Новгородский колокольный узел - часть 8

Александр Одиноков 2
                А. Одиноков

                Новгородский колокольный узел

Часть – 8

                В защиту КИНОХРОНИКИ

    Все материалы, рассматриваемые нами в ходе нашего исследования, представляют собой или опубликованные в печати, литературе, или показанные в фильмах новгородского телевидения и фильма «Кресты и Звёзды» (2009 г), посвящённых 65-й годовщине освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков.
    Однако существует ещё один материал – это статья А.А. Чунина, которая не попала в круг опубликованных и была нам представлена Н.П. Яковлевой, директором Валдайского музея колоколов в копии рукописной статьи.
    Мы, придерживаясь максимальной открытости, уважая участие А.А. Чунина в изучении проблемы новгородских колоколов, хотя, и не поддерживая выводы и способы изложения материала автором, основанные в большей части на догадках и ошибочных, не подтверждённых фактами, предположениях, предлагаем Вам его статью, датированную 17 ноября 2000 г.:

                «Легенды о «спасении» софийских колоколов – новая версия»

    «Был ли закопан или был затоплен «Воскресный» колокол Софийского собора Великого Новгорода во время Великой Отечественной войны?
    По материалам Новгородского музея, где экспонируется фотография откапывания «Воскресного» колокола из земли сапёрами в январе 1944 г., по кадрам кинохроники, где «Воскресный» колокол вытягивают за уши из земли перед объективом кинокамеры, по воспоминаниям бывшего председателя Новгородского горсовета М.В. Юдин, опубликованных в сборнике «Партизанскими тропами Приильменья», Лениздат, 1981 г., очерк «Мы вернулись, Новгород», по многочисленным публикациям в путеводителях по Кремлю и Новгороду – всюду говорится, что перед оставлением врагам Новгорода 15 августа 1941 г. два больших колокола Софийской звонницы, т. е. «Праздничный» и «Воскресный», были закопаны в землю. Колокол, мол, два с половиной года хранились в неприкосновенности, и после освобождения Новгорода 20 января 1944 г. после многотрудных поисков и розысков различными участниками «спасения», были найдены, извлечены из земли и воды, что было заснято кинохроникой. «Воскресный» колокол, по этой информации, 15 августа 1941 года был явно закопан в землю, вместе с «Праздничным» колоколом.
    Однако это не соответствует действительности. «Воскресный» колокол 12 – 14 августа 1941 г. был затоплен в воде, в реке Волхов.
    Непосредственный исполнитель эвакуации трёх больших колоколов Софийской звонницы Н.Г. Тейс рассказывает, что ему было дано распоряжение снять эти три колокола со звонницы, погрузить на баржу и водным путём вывезти из Новгорода.   Коллективом стройконторы колокола Софийской звонницы – «Праздничный», весом 26 тонн, «Воскресный» – 9,5 тонн и «Вседневный» – 4,8 тонн – были сняты со звонницы, два из них – «Воскресный» и «Вседневный» были погружены на баржу, пришвартованную у берега возле звонницы. Третий колокол, весом 26 тонн, не успели докатить до баржи, как баржа попаданием бомбы была разбита. «Воскресный» и «Вседневный» колокол погрузились в воду, а «Праздничный» колокол под бомбёжкой и обстрелом был закопан на берегу Волхова.
    Если «Воскресный» колокол в августе м-це 1941 г. был затоплен Тейсом, то, как в это же самое время этот же колокол мог быть закопан Юдиным? Воспоминания Юдина исключают воспоминания Тейса и, наоборот, воспоминания Тейса ставят под сомнения воспоминания Юдина, экспозицию музея и фильм кинохроники.
    Кто же из них прав?
    Как показала реконструкция событий 1941 – 1944 года, выполненная автором данной статьи в части «Воскресного» колокола Софийского собора, справедливы воспоминания почётного гражданина Новгорода, уважаемого Николая Георгиевича Тейса, который из-за неодолимых причин не смог довести эвакуацию Софийских колоколов до реального результата – погрузки и отправки баржи с колоколами. Колокола остались «под немцем», в Новгороде…
    Но, оказывается, «Воскресный» колокол после освобождения Новгорода был закопан в землю для того, чтобы быть вытащенным из земли перед кинокамерой кинохроники, в качестве «Праздничного» колокола Софийского собора.
    Как же это могло получиться?
