Карпатские горы в снегу

Владимир Бердичевский
КАРПАТСКИЕ ГОРЫ В СНЕГУ или  ДВА МИРА, НО      ОДИН ШАПИРО. (Фрагмент из книги «Трижды еврей Советского Союза»).

Небольшой серый автобус с табличкой на борту “пос. Сопка- Вокзал” остановился перед въездом на мост через Биру. Рабочие-корейцы убирали доски, свалившиеся на проезжую часть с лесовоза, идущего  впереди.
Я терял драгоценное время. Занятия в школе - интернате начинались в 8-30. Когда я, наконец, сошёл с автобуса, было уже 8-40. Чтобы попасть в школу,  нужно было обойти футбольное поле. Мне был 21 год, я подтянулся на руках и, перемахнув через приличной  высоты  забор, изо всех сил побежал через поле к двери спортивного зала.  На бегу я услышал какие - то крики, подняв голову с ужасом увидел, что окна в моём седьмом “А” классе распахнуты, и весь класс висит на подоконниках.
-Математик-чемпион! Мировой рекорд! Скорее, сзади никого нет!
Когда я, запыхавшийся, подбежал к дверям класса, там уже стояла завуч Мина Абрамовна.
-Доброе утро, Владимир Давидович.  После четвёртого урока зайдите в кабинет директора.
Директор школы - интерната Вера Яковлевна Глейзер, депутат Верховного Совета СССР от Еврейской Автономной области  сделала мне замечание. Я чувствовал себя очень скверно, даже не оправдывался.
С тех пор приходить во время в любое место стало для меня делом чести.
И вот я в Одессе, работаю в муз.школе хорового общества УССР.  Я поражён  свободой.  Могу дать ученику программу по своему усмотрению. Никто мне не указывает. Могу дать малышу программу за старший класс, если он в состоянии её освоить. Меня поражает отсутствие дисциплины и семейная обстановка в школе. Педагог по сольфеджио, пропустив день, объясняет директору причину:
- Марина, Вы знаете, я вчера вышла из дома, села в автобус и мне вдруг стало так плохо, что я вернулась домой.
У некоторых педагогов занятия начинались   по расписанию в 8 утра, но в 8-30 класс ещё был закрыт, ни ученика, ни педагога. И так во всём.
Однажды я воспользовался царящей неразберихой. Мне сказали, что в профкоме есть лыжная путёвка в Карпаты,  желающих нет, одесситы на лыжах не ходят. Я бросился в профком,  сразу уплатил за путёвку, даже не обратив внимания на то, что срок путёвки с 13 –го по 27-е марта. Весенние каникулы начинались с 20-го марта. Я обещал директору, что уроки отдам позже и поехал: Одесса-Львов-Рахов.
От Львова -5 часов поездом до Рахова.
Утром проснулся от гуцульских песен. Лыжные инструкторы, вооружённые различными муз . инструментами,  перед каждой комнатой  упражнялись в вокале. Спать было невозможно, и я вышел на зарядку. Молодой красавец- инструктор построил всех в одну линию. Я пристроился последним. Надо сказать, что я серьёзно готовился к  лыжной программе тур.путёвки, бегал кроссы, отжимался, висел на турнике.
 После упражнений инструктор скомандовал: “ Кругом!”, и я очутился впереди всех. Пришлось бежать за инструктором. Когда я задыхаясь от бега, оглянулся, за мной следовало  всего человек пять.
Инструктор -гуцул, оказался очень эрудированным человеком, он знал всё, что касалось Карпат. Лыжами владел прекрасно. Мы побывали на Говерле, самой высокой вершине Карпат, катались и в снег, и в ясную погоду, загорели, в горах  катался по пояс обнажённым, абсолютно не было холодно.
И вот последний день пребывания.  Я решил  последний  раз покататься вечером.  Не учёл, что наст, подмёрзнув, увеличивает скорость лыжника раза в два. Не сумел на скорости повернуть,  врезался в кусты, одна лыжа воткнулась в снег, тело отбросило в сторону, вывернув стопу. Меня сильно ударило в глаз. Потрогав, я почувствовал влагу .
“Всё, глаз вытекает, я ничего не вижу”.
Уже в темноте с трудом освободил вывернутою стопу от лыжи. Снял носок,  косточка на стопе сильно опухла и болела. Приложил снег.  Постепенно, стал собираться, медленно двигался домой. На свету обнаружился большой “фонарь” над глазом: ветка ударила в слёзный мешок, слёзы я принял за вытекший глаз.
По традиции каждая группа на прощальном вечере должна приготовить какой-либо развлекательный номер. Я попросил аккордеон у культработника и мы исполнили песню, привезённую мной в Карпаты из пионерского лагеря:
-Долой, долой туристов, бродяг авантюристов,
          Избавьте нас от этого жулья,
          Отколь, скажи на милость, их столько расплодилось,
          От них не стало мочи, не стало и житья....
Вернувшись в Одессу, я хромал ещё месяца три, но по прошествии лет в моей памяти остались только чудесные горы, искрящийся  на солнце снег и  изумительная атмосфера здоровой физической жизни.
Иногда я смотрю фотографии - с них, уверенные в себе, крепкие ребята - инструкторы, словно с укоризной,  смотрят на меня, и я начинаю заниматься: бегаю, плаваю, отжимаюсь, пока домашняя текучка  не выбивает меня из этой трудной колеи  надолго, до следующего свидания с памятью.
 Между прочим, к числу 13 стал относиться с большим уважением и осторожностью.  Не всегда, но  помогает.

