За отвагу!

Анатолий Кострилевич
               
Памяти моего отца – участника Сталинградской битвы, посвящается…

Передо мной старая, потёртая временем солдатская медаль «За отвагу» за номером 128201. Медаль эта осталось мне в память об отце, участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

За несколько месяцев до его смерти, перед днём Победы, я упросил отца, рассказать про подвиг, за который он получил эту медаль. Его рассказ был очень коротким.  Но об этом  чуть позже…

Умер отец молодым в возрасте 45 лет от сердечного приступа.
Случись этот приступ в наши дни  отца непременно спасли и он прожил бы ещё несколько лет, но тогда в посёлке, где мы жили, опытных врачей было мало, в основном работали молодые специалисты. К одной из них и пришёл на приём мой отец.

Умер он из-за халатности молоденькой врачихи, которая должна была его госпитализировать, а вместо этого, не посоветовавшись с другими врачами, отправила его домой на верную смерть.
 
Уже взрослым я узнал, что  врач после этого случая, была уволена с работы и уехала в краевой центр, и продолжила там работать врачом. Не знаю, были ли у неё на новом месте подобные исходы, но для нашей семьи  она своим  непрофессионализмом сделала плохую услугу. Двое несовершеннолетних сыновей остались без отца, жена без мужа и средств существования.

Отец умер у меня на глазах. Умирал он мужественно, ни скуля и не плача. Только перед смертью попросил меня, тринадцати летнего подростка позвонить матери на работу. Когда я услышал в трубке голос матери, отец захрипел, и у него начались судороги…

Я крикнул в трубку:
- Папе плохо, он умирает – и, ревя на весь дом, выбежал на улицу.
Навстречу мне бежал младший брат и ,  видя, что я плачу, тоже заплакал. Соседи вызвали скорую помощь. Скорая приехала быстро. Вскоре с работы прибежала мать. Но старания врачей оказались тщетными. Отец умер, так и не приходя в сознание.

Отца похоронили на новом кладбище в сосновом лесу. На похоронах было много народу. Хорошо помню, как перед похоронной процессией несли красную плюшевую подушку с медалями - отец был ветераном войны и его знали многие люди в посёлке.

После похорон на поминках, некоторые его сослуживцы спрашивали мать:
- Чего так бедно живёте? Муж начальником работал, взял бы да продал на сторону вагон, другой с углём, - и от негодующего взгляда матери смущались:

- Видно, правда, про него говорили, что честный и скромный был мужик, - и, извинившись, отходили в сторону.

В нынешнее время таких руководителей, каким был отец, и кто не пользовался своим служебным положением, можно по пальцам пересчитать. Сейчас честных людей, к сожалению, не любят и мало ценят. Тогда их ценили и уважали, продвигали по службе.

Я долго не мог смириться с мыслью, что отца больше нет, и сильно скучал с братом. Иногда, припозднившись на улице, мне казалось, что вот-вот отец позовёт нас домой. Но этого не происходило, и со временем я стал привыкать к тому, что отец больше никогда к нам не вернётся…
 
Он стал реже сниться нам во сне, и воспоминания о нём с каждым днём становились не такими тяжёлыми. Вскоре мы привыкли к тому, что с нами отец не живёт и его образ постепенно стал нам далёким. Мать так и не вышла замуж, и к великому удивлению «доброжелателей», смогла нас вырастить и воспитать неплохими людьми,  а мне помогла получить высшее образование.
 
И вот мы  с братом выросли, и каждый из нас стал жить своей жизнью…
Теперь я нахожусь в возрасте, на 20 лет старше своего отца. Много событий случилось со мной за это время. Я окончил институт, женился. Строил большой завод и учился у жизни жить. Я не достиг больших высот, но всегда оставался востребованным на работе. Выросли две дочери, которыми я горжусь, за их красоту и ум. Горжусь за их любовь к нам с матерью. Мне можно позавидовать, я из тех, кто построил дом, родил детей, вырастил дерево и не забыл своё прошлое и настоящее. И это нормально!

Растёт внучка. Человечек, в  котором мы с женой души ни чаем и сильно любим.
За это время ушли из жизни мать, за ней мой младший брат. И из той семьи, в которой я родился и вырос, остался я один. Не думайте, что я что-то перепутал.