    Этому вопросу и был посвящён доклад автора на научной конференции «Прошлое Новгорода и Новгородской земли» в Нов[городском] Г[осударственном] У[ниверситете] 14 ноября 2000 г., секция III, докл. № 18: «Легенды о «спасении» софийских колоколов – новая версия».
    В докладе говорилось о том, что схороненные в августе 1941 г. софийские колокола были спрятаны ненадёжно. Очевидно, что сезонные изменения уровня Волхова обнажали затопленные недалеко от берега «Воскресный» и «Вседневный» колокола, возможно, что земля вокруг спешно закопанного «Праздничного» колокола после зимы просела; как бы там ни было, но оккупанты обнаружили три софийских колокола, извлекли их из земли и воды и складировали на берегу Волхова у Софийской звонницы. К трём софийским колоколам они доставили колокол из Хутынского монастыря и колокол, в свое время подаренный Борисом Годуновым Духову монастырю. Колокола были уложены на бревенчатые волокуши и, наряду с разобранным памятником Тысячелетию России, ожидали завершения строительства оккупантами узкоколейной железнодорожной ветки от вокзала в Кремль, для того, чтобы увезти этот многотонный ценный груз.
    Победоносное наступление 59-й армии под командованием И.Т. Коровникова 20 января 1944 г. освободило Новгород от оккупантов. В числе трофеев – брошенного немецкой армией тяжёлого вооружения, захваченного большого количества пленных, советские войска помимо другого имущества заполучили разобранный памятник Тысячелетию России и уложенные на волокуши целые и невредимые новгородские колокола – три больших колокола Софийского собора и два колокола поменьше – Хутынского и Духова монастырей. В числе других фотоснимков освобождённого Новгорода советский военный фотокорреспондент ЛенТАСС Г.Ф. Коновалов в первые часы освобождения Новгорода сфотографировал лежащие открыто на берегу Волхова новгородские колокола (см. «Новгородские ведомости» от 28 мая 1999 г. Очерк «С лейкой и блокнотом…» автора данной статьи)…
    28 января 1944 г. в центральной газете «Комсомольская правда» была помещена заметка о том, что в освобождённом Новгороде «Советские патриоты сберегли от немцев исторические памятники», в которой говорилось, что перед оставлением Новгорода в августе 1941 г. три больших софийских колокола были спрятаны и теперь, после освобождения Новгорода, их разыскивают. Затопленные колокола ищут водолазы, а сапёры откапывают из земли большой колокол Софийского собора, весящий более 1600 пудов, место захоронения которого было указано председателем Новгородского горсовета М.В. Юдиным.
    Прибывшая кинохроника вместо трёх больших софийских колоколов, откапывание и извлечение из воды которых она должна была зафиксировать, заполучила «реквизит» для съёмки – пять новгородских колоколов, извлечённых оккупантами и, лежащих открыто на берегу Волхова. Очевидно, считая, что все колокола «на одно лицо», и не имея возможности вновь закопать в землю и вытащить перед кинокамерой 26 тонный «Праздничный» колокол, в яму затащили большой колокол, по размерам и весом поменьше – и вытянули его из земли за фасонные уши перед кинокамерой, сопровождая дикторским текстом, что извлекается «большой софийский колокол весом 1600 пудов». Для того чтобы заснять вытаскивание из воды затопленных в Волхове 15 августа 1941 г. «Воскресного» и «Вседневного» колоколов, вместо них с берега на канате опустили колокол поменьше и затем вытянули его из воды перед объективом кинокамеры.
    Извлечение, каких же новгородских колоколов из земли и воды было заснято кинохроникой?
    В криминалистике форма уха, как и отпечатки пальцев, являются важным признаком идентификации. По форме ушей извлечённых колоколов можно однозначно утверждать, что из земли на киноэкране извлекли «Воскресный» колокол весом 590 пудов, это тот колокол, что 15 августа 1941 г. был затоплен Н.Г. Тейсом в реке, а из воды Волхова на киноэкране вытащили колокол Хутынского монастыря, не участвовавшего в августовских событиях 1941 г., и появившегося на берегу Волхова уже во время оккупации.
    При просмотре заказанной кинохроники кто-то из внимательных кинозрителей ещё в то время заметил, что на киноэкране вместо трёх софийских колоколов – «Праздничного», который был закопан в земле, «Воскресного» и «Вседневного», которые затонули в Волхове, извлекают не то.
