Ложь Сталинграда

Александр Анайкин
Конечно, речь пойдёт о фильме Бондарчука «Сталинград». Скажу прямо, за всю свою шестидесятипятилетнюю жизнь я не встречал более подленького фильма. По лживости, фальсификации событий фильм превосходит все советские фильмы, которые мне довелось посмотреть. А я люблю кино и смотрю его часто до сих пор. Вообще фильм «Сталинград» состряпан в полном соответствии с так называемым «советским реализмом».

Дело даже не в том, что в фильме много чисто технических ляпов. Например, сцена убийства немца, когда тот идёт к водопроводной колонке за водой. Хотя, по здравому смыслу, какой водопровод может работать в разбомбленном городе, в городе, где уже два с лишним месяца идут ожесточённые бои. Какой водопровод может быть в разбомбленном городе?

Вода вообще в Сталинграде того периода являлась самым большим дефицитом. Волга рядом, но к берегу не подойти. Да если и подойдёшь, что из того. Ведь волжская вода представляла в тот момент просто смесь не сгоревшей нефти вперемешку с различным мусором. Да и трупов в реке, раздувшихся, обезображенных было предостаточно. Вода ценилась дороже боеприпасов. Так что не то что принимать ванну, но и умываться никто не умывался. Это было просто святотатство. Кстати, насчёт ванной, которую разведчики организовали для женщины, жиличке осаждённого дома. Я посмотрел в интернете и обнаружил, что температура воздуха в тот период времени, а это ноябрь, составляла уже девятнадцать градусов мороза. А разбомбленный дом без окон, без дверей это ведь та же улица.

Но дело даже не в этом абсурде с купанием, а в том, что вода ведь требовалась, помимо прочего, в первую очередь, для раненных, которых было очень много. То есть тратить воду на принятие ванны, даже если тебя мучают вши, которые в фильме почему-то имеют явно расистские наклонности и беспокоят лишь немцев, являлось просто преступлением.

Для Фёдора Бондарчука вообще свойственна непродуманность в деталях. Вспоминаю его нашумевший фильм «Девятая рота», эпизод с обкаткой танками солдат, когда те в окопе должны выждать, когда стальная махина проедет над тобой и уже потом подбить танк гранатой. Хорошая сцена для фильма об армии. Но ведь надо было понимать, куда направляются эти ребятки воевать. А их готовили для Афганистана. Дело не в том, что в Афганистане война велась в горах, где не очень то и окопы на скальном грунте выкопаешь. Дело в другом. Ведь наши солдатики ехали воевать не против регулярной армии, а против партизан, у которых имелось лишь стрелковое оружие и, в лучшем случае, переносные ракеты «Стингер». У этих афганских крестьян не было ни танков, ни пушек, ни самолётов, ни другой мало-мальски сёрьёзной техники. Это было партизаны. Так что сцена с обкаткой танками может вызвать у думающего человека лишь саркастическую усмешку. И если её и надо было включать в фильм, то несколько по иному, чтобы она не гляделась абсурдом.

Так и фильм «Сталинград» состоит сплошь из абсурдов.
Давайте вдумаемся, что из себя представлял Сталинград в тот период?

Продолжительность жизни советского солдата в тот период составляла менее суток. А что это значит? Это значит, что сколько солдат было на позициях в день Д, допустим, столько и погибало их уже на другой день. Чтобы сохранять паритет, нам необходимо было постоянно пополнять позиции живой силой. То есть ежедневно в Сталинград отправлялось огромное количество народа, по сути, в один конец. Их даже отправлялось больше, потому что помимо смертей есть ещё и ранения. Раненых тоже надо заменять.


У немцев потери были не столь жестокие. А вот в фильме, в полном соответствии с «советским реализмом», эти бравые разведчики вшестером отбивают атаки значительно превосходящих сил. Героизм, на мой взгляд, изображается иначе.

Хотя, делая фильм о Сталинграде, нельзя делать упор на один лишь героизм, потому что куда больше было обыкновенного трагизма. Дело в том, что советская власть не выпускала из города никого из гражданских лиц. Почему так получилось? Создатели фильма совершенно не исследуют эту трагическую тему. То есть создатели фильма подыгрывают сознательно советской пропагандисткой машине. Ведь советская власть, заперев в городе всё гражданское население, просто напросто убило людей своим столь кардинальным решением.

