Рысик

Алексей Ильинский 2
   – Андрей, ну давай заведем ребеночка,– плаксиво тянула жена. Таким голосом ребенок выпрашивает у родителей понравившуюся игрушку.
   – Аня, мы же договорились подождать. Ну подумай сама – мы женаты всего семь месяцев. Куда спешить-то? Тарасовы вон родили сына только через три года. И то говорят, что можно было повременить, – он устало отмахивался от неприятной темы, преследующей его за столом добрых полчаса.
   Возможное прибавление в семействе, ставшее вожделенным плодом для жены, отнюдь не вызывало у него оптимизма. Нельзя сказать, что эта тема лишала сна и покоя, однако гарантированно портила и без того неважное после работы настроение.
   Ужин, который должен был вознаградить его после нелегкой работы, перестал казаться вкусным. Суп напомнил прокисшие щи, которыми недосмотревшая мать пыталась накормить его в далеком детстве, а в картошке странным образом ощутился запах жженой резины, неизвестно откуда приносимый ветром в окна его конторы.
   – Хочу ребеночка, – с детским упрямством твердила жена, и Андрею в очередной раз пришлось убедиться, что природа-мать была дальновидна, наградив пантеру когтями, тигрицу – клыками, а робкую женщину – беззащитностью.
   – Чего ты положила в мою тарелку? – устало выдавил из себя Андрей. Все удачные реплики, которыми он парировал жене в подобных случаях, куда-то подевались, и ему хотелось побыстрее закрыть неприятную тему. Хотя бы до конца дня. Или до конца недели. А еще лучше – до нового года. В котором они отпразднуют пятилетие семейной жизни.
   – Если мы не заведем ребенка сейчас, позже могут быть осложнения. Врачи считают, что женщине лучше рожать до тридцати. А мне скоро двадцать девять.
   – А мне врачи все уши прожужжали, что нудное повторение одного и того же отрицательно сказывается на нервной системе. И, вдобавок, не способствует взаимопониманию, – он встал, давая понять, что разговор окончен.
   Жена тихо расплакалась. Холодный тон, сквозивший в каждом слове, указывал на то, что мольбы безнадежны.
   – Андрей… – проговорила она сквозь слезы, когда муж поставил в шкаф вымытую тарелку.
   – Что? – он задержался в дверном проеме, мрачно соображая, какие доводы на этот раз приведет жена.
   – Давай тогда заведем котенка.
   – Котенка?
   – Ну да, котеночка.
   – Зачем нам котенок?
   – Раз у нас нет ребенка, пусть пока будет котенок.
   – Он что, заменит тебе ребенка?
   – Нет, конечно. Но я буду заботиться о нем. Буду любить котика и ухаживать за ним.
   – Как интересно ты говоришь о кошке! Даже меня ты не всегда удостаиваешь такой нежностью.
   – Андрюш, ну ты же должен понимать. Женщине всегда хочется о ком-то заботиться. Кому-то отдавать тепло.
   – А меня, твоего мужа, тебе мало?
   – Да нет же. Ну как ты не поймешь? Женщина всегда хочет заботиться о ком-то еще.
   – Ну вот еще... Только кошек нам не хватало. Моя мать их терпеть не может. Представляю, что скажет мамочка, когда обнаружит в нашем доме котенка.
   – Но твоя мать живет не с нами. Не для того же мы создавали семью, чтобы жить ее понятиями. И ты сам говорил мне до свадьбы, что любишь животных.
   – Аня, если честно, я сам не хочу, чтобы у нас поселилась кошка. Да, я люблю животных, но пусть они обитают где-нибудь еще. Пойми, что любить животных и держать их дома – не одно и то же. Это шерсть, запахи... И ладно бы, только это. Ты слышала о такой болезни – токсоплазмоз?
   – Андрей, ну ты можешь уступить мне хотя бы в этом? – с трудом проговорила жена, и он смягчился. Андрей подошел и мягко обнял жену за плечи.
   – Аннушка... – он коснулся мокрых щек, – ну зачем нам эти кошки? Без них нам, что ли, плохо?
  – Не умеешь ты понять женскую душу, Андрей.
   Он промолчал.
   – Что плохого, если у нас появится маленький мяу? Я буду кормить его и убирать за ним. Это будет моей заботой. Ну давай заведем киску, а?