    Роль «Праздничного» колокола, колокола извлекаемого из земли, исполняет «Воскресный» колокол, который должен был бы быть вытащен из воды; а роль извлекаемого из воды «Воскресного» или «Вседневного колоколов играет ранее не участвующий в «спасении софийских колоколов» – колокол Хутынского монастыря…
    Как быть?
    Для исправления получившегося конфуза, тогда, очевидно, было решено зачислить колокола Хутынский и Духова монастырей в состав колоколов Софийской звонницы, и считать что на Софийской звоннице в августе месяце 1941 г. было не три, а пять колоколов, включая колокола, появившиеся на берегу Волхова во время оккупации. Была предложена «раскладка» колоколов – три меньших колокола: «Вседневный», «Хутынский» и «Духов» считать спасёнными командой Тейса, погруженными на баржу и затопленными в Волхове, а два больших колокола, т. е. «Праздничный» и «Воскресный», мол, не были вытащены на берег и в ночь на 15 августа 1941 г. были зарыты Юдиным с помощью «сапёров от Штыкова» в котлованах, образованных взрывами (см. очерк Юдина «Мы вернулись, Новгород»).
    При таком  «раскладе» колоколов исправлялась неувязка кадров кинохроники: «Воскресный» колокол теперь можно было «извлекать из земли», а Хутынский колокол «затопленный вместе с баржей», вытаскивать из воды. Да ещё «напустили туману» – стали публиковать многочисленные «воспоминания», как участники «спасения» софийских колоколов разыскивали их, откапывали, чуть ли не десятками, вытаскивали из воды пятёрками… Об этом, автором был написан очерк «Полвека льют колокола» в «Новой новгородской газете» № 7 и 8 за февраль 2000 г. Новгородцев запутали в «трёх соснах», т. е. в трёх софийских колоколах. Во всех путеводителях по Новгороду и Кремлю везде говорится о пяти софийских колоколах, два из которых были зарыты в землю.
    Но поскольку на Софийской звоннице в Новгороде к началу Великой Отечественной войны было только три больших колокола и других колоколов на ней не было (см. фото Софийской звонницы в Новгороде, хранящейся в Центр. Гос. Архиве кинофотофонодокументов ЦГАКФФД г. Санкт-Петербурга, инв. № Гео, ящик 7: А-2340, АР 16779, сент. 1937), да и в заметке в «Комсомольской правде» от 28 января 1944 г. говорится о трёх колоколах, и Н.Г. Тейс снимал со звонницы только три колокола – «Праздничный», «Воскресный» и «Вседневный», все легенды, воспоминания, кинофильмы, связанные с пятью «софийскими» колоколами и двумя большими софийскими колоколами, закопанными в землю – нужно считать художественным вымыслом, фантазией.
    Хотелось бы, чтобы в XXI веке историю софийских колоколов в тяжёлое военное время 1941 – 1944 г. можно было бы уложить в несколько строк:
«В августе 1941 г. была предпринята попытка эвакуации трёх больших колоколов, которые оставались на Софийской звоннице. Бригадой рабочих стройконторы под руководством Н.Г. Тейса три больших колокола: «Праздничный», весом 26 тонн, «Воскресный», весом 9,5 тонн и «Вседневный», весом 4,8 тонн были сняты со звонницы, вытащены из кремля на берег Волхова; два из них – «Воскресный» и «Вседневный» были погружены на баржу, пришвартованную у берега. Вследствие попадания бомбы в баржу эти колокола затонули в Волхове. «Праздничный» колокол, весом 26 тонн, был закопан на берегу Волхова. Во время оккупации немцы извлекли софийские колокола и подготовили их, наряду с фигурами памятника Тысячелетия России, к увозу. Стремительное наступление советских войск 20 января 1944 года освободило Новгород от немцев и сохранило для России памятник Тысячелетию России и большие колокола звонницы Софийского собора».
    Не верите? Включите видеомагнитофон, поставьте видеокассету с кинохроникой освобождения Новгорода и внимательно вглядитесь в форму ушей извлекаемых из земли и воды колоколов. Найдите эти колокола в ряду почётного караула новгородских колоколов, стоящих у Софийской звонницы. Второй слева, с фасонными ушами, «Воскресный» колокол в годы войны прошёл огонь, бомбёжки, воду, плен, был ранен, подготовлен немцами к увозу в Германию, освобождён Красной Армией 20 января 1944 г. и затем был каскадёром – исполняя роль «Праздничного» колокола, был закопан в землю и вытащен за свои уши из земли и снега перед кинокамерой кинохроники…
    Вам теперь должно быть понятно, как затопленный в Волхове Н.Г. Тейсом «Воскресный» колокол мог быть извлечён кинохроникой из глубокой ямы на берегу Волхова».