ДВА МИРА, НО ОДИН ШАПИРО.

                И вот я снова на лыжах, но уже не в Карпатах, а в Калифорнии. 38 лет прошло, сравниваю два мира.

СССР - Карпаты. Все – бесплатно. Плачу только за проезд на поезде.

США.
Лыжный курорт в  180-ти милях от Сан Франциско. Остап Бендер знал 400 способов отнять деньги  у гражданина  легальным путем.  Любовь к зимним видам спорта – один из способов отьема денег. Все здесь дорого. Прокат инвентаря на день- 40 долларов. Пользование подьемником – 60 долларов в день. Урок инструктора – 84 доллара.  За проживание мы платили 150 долларов за ночь.
 Тем не менее,  сотни людей катаются с выражением счастья на лицах.
 Безопасность – главная забота хозяев и персонала. Травма, которую я получил в Карпатах, здесь невозможна. Лыжный патруль, красные флажки, запретительные знаки напоминают об опасности. В темноте никто не катается. В 4 часа закрываются все подьемники, все уходят на отдых.
Здоровье не купишь за деньги. Очень много родителей с детьми. Дети 7-8 лет стремительно несутся с горы на глазах родителей, которые абсолютно спокойны.
В здоровом теле -  здоровый дух!
Этим детям никогда не понадобятся ни наркотики, ни алкоголь. Они знают, что такое настоящее наслаждение. Они будут приезжать сюда снова и снова, зарабатывать деньги и здесь их тратить без сожаления, забывая обо всех заботах.
Кстати, я платил только за проживание. Лыжи  купил давно, подьемником не пользовался, поднимался на гору «лесенкой» или «елочкой», как и в Карпатах, где подьемников не было. Сегодня, 10-го марта 2013года, мы уже платим $100 за ночь.
Атмосфера дружбы и уважения друг к другу согревает душу. Заряда бодрости и энергии, полученного здесь, хватит надолго.
Где ты, Путин и компания? Приезжай, поищи здесь врагов России. Найди тех, кто хочет отобрать ее богатства, захватить ее территории. Спроси у отдыхающих американцев – белых, черных, индусов, китайцев, островитян чего у них нет, что есть в России?  Что они бы хотели отнять?
Но Путин не приедет.
А  Вам, дорогие читатели, даю адрес замечательного лыжного курорта :  Pine Crest Lake  -  California.
Приезжайте!
На фотографии  - Карпаты. Я - в середине.