Педагогический триллер

Евгений Габелев
Педагогика – это исправление своих недостатков в чужих детях.




БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ


Говорят, что все беды от ума. Ум же происходит от образования, воспитания и обучения. Так что, ответственность за беды и проблемы взрослого человека легко возложить на школу… и педагогику в целом.


Мысль моя сейчас ненадолго окунется в объятия этого интеллектуального соблазна, что бы вынырнуть из него, обретя новую точку зрения и систему координат. Тем более, недавно у нас был день учителя.


А еще, задолго до этого праздничного дня, когда миллионы родителей по всей стране понесли в школу свои маленькие презенты в пухлых бумажных конвертах, мы обсуждали введение школьной формы.


Обо всем этом и поговорим.




ДОРОГА ПОЗНАНИЯ


Современная российская школа, и все многообразие педагогических взглядов, бытующих в нашем народе, представляет собой странного гибрида. Удивительный синтез советской мечты, древней архаики, и просвещеного либерализма.


Сейчас мы его разрубим, и поглядим что внутри.




Голова


Головой этого монстра остается советская коммунистическая ментальность, настолько укорененная в умах, что кажется единственно возможным способом представлять мир. Мы не замечаем ее, как рыба не замечает воду.


Советский Союз был не просто тюрьмой народов, бессмысленной и беспощадной, но и проектом всемирно-исторического масштаба. Проектом создания нового человека, нового общества, и нового человечества.


Все институции его, включая школу, педагогику, и другие гуманитарные науки, составляли части проекта, пазлы гигантской мозаики, идеально подходящие друг к другу. Во всяком случае, по задумке создателей.


Школа и педагогическая наука должны были служить сотворению нового человека, иного, лучшего существа, доселе в мире не виданного. Существа, преодолевшего инстинкты плоти и свою природную корысть.


Это существо должно было строить новое общество, где человек человеку друг, товарищ и брат. Проявляя при этом чудеса самоотверженности, железную дисциплину, и высочайшую профессиональную квалификацию.


Предполагалось, что участие в этом проекте обеспечит всех нас высшим счастьем. Поэтому, школа должна наполнять человека знаниями, снабжать верной идеологией, и прививать умение подчиняться приказам.


Эти идеи до сих пор владеют нами.




Туловище


Вся эта новомодная надстройка скрывала под собой представления, дошедшие из глубины веков, и практически без изменений передающиеся из поколения в поколение. Идеи, рожденные еще в каменном веке.


Прежде всего, это идея единственной истины. Правда всегда одна, и тот, кто владеет ей, тот и прав. Обладание правдой дает право на власть. На власть над другими, малыми, несмышлеными и заблуждающимися.


Верно и обратное. Обладание властью влечет за собой правоту. Для того, что бы быть правым, надо быть на стороне тех, кто обладает властью, потому что они правы. Тех, кто этого не понимает, надо заставить.


Логическим следствием из этого представления становится концепция дисциплины. Дисциплина и повиновение старшим, тем, кто обладает властью, становится единственным путем к обретению собственных прав.


Повиновение властям, и подавление собственной точки зрения, выступает как естественная добродетель и главный способ приобретения знаний. Надо не умничать, а слушать все, что говорит учитель.


Повиновение приятно, и впоследствии вознаграждается. Своеволие наказуемо, всякая инициатива преступна. До тех пор, пока начальствующее лицо не испытает вас, и не передаст вам соответствующие полномочия.


Это и есть основной педагогический метод.




Хвост


Отцы-основатели коммунистического проекта с самого начала предвидели эту опасность, и постарались предотвратить ее. Но у них ничего не получилось. И причины просчета мы непременно обсудим в следующий раз.


В числе средств, которые должны были уберечь нас от сращивания садизма с коммунистической мечтой, были самые передовые педагогические теории. Основывались они на безусловном уважении к ребенку.


Корнем своим эти представления уходили в традиции просвещения и европейского гуманизма, что роднит их с современными педагогическими и психологическими подходами, принятыми в странах запада.


После падения железного занавеса, русская гуманистическая традиция соединилась с идеями, которые прогрессивное человечество успело выработать без нас. И сегодня эти взгляды хлещут по бокам древнего монстра.


Прежде всего, это представление о том, что человек стремится к счастью. И помочь ему в этом, не травмируя его, и не прогибая под заранее заданные идеи и шаблоны, и есть главная задача педагогики.


И еще, у каждого своя правда. Правда учителя не лучше правды ребенка. Знание не дает нам права на принуждение. Лучшее, что можно сделать, это научить человека искать правду, и бороться за нее. И оставаться собой.


А это противоречит всему, чему нас учили.




ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ


Тело много лет вертело головой, а голова вертела телом, и они научились неплохо уживаться друг с другом. Им было так хорошо вдвоем, что сегодня трудно различить, где заканчивается одно, и начинается другое.


Древний садизм, обличенный в формы авторитарной педагогики, слился с воспитанием строителя нового общества. Что бы сделать человека свободным, надо превратить его в раба. Свобода это осознанная необходимость.


Что из этого вышло, всем хорошо известно, так что, продолжим дальше. А дальше… дальше у этого странного гибрида вырос хвост. Первоначально, что бы заметать кровавые следы и отгонять докучливых мух.


Впоследствии хвост, растущий из идей просвещения, толерантности и либерализма, прижился, и попытался вертеть монстром. Монстр до сих пор сопротивляется, всякий раз пытаясь укусить себя за хвост.


Некоторые из нас являются его зубами. Другие могут показаться кем-то вроде зудящих мух, клевещущих на монстра, и отвлекающих его от основной задачи. То есть, от перемалывания жизней и судеб наших детей.


Но большинство людей живет с ним, не замечая, как рыба не замечает воду. Потому что монстр не в школе, и не в умах других. Он в нас, в нашей повседневной жизни и наших сердцах. Это мы кормим его.


Говорят, он не выносит дневного света. Кто знает…