                Подпись           (Чунин А.А.)

                17. 11. 2000 г.

     Нам неизвестны причины, по которым доклад А.А. Чунина на конференции не был опубликован в её итоговом сборнике. Однако, справедливости ради, следует сказать, что статья А. А. Чунина «Легенды о «спасении» софийских колоколов – новая версия», также как и доклад, изобилуют крайне не научным подходом к фактам, перенасыщены предположениями и измышлениями автора. Как можно объяснить, что А.А. Чунин, вроде бы приверженец истине, жирной чертой перечёркивает документальные факты, включая: фотографии участников поисков колоколов, кадры кинохроники, фиксирующие процесс подъёма колоколов из земли и воды, воспоминания участников и свидетелей, как дней августа 1941 г, так и января 1944 г. И, в то же время, отдаёт предпочтение рассказам, пусть и основного участника эвакуации – Н.Г. Тейса, но рассказам, далеко не проверенным, и не подтверждённым другими участниками.
    Мы уже приводили факты, что А.А. Чунин не принял фотографию Г.Ф. Коновалова, на которой изображены сапёры откапывающие «Воскресный» колокол. Что другая фотография Г.Ф. Коновалова, на которой на берегу реки Волхов лежат пять колоколов, прочитана А.А. Чуниным неверно. На ней нет «Праздничного» колокола, но присутствует неизвестный колокол. Дата съёмки была установлена им неверно. Фотография пяти колоколов сделана Г.Ф. Коноваловым в Новгороде на берегу не 20 января, как утверждалось А.А. Чуниным, а позже, – после поисков колоколов, выкапывания их из земли и вытаскивания их из воды реки Волхов на берег.
    Здравый смысл подсказывает, что в январе 1944 г. не могло быть речи о создании кинохроники, при которой колокола, яко бы лежащие на берегу, частью «топились» в реке, частью закапывались в землю, а затем, перед камерой доставались из этих мест. Точно также, что «Воскресный» колокол сначала был опущен в котлован, закопан, а затем, ради съёмок, откопан и доставался на волокушах. Хотя, этот «фокус» прекрасно продемонстрировали авторы фильма «Кресты и Звёзды».
    О том, что на берегу реки Волхова лежали два самых больших колокола говорили Н.А. Семёнов и А.И. Савельев. И тот и другой видели на барже три колокола. Сомнений нет, что на барже в августе 1941 г., в момент бомбёжки, находились «Вседневный», «Хутынский» и «Годуновский» колокола. На берегу: «Праздничный» и «Воскресный».
    При исследованиях надо принимать, что воспоминания участников, как августа 1941 г., так и января 1944 г. стали появляться в печати лишь спустя 20 – 50 лет после событий. К тому же Н.Г. Тейс исполнял, ко всему прочему, обязанности заместителя начальника инженерной службы штаба гражданской обороны, он не мог всё время находиться на берегу реки у звонницы и заниматься лишь эвакуацией колоколов.
    Кроме того, надо делать поправки на предмет эвакуации. Колокола, церковное имущество, пусть даже историческое, воспринимались в сознании людей того времени с поправкой на идеологические принципы. Т. е., как не столь важное дело.
Заметьте, что А.А. Чунин не говорил в статье о коллекции колоколов Новгородского  музея, а рассматривал ситуацию лишь с большими колоколами Софийской звонницы. Его вовсе не привлекла история формирования коллекции колоколов музея. Он считал, что немцы собрали на берегу колокола Хутынского и Духова монастырей. Но упускает, что через мост, на Ярославовом дворище висели при немцах колокола Николо-Дворищенского собора, а чуть далее Знаменского собора, которые остались на месте и были, как бы, между прочим, «пропущены» оккупантами, хотя снять и перевезти эти колокола, было бы менее затратно и гораздо легче. Не говоря уже о колоколе, который был передан немцами в село Васильевское, – колокол бывшего Воскресенского монастыря на Мячине, а также об обнаруженном ими же «средневековом» колоколе в помещениях музея, но "забытом" там же.

