Мысли о свободе, предопределении, добре и зле

Рафаил Кадыров
Мы все умираем. И мир умирает? С другой стороны, почти все стараются жить, как бы верую в "вечность"? А иначе зачем? Советский опыт отрицания "вечности" небесной на мой взгляд неудачен. Пытаться изменить мир в целом - нельзя (советский опыт). Но с другой стороны, наверное известен афоризм типа: "Измени себя, и изменишь весь мир". Ведь окружающее мы оцениваем со своей точки зрения. И, изменяя себя, приобретая например, знания, опыт, только тогда мы можем помогать другим, делясь с ними? Христианство подразумевает "стяжание" [1] мирного духа, которое переносит душу (ум) в состояние райское ("Царство Божие внутри вас есть" [2]) насколько это возможно уже здесь, ещё при жизни (в совершенстве это раскроется в мире духовном, когда в мир иной перейдём). Таким образом, имея в себе "дух мирный", и один человек влияет на всех окружающих его людей, уже здесь, так сказать в мире плотной материи на Земле.

Всё происходит с ведома Бога... Но если мы верим, что Бог установил определённый закон, и что противящиеся этому закону наказываются (на красный свет кто дорогу переходит?), то мы стремимся поступать по правилам. ДЛя кого этих правил нет, те часто уповают на науку... С одной стороны Бог всё знает, что произойдёт. С другой стороны, если всё-всё предопределено, то смысл теряется (даже говорить, озвучивать и думать не хочется). Не всегда ясно логически, почему люди делают выбор в пользу... неразумного, вредного для себя, ошибочного (грех), о чём порой и сами потом сожалеют. Вероятно, одна из причин этого - то, что в периоды времени между этими "неверными" выборами, человек не думает о предыдущих своих ошибках, и не ищет других путей, способов, людей, которые ему могли бы помочь. Например, пьяница выпивает, потом, трезвея, сожалеет о содеянном по "пьяни", и так неоднократно... но ничего не предпринимает, не перенимает опыт других, поэтому всё со временем повторяется... Финал бывает плачевен - то есть можно думать о "не суще-ствующем" зле [3].
Так и с выбором другого зла.
То же и с добром - с постоянным его выбором, тут уже финал, верим, прекрасен.

Христианская точка зрения в том, что Бог создал человека свободным. "Свобода – дарованная Богом способность человеческой воли [4] к непринужденному избранию добра [4]". Меня посещает иногда мысль, подобная примерно такой: "Я свободен... могу идти направо, а могу налево - могу пойти в кабак выпить и ещё выпить... но последствия? А могу посмотреть в магазине книжные новинки, почитать... Могу пообщаться, например на прозе.ру, и так далее..." - разве мы не свободны? Возможно, некоторые, не задумывающиеся о своих поступках (подобно примеру с выпивающим человеком), действительно обладают как бы "замороженной" свободой. Здесь - рабство у повторяющихся событий. Это от "неразмышления" над собой? От "несмотрения" внутрь себя? От "нерассуждения" о себе? О "неоценивании" своих поступков? От нежелания менять себя, от неверия в то, что можно и нужно что-то менять?

Примечания.

1. "Стяжание" - подобно земному собиранию
"Стяжание — все равно что приобретение. Ведь вы разумеете, что значит стяжание денег? Так все равно и стяжание Святаго Духа".
1.1. 1.2. http://www.pravoslavie.ru/put/44107.htm
1.3. "Через ближних наше спасение".
2. (...) "Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (...) (Лук.17:20,21)

3. "...о том, что зла не существует"
4.1. "Воля – деятельная сила души, отвечающая за ее потребность к действию, побуждаемая чувством и руководимая разумом; способность исполнять принятые решения";

4.2. "Добро – исполнение человеком Божественной воли, ведущей его к духовному совершенству, а также Сам Бог как Источник духовного совершенства".
http://azbyka.ru/dictionary/17/svoboda-all.shtml

4.3. "Божественные идеи – составленные Богом образы мироздания, согласно которым Он творит, промышляет о нем и судит его.

В святоотеческом богословии Божественные идеи принято называть вечными мыслями Бога, прообразами, первообразами, образцами, замыслами и сущностными смыслами (логосами) всех тварных вещей.

По слову св. Максима Исповедника, Божественные идеи являют собой «самосовершенные и вечные мысли вечного Бога». Следуя св. Дионисию Ареопагиту, Божественные идеи суть образцы тварного мироздания, предсуществующие в Божественном Уме логосы сущих. Они есть Божественные формы и замыслы всех тварных существ, «благие изволения, определительные и творческие для всего существующего, согласно которым Сверхсущий и произвел всё сущее». «Все от Бога имеет свое бытие и существование, и все прежде бытия находится в Его творческом Уме, – учит св. Симеон Новый Богослов, – первообразы всех вещей находятся там внутри». http://azbyka.ru/dictionary/02/bogestvennie_idei-all.shtml