Да, я не один, есть жена, дети, внуки,  но нет тех  родных мне по крови людей. Сейчас я понимаю, как дороги они были и без них! я бы никогда не стал тем, кем стал.
 
Отец, так и не увидев меня взрослым, но на самом деле всегда был рядом. Видимо, поэтому я стал мужчиной, вырастившим и воспитавшим своих девчонок.
 
Я  никогда не давал поводов разрушить семью, как и мой отец, и навсегда остался верен своей жене. Это не громкие слова. И помог мне в этом, как нестранно, мой отец.
 
Новое  поколение, пришедших к власти политиков в 90 годы позволило кучке новоявленных историков и писателей на свой лад очернить нашу историю. И у них кое-что получилось. Какая-то часть общества поверила в эти байки.

Сегодня больно смотреть на стариков, отдавших себя безвозмездно  своему Отечеству и получивших взамен болезни и нищету. Некоторые из них не живут, а нищенски существуют, получая маленькие пенсии, роясь ежедневно в мусорных контейнерах.
И это горькая, правда!
 
Пока хоть один старик будет рыться в нечистотах, а родившихся детей будут бросать родные матери в роддомах, не будет мира между нищими и богатыми! Не успокоятся души людей отдавших жизни в той войне за хорошую и справедливую жизнь.

А чем стали ордена и медали, полученные  участниками, за подвиги во время  Отечественной войны?  А  награды, за восстановление разрушенных городов и  за мирный  труд?   
Ими,  торгуют.  Они стали, что-то вроде значков в руках спекулянтов. Орденами и медалями воспользовались коллекционеры, скупавшие их у бессовестных родственников:  за трёшку, или за бутылку водки.

Когда-то, полученная ценой собственной крови медаль или орден почитались в обществе, теперь они стали простыми медяшками   у сборщиков цветного металлолома.
 
Разве морально и богоугодно, торговать заслугами людей, защитивших весь мир от чумы 20 века, фашизма, тогда в сорок первом и сорок пятом?

Забыли некоторые, что победа в войне, миллионам наших соотечественников далась ценой собственной жизни и здоровьем?

То, что делается в стране с наградами солдат, офицеров и генералов времён Отечественной войны 1941-1945 годов, безнравственно!

А ведь это наше достояние. Почему за кражу картины или какую-нибудь реликвию из музея или из частной коллекции возбуждают уголовное дело, а за торговлю орденами и медалями героев, нет? Надо защитить награды героев законом!

Наплевательское отношение к прошлому людей, пока что живых, и к их семьям, разве способствует возрождению национальной идеи в России, которую власть потеряла после развала Советского Союза? Конечно, нет!

И хотя в последнее время, благодаря усилиям некоторой части общества, наметился некоторый сдвиг к восстановлению главной роли советского народа в победе над фашизмом. Но  боюсь, что плоды этих усилий наши ветераны при жизни не увидят. Может, увидят их внуки и правнуки? А так хотелось бы!

Размышляя над всем этим, я подумал, разве мог думать мой отец, тогда на фронте, что когда-то, через много лет, после войны, их  взрослые дети и внуки перечеркнут одним махом всё, что они завоевали и построили за свою жизнь - развалят великий и могучий Советский Союз. Конечно, не думал! Он думал, как выстоять и победить захватчиков, думал, что если останется живой, то он обязательно вернётся к мирной жизни и будет восстанавливать разрушенное войной и строить новый мир, свободный от насилия и войн. Чтобы в нём его детям не пришлось испытать то, что испытали они. Об этом они, солдаты, офицеры и генералы мечтали на фронте. А потом, вернувшись с войны, восстановили всё разрушенное, построили новые города и заводы, родили и вырастили  нас. Нашим родителям хватило отваги и мужества, чтобы победить в той войне в далёкие сороковые, но как им не хватает  теплоты и заботы и памяти о них сейчас.

Хватит ли нам отваги и мужества, чтобы восстановить справедливость в отношении уходящего поколения наших ветеранов? Вернуть им ордена и медали?

Вспоминая рассказ отца,  о подвиге группы разведчиков, попавших под обстрел и просидевших в воронке, под миномётным и пулемётным обстрелом целый день, а потом ночью, доставивших ценные сведения артиллеристам об огневых точках противника, я всё же решил напомнить некоторым современникам о прошедшей войне. В этой группе разведчиков младшим сержантом был мой отец. Тогда ему было 27 лет.