    Да, в газете «Комсомольская правда» от 28 января 1944 г. было публиковано сообщение ТАСС «Советские патриоты сберегли от немцев исторические памятники». Однако от внимания А.А. Чунина ушло незамеченным, что точно такое же сообщение было опубликовано и в газете «Красная звезда». Да, там сообщалось о самом большом, 1600 пудов, колоколе. И по тем ошибочным характеристикам, которые присутствуют в сообщении, можно сделать вывод, что автором сведений для сообщения мог быть единственный человек, который был участником событий августа 1941 г., который знал детали эвакуации и закапывания колоколов, а 20 января 1944 г., вошёл в Новгородский кремль вместе с войсками-освободителями – председатель горсовета Новгорода, новгородский партизан Михаил Васильевич Юдин.

    И уж совсем фантастически выглядит утверждение А.А. Чунина, что к колоколам на берегу реки Волхов имели отношение немцы, что именно их заслугой является поиск и вытаскивание колоколов, как из земли, так и из воды. За 70 лет, прошедших со дня освобождения Новгорода, мы так и не находим архивных и частных фотографий с немецкой и испанской сторон, где был бы намёк на колокола на берегу реки Волхов.
Подобную фантастику отрицает как раз материал кинохроники января 1944 г.

    На протяжении всех семи частей нашего исследования, в материалах, к которым мы постоянно апеллируем: высказываниям А.А. Чунина, комментариям к фильмам-хроникам, присутствуют факты, которые не находят подтверждения в реальности. Реальность изображена, прежде всего, в кадрах той самой кинохроники, в которую нам следует внимательнейшим образом всмотреться.
    Первое, что надо отметить: в новейших фильмах истории колоколов (2009 г.): использован практически один и тот же кинохроникальный материал – Ленинградской студии кинохроники 1944 г., режиссёра Н. Комаревцева. На фрагментах этого киножурнала построен рассказ о том, как были обнаружены колокола, зарытые в землю на берегу реки Волхов и, как доставались колокола из воды реки Волхов, утопленные в августе 1941 г.  Однако, именно фрагментарность пересъёмок хроники, не даёт нам полной картины событий, а только помогает увидеть и признать отдельные реальные факты, причём решительно откреститься от выдумок и фантазий.

