Сказка про заколдованных сестёр

Елена Самойленко 3
                Пьеса в двух действиях.
                Действующие лица:
     Сёстры:
Шишок – маленькая, очень бледная, в  разноцветных лохмотьях.
Прошка – мощная, румяная, в рубахе.
Тимошка – высокая  и  худая,  с  крупными  веснушками,  с  оригинальной  причёской,   в
одежде масса украшений. Не расстаётся с зеркальцем.
Антошка – высокая,  крепкая,  нос – картошкой,  под  глазом – синяк, одета   в   штаны   и
рубаху.
  (Во втором действии внешность и манеры сестёр постепенно улучшаются, не теряя своей
индивидуальности.)
Боян, Иван, Матвей, Фаддей – молодцы приятной наружности.
Моя Мерзость –   серый всклокоченный леший.
Зелёная Тоска – кикимора с водорослями в длинных волосах.
Бабуся, дед, ведьма, поселяне.
  Сцена:  справа на возвышении – изба сестёр в разрезе,  рядом  за  заборчиком – огород   с
сорняками,  стожок сена. Слева – речка, деревья.  Позади – деревня, за ней – лес.
                1 действие.
  Слышен топот коней. Боян, Матвей, Фаддей появляются, осматриваются, собираются
в кружок. К ним подходит  бабуся.
                Боян (кланяясь)
          Ох, бабуся, помоги!
                бабуся
          Что вам надобно, сынки?
                Матвей
          Мы всю землю исходили.
                Фаддей
          И все деньги прокутили.
                Матвей
          Дальше не хотим идти.
          Нам бы жён у вас найти.
                Фаддей
          Вы – последняя надежда.
          Помогите людям грешным!
                Боян
          Есть ещё жених у нас,
          Он охотится сейчас.
                бабуся
          А каких невест вам надо?
          Вы бедны или богаты?
                Матвей
          Есть у нас богатый дом
          С полем, садом и прудом.
          Мы навеки побратались
          И друг другу обещались
          До могилы вместе жить,
          Ссор и распрей не чинить.
                Боян
          Если бы найти в деревне
          Нам подружек задушевных
          Или четырёх сестёр,
          Чтобы век прожить без ссор.
                бабуся
           Молодцы вы удалые,
           Вас боятся силы злые,
           Ну а я уже стара,
           Триста стукнуло вчера.
           Чтобы сделать мир светлее,
           Я колдую, как умею.
           Но по правде говоря,
           Всю–то жизнь колдую зря.
           Тайны злой колдуньи знаю,
           Но в борьбе не побеждаю.
                Боян
           Вот бы весь народ узнал
           Да на битву с ведьмой встал!
                Фаддей
           Где она, злодейка ваша?
           У меня она запляшет!
                бабуся
           Дело в том, что наш народ
           Заколдован третий год.
           Здесь живут все смирно, тихо,
           Лишь подальше бы от лиха.
           Лица сонные кругом
           И сердца объяты сном.
                Матвей
           Как же это получилось?
                бабуся
           Вот что с нами приключилось:
           На горушке, вон на той,
           Жил премудрый дед Пихто.
           Ведьма так его боялась,
           Что в селе не появлялась.
           Внучек дед Пихто растил,
           Мне он верным другом был.
           Как–то с ведьмой повстречался,
           Пригрозил ей, разругался:
           «Вот девчонки подрастут,
           Живо хвост тебе прижмут!»
           Ночью ведьма отомстила.
           Деда в ступе утащила,
           Погубила полсела,
           Остальных лишь я спасла.
           Милых дедушкиных внучек
           Превратила ведьма в злючек.
                Боян
           Чем мы можем вам помочь?
           Вы скажите, мы не прочь.
                Матвей
           Мы людей в беде не кинем.
                Фаддей
           Где злодейка?! Где врагиня?!
           На коня, вперёд, скорей!
                Боян (удерживая его)
           Погоди же ты, Фаддей!
                бабуся
           Мой рассказ держите в тайне.
           На пригорке в доме крайнем
           Злые девушки живут.
           Все соседи их клянут.
           Раньше звали их Снежана,
           Лада, Радуга, Весняна.
           Ну а нынче я одна
           Помню эти имена.
           Если вас они полюбят,
           Силы зла от них отступят.
           Снова, как в былые дни,
           Станут добрыми они,
           Справятся с Ягой коварной.