А как это вообще произошло, что власть не дала возможности людям переправиться на левый, безопасный берег. Дело в том, что за долго до начало боёв в городе, власти всё гражданское население, включая и детей, выгнали на рытьё траншей и прочих фортификационных сооружений. Да, мы не собирались подпускать немцев к городу. Не вышло. Все эти траншее и прочие рвы, немцы преодолели без всякого труда и вошли в город. Но перед этим они устроили жителям настоящий ад, начав бомбардировать Сталинград с воздуха. Причём бомбометание производили в основном пикирующие бомбардировщики Юнкерс – 87, так называемые «Штуки». Особенностью этих самолётов было наличие сирены на каждой машине. Когда штука заходила в пике, она включала эту сирену. Бомбы падали на людей под дешераздирающие звуки сирен. Бомбы раздирали тела, строения. Всё, что придётся. Люди просто сходили с ума от такого ада. А ведь гражданское население города на тот период состояло в основном из женщин, стариков, детей. И этого населения было много. За счёт эвакуированных население города увеличилось в несколько раз. По нашим официальным данным в городе на начало бомбардировки находилось триста тысяч человек. Но, я посмотрел в интернете таблицу, показывающую численность населения по годам. Так вот, в 1939 году население города составляло 445 тысяч человек. Учитывая динамику прироста, можно сделать вывод, что к 1941 году население должно было составлять уже пятьсот тысяч. Плюс эвакуированные.

По-моему народ вполне имеет право задать вопрос, почему сотни тысяч людей оказались запертыми в районе боёв. Отговорка о том, что власти вовремя не поняли, что в самом городе будут происходить бои, вовсе не снимает ответственности с советской администрации.

А теперь я скажу нечто такое, о чём нигде в советской литературе прочесть попросту невозможно. Дело в том, что задолго до начало боёв в городе наши советские сапёры соорудили целых два понтонных моста через Волгу у Сталинграда. Но гражданскому населению не разрешалось переправляться по ним на левый берег Волги, чтобы не мешать войскам. Да и на рытье окопов нужны были люди. Но, вот когда в августе немцы начали бомбить город, то люди в панике бросились спасаться именно к этим мостам, пытаясь покинуть опасный город. Но не тут-то было. Доблестные ребята из НКВД просто открыли огонь на поражение по женщинам, детям, старикам. Кто делал попытки переправиться на левый берег на лодках, тоже расстреливались.

Мне могут возразить, что такого не могло быть. Но ведь, убивали же наши партизаны на оккупированной немцами территории жён и детей тех, кто служил в полицейских подразделениях немцев, в администрации.

Да чего там вспоминать войну. Вспомним хотя бы 1962 год, когда в Новочеркасске были хладнокровно расстреляны толпы митингующих граждан этого города. Вот так и в Сталинграде стреляли по толпе безоружных женщин и детей, устремившихся к мосту.

И вот именно этот факт пытается всячески скрыть фильм. Эта девушка Катя, словно рефрен, постоянно повторяет, что она вовсе не хочет уходить из своего дома. То есть фильм как бы перекладывает ответственность за смерть мирного населения на само это население. Ну, не причём мы здесь. Мы же самая гуманная власть в мире. Народ сам не захотел уходить из города.

А в результате погибло сотни тысяч мирного, гражданского населения. И это по вине лишь советской власти, никого больше. И не важно, сколько к моменту боёв находилось в городе людей, триста тысяч или миллион, это всё равно больше, чем было в Хиросиме и Нагасаки вместе взятых на момент атомной бомбёжки. А ведь мирное население Сталинграда погибло практически полностью. Ведь женщины, старики, дети это не молодые солдаты двадцати лет. Гражданское население города даже не снабжали продовольствием, водой. А как находится в холодном подвале зимой? В Ленинграде топили печурки. А здесь огонь не разожжёшь. Сразу по дымку минами вдарят. И вновь для сравнения вернёмся к Ленинграду.  Если в Ленинграде люди получали пусть и мизерные, но всё же узаконенные пайки, то в Сталинграде этого не было. Люди ели что придётся: собак, кошек, лошадей, трупы погибших.