    Мы основываем свои утверждения на основе анализа кадров кинохроники, представленной в фильме 2009 г. «Кресты и Звёзды», режиссёр фильма Алла Осипова, автор сценария Виктор Смирнов.

    Первые же два кадра кинохроники запечатлели часть, так называемой нижней части юбки тулова, самого большого колокола, отрытую в земле сапёрами – «Праздничного». Напомним, вес «Праздничного» колокола составляет 1614 пудов, или 25,8 тонны. Характер напластований земли подсказывает, что над закопанным колоколом лежал слой земли, исключающий предположение А. А. Чунина: «возможно, что земля вокруг спешно закопанного «Праздничного» колокола после зимы просела». Поверхностный слой земли над колоколом превышал 50 сантиметров. Видно, что слой представлял собой не песчаную смесь, а больше напоминает чернозёмный суглинок с примесями растительности. Причём довольно плотную массу, что может говорить о не «спешном», а продуманном закапывании. Колокол лежал в земле на своей боковой части, т. е. в горизонтальном расположении. Определить, что это «Праздничный» колокол помогла вскрытая сапёрами литая надпись на тулове. Надпись соответствует части пятой строки литой надписи на колоколе: «…наго Макария…».


    Полная надпись этой строки звучит так:
"ПОВЕЛЕНИЕМ СМИРЕНАГО МАКАРИЯ БЖИЕЮ МЛСТИЮ МИТРОПОЛИТА ВЕЛИКОГО НОВАГРАДА И ВЕЛИКИХ ЛУК ХРСТУ БГУ НА ВЕЧНУЮ ХВАЛУ И СЛАВУ И ЛЮБЯЩИМ ЦРКОВНОЕ СОБРАНИЕ И МЛВУ НА МНОГУЮ ДШЕВНУЮ ПОЛЬЗУ А ПЕРЕЛИТ СИЙ КОЛОКОЛ СОФЕЙСКОЮ ДОМОВОЮ КАЗНОЮ ВЕСОМ (1614) ПУД А ЛИЛ СОФЕЙСКОЙ ДОМОВОЙ МАСТЕР ЕРМОЛА ВАСИЛЬЕВ"
 
    Последующие кадры представляют процесс откапывания «Воскресного» колокола.  Причём, имеются совпадающие моменты первых отрытых частей колокола в кинохронике – это уши, корона, и тех же видов на фотографиях, в том числе и сделанных военным корреспондентом Г.Ф. Коноваловым, хранящихся в Санкт-Петербургском архиве ЦГАКФФД.
Из этих кадров можно сделать вывод, что первым из отрытых колоколов был «Праздничный». Однако тот казус, о котором говорят свидетели: «Что при попытке резко вытащить колокол из котлована танком, были оторваны уши колокола и повреждена частично корона», не позволил кинохроникёрам представить его в съёмках хроники. В связи с чем, организаторы и исполнители съёмок «вынуждены» были полную версию съёмки подъёма «Праздничного» колокола, заменить на вытягивание из котлована колокола «Воскресного». Собственно, это мы и видим в хронике, когда идёт представление М.В. Юдина возле вытянутого из земли «Воскресного» колокола, а диктор за кадром представляет нам, что перед нами колокол «Праздничный». Да, здесь информация представлена натянутой под факт события. Быть может, отсюда и атрибуция помянутой нами фотографии Г.Ф. Коновалова также сделана неверно, так как она сопровождается архивом, что сапёры отрывают «Праздничный» колокол. Кстати, подобная ошибка представлена и в комментарии к фотографии Г. Белялина в журнале «Огонёк» 1958 г.
    Положение в земле «Воскресного» колокола отличалось от «Праздничного». Он находился в вертикальном положении короной и ушами вверх. Однако характер его расположения, также не даёт оснований для сомнений, что колокол не мог быть обнаружен визуально. Он находился в земле на более чем 30 сантиметров ниже её поверхности. И опять, плотность верхнего земельного покрова прекрасно предохраняла его от «проседания» почвы.
   