                Боян
            Мы вам очень благодарны.
            И задача нам ясна.
                бабуся
           Осторожность тут нужна.
           ( молодцы и бабуся уходят)

    В  избе  Антошка,  Тимошка и  Шишок  вяжут и поют. Прошка на печи грызёт пряник.
                Тимошка
            Ах, носочки вы мои,
            В вас я сунула репьи.
                Антошка
            Мы с колючками вас вяжем.
            Свяжем – всем носить прикажем.
                Шишок
            Кто не станет вас носить,
            Будет босиком ходить,
        Шишок потихоньку колет спицей  то Антошку, то Тимошку.
                Антошка
            Это ты, балда рябая?!
                Тимошка
            Ты сама сова косая!
                Антошка
            Ты опять?! Ну, получай!
            Антошка и Тимошка дерутся.
                Прошка
            Разольют ещё мой чай!
                Шишок
            Ну, давай, давай, Антошка!
            Выброси её в окошко!
        Антошка тащит Тимошку к окну.
               Тимошка
         Ой, пустите, не хочу!
         Ой, да я уже лечу!
  Выброшенная из окна Тимошка  возвращается с кочергой.
         Ах, вы вот как, дикобразы!
         Пришибу, убью всех сразу!
         Я сейчас всех до одной
         Познакомлю с кочергой!
                Прошка
        Удирайте от Тимохи!
        С кочергою шутки плохи!
    Шишок и Антошка убегают.
              Тимошка
         А, бежите! Не пущу!
         Всё равно вас отыщу!
   Тимошка гонится за сёстрами.
               Прошка
         Никого… Доем кусочек
         И посплю ещё часочек.
  Боян,   Матвей    и    Фаддей   подходят    к    избе,     оттуда    слышен    грохот.     Они
 останавливаются.
                Боян
         Лучше бы пойти в обход,
         Сзади, через огород.
           ( уходит налево )
               Матвей
         Ты иди, если охота.
         Я войду через ворота.
         Не ударю носом в грязь!
               Фаддей
         Вы идите, я сейчас!
           ( уходит направо )
   В дверях на Матвея  налетает  Тимошка  с  кочергой,  бьёт  его,  он  падает.   Тимошка
склоняется над ним с интересом и сочувствием.
                Матвей ( пытается встать )
         Ах, бесстыжая нахалка!
         И гостей тебе не жалко!
         Бросилась, как пёс цепной!
         Вот тебя бы кочергой!
                Тимошка
         Под ноги не попадайся,
         По чужим дворам не шляйся!
                Матвей
         Где хочу, там и хожу!
         Уж тебя–то не спрошу!
                Тимошка
         Много мы таких видали!
         С горки сотнями спускали!
                Матвей
         Я и чёрта поборю,
         Уж про вас не говорю!
                Тимошка
         Ладно, нечего храбриться!
         Вот придут мои сестрицы –
         Ты от страха упадёшь,
         По–другому запоёшь.
                Матвей
         Да зови хоть всю семейку,
         Конопатая злодейка!
             Тимошка ( плача )
         Ой, бессовестный какой!
         Обозвал меня рябой!
         Я ещё его жалела!
               Матвей
         Что ж ты сразу заревела?
                Тимошка
         Оскорбленья не стерплю,
         Лучше в речке утоплюсь!
    ( убегает. Матвей медленно уходит)
    Из сорняков огорода вылезает Шишок, напевая, рвёт и ест горох. Появляется  Боян.
                Боян
          Здравствуй, милая девица!
          Ну, куда это годится?!
          Стыдно есть чужой горох!
                Шишок
          Ой! Да я…Поем чуток,
          Больно уж горох хороший.
          А ты, молодец прохожий,
          Злым хозяйкам–то, смотри,
          Про меня не говори.
                Боян
          Ладно, я не проболтаюсь.
                Шишок
          Я их очень опасаюсь.
          Ужас как они сильны,
          И коварны, и страшны!
          И вреднее всех старшая…
                Боян
          Что и делать–то, не знаю…
                Шишок
          Что с тобой? Ты что притих?
                Боян
          Видишь ли, к одной из них
          Мне посвататься придётся.
          Ведьма в жёны достаётся.
                Шишок
          Ой, да как же это так?
                Боян
          Да попали мы впросак.