Народ просто бросили на произвол судьбы. Более того, после войны, чудом выжившие жители города, оказались на положении граждан второго и даже третьего сорта. Ведь эти люди в большинстве своём жили в одних домах с немцами. Город в основном был в руках немцев.

Кстати о немцах. Именно немцы организовали эвакуацию гражданского населения города. Да, их не отправляли на левый берег Волги. Но, что очень важно, их удалили из этого ада под названием Сталинград. И вот именно эти люди в основном и уцелели в мясорубке Сталинградской битвы, в мясорубке войны. Но, разумеется, эти люди уже не имели права в СССР занимать ответственные государственные посты, быть офицерами.

Кстати, сын Кати, в фильме становится офицером МЧС. Дело даже не в абсурде, ибо человек, родившийся в 1943 году, ну никак не может быть офицером МЧС в наши дни. Возраст не тот. Но дело в другом. Ребёнок женщины, которая проживала в одном доме с немцами и не погибла и которая у нас в СССР автоматически считается изменником родины, ну никак не может сделать карьеру в советской армии. Но фильм лицемерно утверждает обратное.

И ещё. Если уж говорить о героизме, то неплохо, хотя бы ради объективности, упомянуть, что знаменитый приказ 227 «Ни шагу назад», появился как раз к началу действия Сталинградского фронта. Поэтому стоит скзазать о нём отдельно. Дело в том, что заградительные отряды существовали в советской армии с самого первого дня войны. Так для чего же потребовался этот приказ 227 в 1942 году? Дело в том, что этот приказ давал право расстреливать отходящих, отступающих не только войскам НКВД, но любой части. Поясню на примере. Например, скажем на Курской дуге, была организована многоуровневая оборона. Скажем полка А занимает первую линию обороны, полк Б занимает следующую вторую линию и так далее. Так вот с выходом приказа 227 любая часть была обязана, повторяю, обязана расстреливать всех, кто отступал, двигался со стороны немцев. Это и была основная задача приказа 227 – обязать всех командиров расстреливать всех отступающих. И впервые эту систему применили в Сталинграде. Если солдаты попробуют отойти из дома номер один, то их были обязаны расстреливать солдаты дома номер три. Это и есть смысл приказа «Ни шагу назад». Но об этом приказе в фильме тоже ни полсловечка.

Невольно возникает вопрос, а это исторический фильм или нет?
Думаю, что нет. Это просто лубок, выполненный в стиле «советского реализма». И то, что мы выдвинули этот фильм на престижную премию, является с нашей стороны просто бессовестной наглостью. Это просто лубочная картина, хотя и с претензией на шедевр. Но претензия на шедевр ещё не шедевр.

Я не знаю, получит этот фильм Оскара или нет, но, если и получит, то моё мнение о нём не изменится. У комитета по премиям могут быть и свои, даже далёкие от искусства причины. В конце концов, надо понимать, что там работают люди, закончившие самые престижные университеты мира, где историю преподавали свободные от советского давления цензуры преподаватели и они понимают нас даже лучше, чем мы себя сами понимаем.

Просмотр этого фильма невольно заставляет сравнивать его с зарубежными кинокартинами о войне. И, конечно, приходит на ум немецкий фильм режиссёра Йозефа Вильсмайера с таким же названием, вышедшего на экран в 1992 году. Не хочу сказать, что фильм немецкого режиссёра о сталинградской битве является непревзойдённым шедевром. Нет, там много шероховатостей. Но, немецкий фильм является умным фильмом. Видно, что Йозеф обладает большим багажом знаний по данной теме. Глядя фильмы Фёдора Бондарчука, делаешь вывод, что их ставил полуграмотный ремесленник, который не знает даже азов истории. Более того, Федя и знать ничего не хочет. Он живёт стереотипами советского времени.

P.S.
На сайте Стихи.ру у меня есть небольшое стихотворение в разделе "История" под названием "Статистика Сталинграда". http://www.stihi.ru/2013/10/14/4329
Стихотворение небольшое, если есть интерес к данной теме, заглядывайте.