   – Нет, Аня, нет, – он вышел из комнаты, чувствуя, что следующие пять минут слезных упрашиваний заставят его уступить.
   Тихий плач на кухне продолжался.

                * * *

   Следующая неделя прошла обычно. Жена была по-прежнему обходительна, хотя не так весела, как прежде. Андрею показалось, что она слегка осунулась, но он успокоил себя, остановившись на том, что в семье все гладко не бывает, а философское отношение к неурядицам не позволяет им перерастать в конфликты. Анна больше не затрагивала неприятную для него тему, не упрашивала насчет котенка, и Андрей успокоился.
   В пятницу он привычно открыл и дверь и остолбенел. С маленькой дорожки, постеленной в прихожей, на него смотрел котенок. Он рассматривал хозяина широко открытыми глазами, будто предлагал познакомиться. Андрей заметил белые пятна внизу лапок. Казалось, котенку сшили миниатюрные башмачки, и он спешил похвастать обновкой.
   – Откуда ж ты взялся? – недоуменно произнес Андрей.
   Забыв о том, что дверь не заперта, он непроизвольно нагнулся и протянул к котенку руку. Котенок понял это как приветственный жест и вытянул в сторону протянутой ладони пушистую мордочку. Андрей растерянно погладил котенка. Тот выгнул упругую спинку, благодарно встречая каждое движение ласкающей руки. В прихожей появилась Анна. Жена обезоруживающе улыбалась.
   Он молча скрылся в комнате.
   Жена и котенок, в свою очередь, были настроены общаться, в чем он скоро убедился.
   – Андрей, ты хочешь добавки? – спросила за ужином Анна. Он уловил в ее голосе нотки извинения.
   – Не надо.
   – Андрюш, ну не сердись. Сегодня был сильный дождь.
   – Знаю. Он застал меня, когда я шел на работу.
   – И я подобрала этого бедного мокрого котеночка. Знаешь где?
   – И где же? – спросил он, чувствуя, что устает сердиться.
   Жена заметила положительную перемену интонации и обрадованно продолжала:
   – В Соколовке. Сегодня мы с сестрой ездили туда навестить родителей. А когда уходили, решили пойти на остановку через мост. Подходим к остановке, а там сидит это маленькое чудо и жалобно мяукает. Ну как тут было бросить его? Он промок и продрог под дождем. А как только высох, стал пушистым красавцем. Я ему потом шерстку расчесала, – с оттенком гордости добавила жена.
   Словно поняв отпущенный в его адрес комплимент, новый обитатель подошел к Анне и потерся о ноги.
   – Смотри, какой сообразительный! – восхитилась жена. – Понимает, что мы о нем говорим.
   – Ну раз такое дело, отметим прибавление в нашем семействе. Доставай из холодильника вино. А коту неси валерьянку из аптечки, – не оплошал муж, и они рассмеялись.
   – Какое имя ты придумала для своего любимца? – поинтересовался Андрей, когда семейный ужин подошел к концу. Котенок мирно посапывал на коленях жены.
   – Еще не придумала… Может, назвать его Русиком? Посмотри, какая у него шерстка. Напоминает русые волосы.
   – Ну, Русик – это как-то не звучит…
   – А может, он будет Рысиком? – озарило жену. – Он похож на котенка рыси.
   – Конечно, – расхохотался Андрей. – Только рысь по деревьям лазает без обуви. Ладно, пусть будет Рысиком. Рыси и кошки ведь из одного семейства.
   Утро следующего дня началось необычно. Когда первые солнечные лучи пробивались сквозь плотную материю штор, под дверью спальни послышался легкий шорох.
   Накануне котенок заснул в гостиной. Утром он проснулся в опустевшей комнате и поспешил к хозяевам. Андрей приоткрыл глаза и увидел забавную картину. Под дверью показались два знакомых «башмачка» и усатая мордочка. Котенок пролез под дверью и бодро подбежал к постели. Он вопросительно посмотрел на Андрея, словно спрашивая разрешения; затем прыгнул на одеяло.
   Жена спала, повернувшись лицом к стене. Первой мыслью Андрея было отправить утреннего гостя поближе к ногам, но «дамского любимца» это не устраивало. Рысик устроился между ними и замурлыкал нестареющую песню всех кошек.