          Долго мы невест искали.
          Всё без толку. Доскакали
          Мы до вашего села.
          Бабушка нам жён нашла.
          Подъезжаем мы к воротам,
          Слышим: в доме бьют кого–то.
          Все кричат. Трясётся дом,
          Крыша ходит ходуном.
          Мне бы, милая девица,
          Лучше на тебе жениться.
          На тебя я поглядел –
          Их и видеть расхотел.
          Что ответишь, моя радость?
                Шишок
           Я с тобою заболталась,
           Мне давно пора домой!
           Завтра свидимся с тобой.
                Боян
           Провожу тебя!
                Шишок
                Не надо.
                Боян
           А ты где живёшь?
                Шишок
                Тут рядом.
                Боян
          Как же мне тебя найти?
                Шишок
          Утром к речке приходи.
                ( скрывается в траве )
       Боян заглядывает в избу, бредёт, оглядываясь в поисках друзей,  встречает бабусю.
                бабуся
          Как дела идут, мой свет?
                Боян
          Никого, бабуся, нет.
                бабуся
          Видно, поискать придётся.
               ( указывая вдаль )
          Вон, гляди, Шишок крадётся!
                Боян
          Ох, какой же я дебил!
          Я же с нею говорил!
      Боян и бабуся уходят. Фаддей входит, садится у стога.
                Фаддей               
          Я готов с Ягой сразиться,
          Но со злой женой возиться
          Никогда не соглашусь.
          Здесь товарищей дождусь.
          Их скорей побьют, чем женят.
   В сене слышен шорох. Фаддей вытаскивает  из стога Антошку.
          Ты что делаешь там, в сене?
   Антошка  молча бьёт  его  в  глаз,  он её – в ухо.  Потом,  на протяжении разговора они
всячески  состязаются, меряются силой.
          Ни минуты нет покоя!
          Что за место колдовское –
          Ведьмы, как грибы, растут!
          Как же люди здесь живут?
                Антошка
          Скучно здесь, все нас боятся.
          Не с кем даже и подраться.
          Ты чего не убежал?
                Фаддей
          Я и пострашней видал!
          Побеждал злых бармалеев,
          Складывал в мешок кощеев.
          Сам девятиглавый змей
          Был сражён рукой моей!
          Славно я тогда подрался!
                Антошка
          Вот бы мне он повстречался!
          Мне–то не везёт пока –
          Некому намять бока.
          Драться я люблю!
                Фаддей
                Я – тоже…
                Антошка
          Надо же! Как мы похожи!
                ( уходят в обнимку )
       Появляется Иван, заходит в избу к сёстрам. Прошка на печи похрапывает.
                Иван
          И не видно никого…
          И не слышно ничего…
          Эй, хозяева! Простите!
          Мне водички не дадите?
          Кто–то на печи сопит.
          Видно, там старушка спит.
          Бабка–то совсем больная,
          Раз в избе не прибирает.
          Пауки у ней в углу
          И колючки на полу.
          Здесь сам чёрт сломает ногу.
          Приберу хоть я немного.
      Иван подметает в избе, Прошка  приподнимается.
          Бабушка, позволь напиться…
          Ой, не бабушка…Девица…
           Захворала, что ль?
                Прошка ( сонно )
                Отстань!
                Иван
           Что ты спишь при солнце? Встань! 
                Прошка
           Спать хочу! Иди отсюда!
                Иван
           А погода – просто чудо!
           Пташки малые поют,
           В небе облака плывут,
           Белоснежные, как вата.
          Возле речки – тень, прохлада.
          Стройные берёзки в ряд
          Прямо у воды стоят,
          Как в стекло, в неё глядятся…
          Ну–ка, хватит здесь валяться!
   Иван  стаскивает Прошку  с  печки, тянет  за  руку, Прошка  упирается,  несколько  раз
обходят сцену.
                Прошка
           Тяжела была дорожка.
           Вот бы мне вздремнуть немножко.
           Ноги у меня гудят.
           Молодец, идём назад,
           Я хочу домой, на печку!
                Иван
           Мы сейчас пойдём на речку.
                Прошка
           До реки я не дойду,
           По дороге упаду!
                Иван
           Упадёшь? Тебе же хуже:
           Брошу здесь – волкам на ужин.
                Прошка
           Ой, не надо, не бросай,
           Злым волкам не отдавай!
