. Вот, собственно, о чём речь.
               
                ***

 Павлов. 09.11.2018 10:58

Во - первых, ощущение это и есть взаимодействие!
Во - вторых, время ничего не создаёт. Оно само "создаётся" физическими ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМИ, которые определяют и существование Вашего куска кварца в данный момент. Вы пишите: "Попробуйте представить его если бы не было настоящего". Все существующие объекты, т.е. находящиеся во взаимодействии, не зависимо от того, эволюционируют они или нет, постоянно пребывают в своём неизменном, (для не эволюционирующих объектов), или непрерывно меняющемся, (для эволюционирующих объектов), н а с т о я щ е м времени! 

                ***
 
В.А.Поликарпов 10.11.2018 23:18

Я читаю студентам лекции по общей психологии и тема ощущений мне ужасно надоела. Да, в общем Вы правы. Признаю, этот выпад я пропустил. Но как бы частично. Просто Ваше утверждение: ПС связаны между собой и физическими объектами посредством восприятий и ощущений, не корректно. Взаимодействие субъекта и объекта, в том числе и познавательное, предполагает деятельность. Их связывает деятельность. В нашем случае - это перцептивная деятельность. Орган чувств совершает определённые действия, чтобы появился образ. И вообще, Ваше суждение слишком категорично. Почему только ощущения и восприятие?
По поводу во-вторых. Ну, докажите это. Обоснуйте. Пусть это будет хотя-бы мысленный эксперимент. Вот я предлагаю Вам свой Опять те же ключи. Для простоты предположим, что ключи были изготовлены в 2000 году и тогда же я их купил. В том же году родился щенок и я купил этого щенка. В 2003 году ключи потерялись. Они лежали неподвижно под трюмо, а там так тесно, что даже пыль туда не попала, они даже не запылились. И вот через три года в 2006 году ключи нашлись. В этом году собаке 6 лет. Вопрос, сколько лет ключам? Прошу ответить.

                ***

Павлов. 11.11.2018 15:12

Познавательная деятельность – это процесс взаимодействия ПС - та с объектом познания через посредство восприятий и ощущений. Интеллектуальная познавательная деятельность – это уже осмысление результатов воспринятых ощущений предмета познания.
Ответ на вопрос по поводу возраста Ваших ключей самоочевиден – шесть лет. Не важно, что три года Ваши ключи не были использованы по прямому назначению.

                ***

Павлов. 12.11.2018 12:27

Уважаемый, Владимир Алексеевич, и всё же, я снова хочу вернуться к нашим ключам и подробнее остановиться на особенностях их существования.

Металлические ключи ПРАКТИЧЕСКИ, не эволюционируют, т.е. в металле не происходят необратимые изменения. Однако, взаимодействуя с окружающими объектами в них происходят обратимые изменения - флуктуации: изменяется температура, изменяется упругая деформация. Поскольку обратимые изменения к временнЫм процессам не относятся, то следовательно, Ваши ключи СУЩЕСТВУЮТ в БЕЗВРЕМЕНЬЕ, оставаясь в своём неизменном, НАСТОЯЩЕМ, т.е. в без длительном СОСТОЯНИИ. Поскольку изменения происходят относительно ПС – та ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО, то он эти изменения не замечает и считает существование ПРАКТИЧЕСКИ БЕЗ ДЛИТЕЛЬНЫМ.

Понятие возраста для них теряет всякий смысл. Если же принять во внимание тот факт, что ВСЕ объекты в нашем МИРЕ, пусть очень медленно, но всё же НЕОБРАТИМО изменяются, т.е. эволюционируют, тогда собственный возраст объектов для них самих должен оцениваться по их вещественным изменениям фазовых состояний. Это доля «прожитой» объектом «жизни», (в процентном выражении), от всей статистически возможной «жизни» для объекта. Величина фазового состояния оценивается ПС – ми по их субъективным восприятиям, т.е. очень приблизительно. Учитывая всё это, возраст металлических ключей будет порядка 10 в степени ( - 9)%.

Что же касается возраста Вашей собаки... Если она появилась на свет в 2000 году, то в 2006 году её метрологический возраст будет равен 6 - ти годам.
Но для самой собаки это не имеет никакого значения.
Для Вашей собаки важнее её собственный биологический возраст, означающий какую часть своей жизни она уже прожила.

Если принять среднюю продолжительность жизни собак за 12 лет, то выходит, что она уже прожила 1/2 или 50 % своей жизни! И вот этот возраст для неё будет куда как более значимым!

Совсем иначе определяется возраст объектов ПС – ми. ПС - ты определяют возраст по ДЛИТЕЛЬНОСТИ, которая, как относительная характеристика, для самих объектов ничего не значит, они её просто не замечают и не фиксируют. Однако, длительность, в отличие от фазовых состояний, имеет достаточно строгую количественную меру и поэтому может быть измерена с помощью часов практически точно. Таким образом, возраст Ваших ключей, измеренный с помощью часов, с момента их изготовления до момента, когда Вы их обнаружили, составляет 6 лет.