   – Ботинки хоть сними, – Андрей улыбнулся и пощекотал котенка пальцем .
   В ответ послышалось довольное урчание.
   – Чем будем его кормить? – спросил за завтраком Андрей. – на «Вискас» и всякие там «Китикэты» мы пока не богаты. Расходная статья в семейном бюджете получится.
   – Купим немного с зарплаты. А пока ему хватит молока и кусочка вареной курицы. Будешь курицу, Рысик?
   Котенок жадно проглотил кусочек мяса. Потом вылакал из фарфоровой чашки молоко и, довольный, прыгнул на колени жены.
   – Женщинам он доверяет больше, – улыбнулся Андрей.
   – Рысик помнит, кто спас его от дождя. Покорми его в следующий раз, и он так же охотно будет идти к тебе.
   – Говорят, они лечат?
   – Да, лечить может каждая кошка. Но если человек заводит животное именно с этой целью, кошка не будет лечить – просто не сможет.
   – В кошачьем мире тоже есть законы?
   – Выходит, так. Кошку не обманешь. Она никогда не лжет, поэтому безошибочно чувствует неискренность людей. А если человек просто любит кошку и ничего не хочет взамен, тогда она дарит в ответ свою любовь. И лечит хозяина,– голос жены стал грустным. – А потом болеет сама.
   – Ну что ж, постараемся не болеть, чтобы наш котейка всегда чувствовал себя хорошо.
   Так в жизни Андрея и Анны появился Рысик. Андрей привык к тому, что утром под дверью показывались лапки, и котенок занимал привычное место. Когда фарфоровая чашечка на кухне пустела, он прыгал на колени, выражая таким образом благодарность за завтрак. Андрей заметил, что с появлением котенка жена стала чаще улыбаться, и не преминул сделать Анне комплимент.
   – Вот видишь. А ты не хотел брать котенка. С тех пор, как этот малыш поселился в нашем доме, ты тоже стал мягче. И добрее.
   Через неделю котенок окончательно освоился в доме. А потом стал бегать по утрам на улицу. Сидя у двери, Рысик терпеливо дожидался, когда хозяева встанут и выпустят его на улицу, а если про него забывали, напоминал о себе, тихо мяукая. На утренние сборы у Андрея и Анны обычно уходило около часа. К этому времени котенок возвращался и сидел на коврике у двери или оставался на лавке.
   Соседи привечали нового обитателя двора. Когда лавка оживала во время посиделок, за котенком сохранялось право дремать на левом краешке. Обязательном левом: это место кот облюбовал, еще когда впервые взобрался на лавку. Особенно радовались Рысику дети. Они увлеченно носили котенка в корзинке, повязывали бантики и оберегали от бродячих собак, которых в здешних дворах было немало. В один из дней измученный детской назойливостью Рысик выпрыгнул из корзины и припустил к знакомой двери. Чуткий слух Анны уловил легкое поскребывание, и она тут же впустила котенка.
   – Посмотри, как его любят дети, – она показала котенка мужу. – Даже ленточку повязали. Целый день с ним носятся.
   – Красивый котенок, – Андрей погладил Рысика и взял на руки. – К тому же доверчивый. Поэтому так охотно идет ко всем. Но он может кому-нибудь приглянуться, и тогда мы потеряем нашего любимца.
   Как-то, выходя из дома утром, Анна не увидела котенка на коврике. Не было Рысика и на лавке. Она торопилась на работу, поэтому времени на поиски не было. Анна быстро обошла кусты в палисаднике и позвала, но напрасно. Серая мордочка, всегда выглядывавшая из кустов в ответ на знакомое «кис-кис», на этот раз не появилась. «Придет вечером, – решила Анна. – А до этого времени дети не дадут его в обиду».
   Но котенок не вернулся и вечером. Анна вспомнила слова Андрея о доверчивости котенка, и ее сердце томительно сжалось. С трудом дождавшись прихода мужа, она рассказала Андрею о пропаже любимца.
   – Что будем делать? – голос жены срывался.
   – Надо подумать. Ты не разговаривала с детьми?
   – Нет. Их что-то не видно.
   – Наверное, за домом играют. Или подались к школе на спортивную площадку. Пойдем, поищем их.
   Им повезло. Дети бегали наперегонки на просторной площадке школы, которая находилась в пяти минутах ходьбы от дома.