           Слушаться тебя я буду
           И пойду с тобой повсюду.
                ( подходят к реке )
                Иван
           Как красиво на реке!
                Прошка
           Подремать бы в холодке!
                Иван
           Ты бы лучше искупалась,
           Снимет как рукой усталость.
                Прошка
           Я купаться не люблю.
                Иван
            Прыгай, или утоплю!
        Прошка купается. Идут обратно.
            Неужели ты всегда так
            От рассвета до заката
            Спишь на печке день –деньской?
                Прошка
             Так ведь скучно мне одной.
             Сёстры страх на всех наводят,
             Все нас стороной обходят.
             А я драться не люблю.
             Я всё время ем и сплю.
                Иван
              Все обходят? Что за люди!
              И никто тебя не любит?
                Прошка
           Что? А как это понять?
           Ну вот я люблю поспать
           Или съесть горшочек мёда…
           Как это – любить кого–то?
           Как это – меня любить?
                Иван
           Это трудно объяснить.
           Не грусти! Я обещаю:
           Ты теперь не заскучаешь.
           Завтра за тобой зайду
           И на речку поведу.
   Иван  целует   Прошке   руку,   уходит.   Темнеет.  Прошка  мечтает   у   окна,   Шишок
бродит возле  дома, вздыхает, Антошка и Тимошка сидят в обнимку на лавке в избе.
                2 действие.
                Утро.
           Зелёная Тоска и Моя Мерзость
                ( бегут и поют )
          Ведьма нас послала срочно
          И приказ дала нам точный:
          Всех рассорить, распугать,
          Добрых молодцев прогнать,
          Бабку наказать за дерзость.
                Зелёная Тоска
         ( указывая пальцем на Мою Мерзость )
          Слуги ведьмы – Моя Мерзость…
                Моя Мерзость ( показывая на неё )
           И Зелёная Тоска
           До зари уж на ногах.
    Прошка,    Антошка    и    Тимошка   просыпаются.   Прошка   уходит.    Слуги   ведьмы
подслушивают  под окном, шепчутся, входят в избу.
                Тимошка ( ревёт )
          Ах, меня он изругал,
          Конопатой обозвал!
          Я от горя умираю!
                Антошка
          Я ему накостыляю,
          Он не соберёт костей!
               Зелёная Тоска
           Не прогоните гостей?
                Антошка
           Это что ещё за птицы?
               Моя Мерзость
           Распрекрасные девицы!
           Почему тут столько слёз?
           Может, что–нибудь стряслось?
.                Зелёная Тоска
            Расскажите нам скорее!
            Мы всё знаем, всё умеем
            И хотим вам пособить.
                Тимошка
            Силой милому не быть.
                Антошка
          Любит молодца сестрица,
          Ну а он кричит да злится.
                Моя Мерзость
          Это пара пустяков.
                Зелёная Тоска
          Мы поможем вам легко.
          Есть у нас в мешке походном
          Склянка с зельем приворотным.
                Антошка
          Да какой от зелья толк?
                Моя Мерзость
          Будут все у ваших ног.
                Зелёная Тоска
          Зелья молодцам дадите –
          Сразу их приворожите.
                Моя Мерзость
          Вот вам скляночка с питьём.
                Зелёная Тоска
          Только дайте за неё
          По колечку золотому,
          По платочку кружевному.
    Зелёная Тоска и Моя Мерзость отдают склянку, забирают кольца  и  платки,  убегают. 
В   избу  входят Матвей и Фаддей.
                Матвей ( Тимошке, смущённо )
          Ты на свете всех милей,
          В том клянусь душой моей.
          Кто со мной не согласится,
          С тем я буду насмерть биться.
          А вчера от кочерги
          У меня стряслись мозги.
          Голова была больная,
          Что кричал я, сам не знаю.
          Зла на сердце не держи,
          Хоть словечко мне скажи.
                Тимошка
          Мне вчера обидно было,
           А сейчас я всё забыла.
           Я сама всему виной.
           Гостем будь, друг дорогой!
  Антошка подаёт молодцам  кружки  с  приворотным  питьём,   те  пьют   и   начинают
бушевать.
                Фаддей
          Берегись!
                Матвей
                Враги!
                Фаддей
                Измена!
                Матвей
          Черти прыгают по стенам!
                Фаддей
           Из–под печки лезет змей!