    Можно ли составить по кинохронике представление о порядке производимых работ участниками поисков? Какие, и в каком порядке, колокола были обнаружены и доставлены на берег реки Волхов?
    На одном из кадров кинохроники фиксирующем передвижение «Воскресного» колокола в отдалении, в правом углу кадра, виден колокол, вытянутый до этого из воды. По месту расположения это может быть «Годуновский» колокол. Далее показывается процесс работы водолаза по поиску других колоколов. Гусеничным тягачом, тросом, за уши, волоком, без всяких волокуш вытаскивается «Хутынский» колокол. Следом кадры фиксируют вытаскивание из воды реки Волхов «Вседневного» колокола. Точно таким же способом, как и «Хутынский». Показана очистка сапёром речного ила из внутренней части «Вседневного» колокола.
     Определение колоколов действительно хорошо проводится по конфигурации ушей и характерному расположению и размерам надписей на тулове каждого колокола.
     Надо отметить, что при работах с колоколами на берегу присутствовали, кроме сапёров, человек 15 в военной форме, шинелях. По большей части это фотокорреспонденты, так как в различных опубликованных источниках с годами стали появлялись фотографии отдельных фрагментов откапывания из земли и извлечения из воды новгородских колоколов.

    Считаем фарсом и избыточной подменой исторической правды кинохроники 1944 г. эпизод совмещения в фильме «Кресты и Звёзды» съёмок хроники января 1944 г. и съёмок фильма в марте 2009 г. Полагаясь на уточнение климатической обстановки в Новгороде в январе 1944 г., авторы фильма «Кресты и Звёзды» впали в подлог исторической действительности.
    На кадрах кинохроники видно, что из-за оттепели в январе 1944 г. река Волхов полностью вскрылась и освободилась ото льда и снега. Данный факт часто отмечали ветераны боёв за Новгород. Эту обстановку хорошо видно, как на хронике освободительных боёв, так и на фотографиях военных фотокорреспондентов, включая и Г.Ф. Коновалова. Однако авторы фильма, увлечённые теорией комментатора и краеведа А.А. Чунина, представили человека с лопатой на берегу реки Волхов в марте 2009 г., пытающегося сковырнуть хоть малую толику заледенелой земли на месте откапывания колоколов. И утверждающего, что «в марте, а не то, что в январе» из земли извлечь ничего нельзя. В этой связи комментатор отнёс время съёмок кинохроники на май месяц 1944 г.
    Хроника же фиксирует совершенно свободную работу водолаза в воде, податливость почвы при вытаскивании колоколов. Показывает работу сапёров киркой и лопатами при откапывании самых больших колоколов. И, что характерно для конца января 1944 г., на всех кадрах, включая и фотографических, фон погодный приглушённый, сумрачный, при полном отсутствии солнца. Это полностью укладывается в атмосферу обстановки в Новгороде 20 и последующие дни января месяца, вплоть до февраля, рисуемую ветеранами в своих воспоминания и полностью подтверждается фотографиями военных фотокорреспондентов.
    Кинохроника полностью отражает обстановку, вокруг новгородских колоколов 26 – 30 января 1944 года, в период поиска и осуществления работ по выкапыванию из земли и подъёму из воды реки Волхов колоколов, за исключением пассажа с «Воскресным» колоколом, выданным в комментариях за «Праздничный».

____________
Автор выражает благодарность:
Надежде Петровне Яковлевой за предоставление материалов и консультации по теме;

Сергею Алексеевичу Старостенкову за консультации по теме.