   – Ребята, подойдите на минутку, – обратился к детям Андрей.
   Детвора оставила игру и обступила их.
   – У нас пропал котенок.
   – Такой серенький с белыми лапками? – догадалась одна из девочек.
   Во дворе все знали, кому принадлежит симпатичный котенок.
   – Да, да, наш Рысик! – оживилась Анна. – Вы где-нибудь видели его?
   – Нет, – ответила та же девочка. – А ты, Маш, не видела котенка?
   – И я не видела.
   – Девчонки, вы же гуляете в соседних дворах, – взмолилась Анна. – Может, там кто-нибудь видел?
   – Нет, мы и там не видели.
   Следующие два дня слились для молодых супругов в один. Первый ушел на обшаривание кустов в соседних дворах и расспросы у каждого дома, которым, казалось, не будет конца. К концу дня Андрей почувствовал, как его голова раскалывается от постоянного повторения одних и тех же фраз. На следующий день, благо это было воскресенье, они смогли обойти подъезды тех же домов, в которые не догадались заглянуть вначале. Впрочем, в первый день на это просто не хватило бы времени. И хотя поиски велись «по горячим следам», результат оставался неутешительным.
   – Кажется, я начинаю понимать. Наверное, наш усатый друг прискучал без сородичей и прибился к какой-нибудь кошке. Первая пора любви пока не для него, а вот такое вполне могло случиться. Убежал из дома и мурлычет где-нибудь под лавкой.
   – А что, если кто-то подобрал его? Помнишь, ты сам говорил об этом?
   – Рано петь заупокойные песни. Поиски продолжаются.
   Осмотр лавок был так же бесплоден. И потом Андрей, уже не веря ни во что, вспомнил, что в домах есть не только подъезды, но и подвалы. Три часа, проведенные в полумраке подвалов, вознаградили два дня поисков и переживаний. В одном из подвалов луч фонаря выхватил из темноты взрослую кошку, рядом с которой мирно посапывал пропавший игрун. Анна прижала котенка к себе и расплакалась.
   – Пойдем отсюда, – Андрею не терпелось выбраться на улицу.
   Кошка последовала за ними.
   – И кошку забирайте с собой, – улыбались здешние бабушки. – Отдаем в придачу к вашему коту.
   – Да нам одного беглеца хватит, – отшутился Андрей.
   После этого случая Рысика долго не выпускали на улицу без присмотра. Но кошка – не собака, и постоянно следовать за любимцем по хитрым закоулкам становилось все труднее. Постепенно Рысик оказался предоставлен самому себе. Но больше не исчезал. Впрочем, Андрей позаботился об этом наперед, попросив детей приносить Рысика домой, если на улице стемнело, а котенок остался во дворе.
   Через неделю у Анны был день рождения. Ожидались гости, и молодожены суетились с самого утра, накрывая праздничный стол. К двум часам Андрей расставлял рюмки, радуясь, что на этом приготовления закончились.
   – А колбасу-то мы забыли! – всплеснула руками Анна, придирчиво осмотрев праздничный стол.
   – Точно! Вот чудаки мы с тобой, а? Достали из холодильника и бросили на столе. В спешке всегда что-нибудь забывается.
   Но на кухонном столе колбасы не оказалось. Не было ее и на холодильнике. Умудренный опытом Андрей догадался заглянуть под раковину и тут же извлек Рысика, вцепившегося в колбасу обеими лапами. Батон был аккуратно объеден по всей длине. Кот аппетитно облизывался, недоумевая, по какому поводу хозяева отрывают его от благородной трапезы.
   – Ну и дела, – вымолвил Андрей, отклеивая похитителя колбасы от его трофея.
   – Он еще не научился пользоваться ножом, – жена пришла на выручку коту. – А то отрезал бы себе кусочек.
   – Н-да, большому куску душа радуется, – Андрей осматривал испорченный батон. – Что будем делать? Подавать на стол объеденные куски колбасы?
   – Нет, конечно. Сбегай в магазин. А этот обормот сейчас получит по загривку. Иди-ка сюда, серая мордочка.
   Она подняла Рысика и оттрепала за загривок.
   Наказанный котенок забился под диван и долго не вылезал. За что хозяева обидели его? Ведь колбаса была такой вкусной, а он никого не объел.