                Матвей
          Бей его, ухватом бей!
                Фаддей
          Справлюсь и с тобой, злодейкой!
          Ну–ка, закуси скамейкой!
                Матвей
          Засвети Бабе–яге
          Сковородкой по башке!
                ( указывая на окно )
          Ведьма там!
                Фаддей
                И я с тобой!
  По сцене бредёт корова, Матвей и Фаддей  выскакивают из дома и бросаются за ней.
                мужики
          ( бегут за молодцами с вилами и топорами )
          Караул! Грабёж! Разбой!
   Прошка   в   огороде  увлечённо  борется   с   сорняками.  Иван   с   удочкой   появляется,
удивлённо застывает.
                Иван
          Что я вижу! Чудеса!
          Сам я только поднялся,
          Самого манит дремота,
          У неё кипит работа!
          Надо уходить скорей,
          Вдруг я помешаю ей.
          ( на цыпочках идёт к реке )
   Шишок бродит, тяжело вздыхая, потом  садится  лицом   к  реке.  В  задумчивости   не
замечает, как Моя Мерзость  подкрадывается,  садится  с   ней  рядом,  вытаскивает  из   
её кармана  платочек, кладёт ей руку на плечо. Входит Боян.
                Боян
          Снова в дурнях ты, Боян!
          Где Шишок, там и обман!
          Ни к чему твои старанья –
          У неё с другим свиданье.
           ( махнув рукой, удаляется )
   Иван  сидит с  удочкой  у  реки, Зелёная Тоска  вдали маячит, аукает, зовёт  на помощь.
Иван мечется  по  берегу,  пока  не  проваливается  в  болото.  Выходят сёстры,  садятся
возле дома,  к  ним  подходит  Зелёная Тоска  в  цыганском  наряде.
                Зелёная Тоска
          Изумрудные мои!
          Бросьте горести свои!
          Дайте мне платок, колечко –
          Вам скажу я два словечка.
   ( прячет кольцо и платок, раскладывает карты )
          Карты вам беду сулят.
          Вот – четыре короля.
          Эти четверо – злодеи,
          Слуги старого Кощея.
          Он велел им вас схватить
          И в лягушек превратить.
                ( убегает )
                Тимошка
          Ах, разбойники, уроды!
          Пусть их черти бросят в воду!
          Пусть индейский людоед
          Съест их, змеев, на обед!
          Пусть их растерзают звери!
          Как могли мы им поверить?!
                Антошка
          Да я их и без волков
          Разорву на сто кусков!
          Стукну каждого бандита
          Кирпичом…
                Шишок
                Да погоди ты!
          Надо точно разузнать.
                Антошка
          Нет, их нужно наказать!
          Им–то можно издеваться?
                Прошка
          Мы не будем унижаться.
          Никуда мы не пойдём,
          Проживём и вчетвером.
    Грустные   девушки   уходят   в   дом.   По  одному   появляются   грязные,  измученные
молодцы,  падают  без сил. Бабуся  находит  их,  расталкивает, они поднимаются.
                бабуся
          Добры молодцы, что с вами?
          С вас же грязь течёт ручьями!
                Иван
          Бабушка, на этот раз
          Сёстры одолели нас.
                Боян
          Младших зельем опоили,
          Ваню чуть не утопили,
          У моей – другой жених.
                бабуся
          Не сердитесь вы на них.
          Злая ведьма вас морочит.
                Фаддей
          Отступать никто не хочет.
     Едва уходит бабуся, появляется Моя Мерзость   в турецком костюме, на ходу надевая
чалму.
                Боян
          Я с ума сойду!
                Фаддей
                Вот чудо!
                Матвей
         Чужеземец, ты откуда?
                Моя Мерзость
         Я из Турции, посол.
         Долго я скакал и шёл.
         Мусульманам трудно стало –
         Девушек хороших мало.
         И султан наш огорчён -
         У него всего сто жён.
         Едут слуги во все страны,
         Чтоб добыть невест султану.
         Я мороза не боюсь,
         Вот и вызвался на Русь.
                Матвей
          Зря пришлось тебе трудиться.
                Моя Мерзость
          Как?
                Фаддей
                Да кто же согласится
          Бросить Родину свою?
                Иван
          Нет таких в родном краю.
                Моя Мерзость
          Пустяки! Любой девице
          Очень лестно стать царицей.