…Батарея сорокапяток окопалась на переднем крае, на берегу Волги.  Вражеский плацдарм  стрелковый батальон захватил ночью, выбив немцев с  позиций у тракторного завода.
Немцы вели шквальный огонь, пытаясь отбить отданный плацдарм. Наши бойцы, закрепившись на вражеском берегу реки, готовили штурм на вражеские окопы.
 
Командиру сорокапяток была поставлена задача: уничтожить огневые точки противника в районе завода, а для этого нужно было идти в разведку.

Отец был командиром отделения разведки. Он с двумя бойцами, по приказу командира батареи, поползли в сторону развалин завода.
 
До развалин добрались в сумерках без всяких происшествий. Замаскировались, стали по вспышкам выстрелов, делать отметки на карте, подсвечивая фонариком. Скоро мигания фонарика заметили немцы и начали обстрел места, где находились разведчики, чем обнаружили свои огневые точки. Наша артиллерия начала ответную стрельбу, которая продолжалась около часа. К счастью, от обстрела немцев, никто из разведчиков не пострадал. Начало светать. Разведчики поползли обратно. На открытой местности их быстро заметили и стрельбой из пулемёта прижали к земле. В какой-то момент им удалось укрыться в  воронке от авиационной бомбы.

Так они и пролежали весь день, не шевелясь, чтобы не обнаружить себя. Очень хотелось курить. Когда вышло солнце, стало невыносимо жарко, хотелось пить.
 
Отец рассказывал, что он попытался отстегнуть фляжку с водой, которая была пристёгнута на ремне, и немного приподнявшись с живота, он по инерции задрал пятки сапог.
Тут же прошла пулемётная очередь, и одна из пуль срезала, как ножом, сразу два каблука у его новеньких сапог. От удара пуль отец подумал, что ему прострелили ноги. Но крови и боли не было, и он успокоился.
 
В тот раз всё обошлось. Когда стемнело, разведчики вернулись в расположение своего батальона.  Данные, добытые ими, помогли подавить огневые точки немцев перед штурмом тракторного завода. За эту операцию, всех троих наградили медалью «За отвагу».
После этого случая с сапогами, отец до самой зимы воевал в сапогах без каблуков…

Казалось, что особенного, и какой здесь подвиг?  Обыкновенная работа на войне. Но хорошо выполненная задача и без  потерь! на фронте заслуженно награждалась медалью или орденом. И таких эпизодов за войну случалось немало. И везде были свои герои. Живые и мёртвые. Молодые и постарше.

Отцу на войне повезло, он остался жив и ни разу не был ранен.
В бою под Бухарестом в сорок четвёртом, его орудие вместе с расчётом накрыла авиационная бомба и все его товарищи погибли. Он в это время проходил военную подготовку на офицерскую должность.

Отец прошёл всю войну с немцами, потом  с японцами, а после служил кадровым офицером на Дальнем Востоке и Казахстане. У него были и другие боевые награды, но орденов среди них не было. Рассказывать про войну отец не любил и говорил:
-Ничего в ней хорошего нет, сынок. Кровь, смерть и горе и больше ничего. А вот пришлось повоевать, чтобы Вас и Родину защитить.
Простые доходчивые слова: «Вас и Родину защитить».
Про свою боевую солдатскую медаль «За отвагу» он говорил с особой гордостью. Я хорошо запомнил это.

И  сейчас, когда я вижу на груди у молодых ребят, воевавших в Афганистане или Чечне эту медаль, уверен! что солдаты получили её за особый солдатский подвиг, там, где жизнь и смерть соревновались рядом.
 
И все они, живые и мёртвые во всех войнах, заслужили свои боевые награды в бою, как в Сталинграде заслужил её мой отец.

И когда на день Победы диктор по телевизору объявляет минуту молчания в память о погибших на войне, под звуки траурной мелодии я вижу их, не доживших до Победы, молодыми и здоровыми, с орденами и медалями на груди, отдавших свои жизни за нас, за своё будущее...
И мы должны всегда помнить об этом и никогда не забывать!
Здоровья и счастья живым участникам войн, и вечная Память и Слава погибшим!