   Приход гостей оживил дом, и Рысик отважился выбраться на свет. Он прыгнул на колени хозяйки и потянул носом аппетитные запахи. Недавняя проделка была забыта, и серый озорник получил лакомый кусочек с праздничного стола.
   Постепенно молодая семья смирилась с тем, что со стола иногда пропадают шпроты, куски колбасы и даже обильно приправленное мясо. Котенок хорошо усвоил урок с колбасой и стал хитрее. Хозяева безуспешно пытались отучить его от воровских проделок, котенок же понимал наказание по-своему. Чтобы хозяева не слишком огорчались, увидев его на обеденном столе, нужно делать это незаметно. Наука была освоена в два счета. Рысик прыгал с табуретки на стол и незаметно «снимал пробу», пока Анна хлопотала за плитой.
   Впрочем, кот облюбовал не только обеденный стол.
   Красивая поилка, за которой Анна специально ходила в зоомагазин, почему-то осталась без внимания котенка. Рысик питался на кухне, в отведенном для него уголке, но пить неизменно ходил в ванную, и в ней огорошенные хозяева обнаруживали отпечатки лап. С этим тоже пришлось смириться, а заодно понять, что «очеловечить» котенка не удастся. У него неизменно останутся свои, кошачьи предпочтения.
   Время шло, и Рысик превратился из котенка во взрослого кота. Он уже не мог пролезать под дверью, но так же гибко прыгал на постель и, забравшись в привычное место, умиротворяюще мурлыкал.
   Прошло два года, и молодые супруги вернулись к вопросу о прибавлении в семействе – на этот раз в согласии.
   – Я боюсь, что кот станет помехой, когда у нас появится ребенок, – серьезно сказал Андрей, когда они вернулись к знакомой теме за ужином.
   – Неужели отдавать его?
   – Мы оба привязались к Рысику. Но любой врач скажет тебе, что ребенок может заболеть от кошки. Жалко расставаться с котиком, но, наверное, придется отдать. Ребенок-то дороже.
   Но с котенком они все-таки не расстались. И не пожалели. Рысик ни разу не стал причиной болезни их дочки. Когда девочка подросла, Рысику не было покоя. Она с увлечением вытаскивала кота из всех мыслимых и немыслимых мест, в которых он тщетно искал убежище от непоседливого ребенка. Настя таскала кота по квартире, повязывала ему бантики и сажала в большую коробку для игрушек. Коту же нравилась другая игра - когда девочка брала нитку с бумажным бантиком. Они увлеченно носились по квартире и Андрей, сидя на диване, наслаждался, слушая заливистый смех дочки, рядом с которой мелькали белые башмачки. Потом разрумянившаяся дочь обессиленно падала в объятия Андрея. Рядом пристраивался тяжело дышащий кот.
   А чуть позже, отдышавшись, довольная девочка наливала Рысику молока в благодарность за шумное веселье. Кот принимал угощение и сворачивался калачиком на ее коленях. К ребенку он шел охотнее.
   – Какой добрый у нас кот! – сказала как-то Анна мужу.
   – Еще бы! Настя то и дело тискает его, а он и ухом не ведет. Сиамский давно бы выпустил свои рыболовные снасти.
   – Вот видишь! А ты не хотел тогда заводить котенка.
   Андрей посмотрел в глаза жены и лукаво улыбнулся.
   – Приходится признать, что у женщин есть своя мудрость. Твой кот действительно находка. Особенно теперь, когда нас трое.
   – Четверо, Андрюша.
   Она хотела сказать что-то еще, но не успела. В комнату влетела дочь, за которой мчался кот.
   – Мама, я пойду погулять на улицу. Можно?
   – Идите. Тебе пора подышать свежим воздухом, а Рысику – прогуляться. Возьми серую мордочку с собой.
   Так Рысик стал членом семьи. Он по-прежнему будил по утрам хозяев, появляясь по утрам в спальне. Теперь он умел открывать двери. Котенок устраивал лежанку в меховых вещах и ночевал у ног девочки. Кошачьи проделки на кухонном столе нет-нет да и повторялись, но вызывали лишь дружный смех. Рысик не разлюбил детские игры и, наблюдая веселую игру дочери с пушистым любимцем, Андрей отмечал про себя, что частица доброты, которую принесли в дом белые башмачки, намного дороже пропавшей со стола колбасы. Даже если это настоящий сервелат.