          Отыскал я четверых.
          В знак согласья взял у них
          По колечку золотому,
          По платочку кружевному.
                Матвей
          Как зовут тех четверых?
                Моя Мерзость
          На платочках кружевных
          Шёлком вышито: Снежана,
          Лада, Радуга, Весняна.
                Фаддей
          Как? Они? Не может быть!
                Моя Мерзость
         Должен я назад спешить.
         До свиданья!
                ( убегает )
                Боян          
                Вот что, братцы:
         В путь пора нам собираться.
                Иван
         Ты, Боян, их не вини –
         Заколдованы они.
                Боян
         Если русскую девицу
         В африканскую жар–птицу
         Превратит сам сатана –
         С голоду умрёт она,
         В январе под снегом сгинет,
         Но Россию не покинет.
                Фаддей
         Эй, глядите веселей!
         Пустим вскачь своих коней,
         В чистом поле, на просторе
         По ветру развеем горе!
              ( молодцы уходят )
               
    Сёстры  выходят,  работают   в   огороде,  поют.  Моя  Мерзость    и   Зелёная   Тоска, 
прячась   за  кустом, слушают.      
                Моя Мерзость
          Прямо за душу берут.
                Зелёная Тоска
          Кошки на душе скребут.
                Моя Мерзость
          Жалко их… И мы – бедняги,
          Бегаем, как две дворняги,
          А Яга обманет нас,
          Снова пирога не даст.
          Мы–то служим ей исправно…
                Зелёная Тоска
          Лучше вспомни, как мы славно
          Всех сегодня оплели,
          Вокруг пальца обвели!
                Моя Мерзость
          Как я в турка превратился,
          К добрым молодцам явился
          И наплёл им небылиц
          Про султана и сестриц!
  Шишок во время разговора осторожно  подкрадывается к ним и подслушивает.
                Зелёная Тоска
          Не кричи!
                Моя Мерзость
                А ты, плутовка,
          Сёстрам нагадала ловко!
          Слышал я из–за куста…
                Зелёная Тоска
          Да потише ты, балда!
                Моя Мерзость
          Мне смешно…
                Зелёная Тоска
                Так смейся тише,
           А не то Шишок услышит.
           Нас на части разорвут!
                Шишок ( выскакивает)
           А Шишок–то тут как тут!
           Ах вы, подлые мокрицы!
           Эй, хватайте их, сестрицы!
    Сёстры с граблями и лопатами гонятся за  ведьмиными слугами, встречают молодцев,
завязывается   шумная   общая   потасовка.    Сбегаются    поселяне,    приходит   бабуся.
Наконец, Моя Мерзость и Зелёная Тоска  пойманы.
                бабуся
          Это вы, наши враги,
          Прихвостни Бабы–Яги,
          К мирным людям пристаёте?
                Матвей
          Вот утопим вас в болоте!
                Моя Мерзость
          Люди, пощадите нас!
          Больше не обидим вас!
                Зелёная Тоска
         Пожалейте, не губите!
         Жить в деревне разрешите.
         Мы хотим жить по–людски.
                Моя Мерзость
         Мы ведь жили у Яги,               
         Как последние собаки…          
                Прошка
         Ладно, ладно, бедолаги!
    Гремит гром, возникает ведьма.
                Ведьма
          До чего же вы глупы,
          Нерадивые рабы!
          Скрыться от меня хотели!
          Вам объедки надоели!
          Нет, меня не обмануть!
          Стоит мне рукой махнуть –
          Зарастёт деревня бором,
          Бабка станет мухомором,
          Сёстры превратятся в сов,
          Добры молодцы – в волков,
          Вы, рабы, в чудовищ страшных!
          Кара–кудра, кара–башна,
          Шмыки –брыки, брю–чу –чу,
          Будь всё так, как я хочу!
      Ведьма   машет  руками,  но сёстры  и  молодцы смеются в ответ. Ведьма от злости
испаряется. Поселяне обнимаются. Целуются  молодцы  с сёстрами и остаются парами.
Появляется дед.
                Дед ( внучкам)
          Вы сегодня у меня
          Краше солнечного дня.
          Жизнь длинна, и вам придётся
          Много раз со злом бороться.
          Будет много чёрных дней.
          Станьте для других людей
          Родниками доброй силы
          И дружите до могилы.                1983