Дядя Коля

Эдуард Цывкин
- Да, в том самом Бухенвальде, пришлось мне побывать. – Повторил  дядя Коля, доставая из помятой пачки очередную сигарету  «Памир». – Я ведь добровольцем на фронт пошёл. Восемнадцати ещё не исполнилось. В сорок втором, в марте. – Он шумно затянулся и плеснул в стаканы самогон собственного  производства.
       Признаться, что я был поражён таким признанием, значит, ничего не сказать. Кто бы мог подумать, что ни чем не примечательный внешне, небольшого роста, прихрамывающий, тихий и доброжелательный, на вид лет шестидесяти человек, много лет, живущий  в соседнем подъезде, ушёл добровольцем на войну, да ещё и угодил в  этот знаменитый на весь мир концлагерь.  Наш разговор происходил в восемьдесят пятом году, в маленьком сарайчике, в подвале двухэтажного дома, где он постоянно, что-то мастерил. В основном посылочные ящики, из каких-то  обрезков фанеры и двп. В то время они шли у него нарасхват, по два рубля за штуку. В день 3 – 4 изделия. Учитывая, что из инструмента использовались лишь ножовка и молоток, а времени затрачивалось часа два от силы, то производительность труда у него была на высоте. Да и заработок по тем временам приличный выходил.  Неплохой приварок к пенсии. Материал находил  где-то сам. А разговорился я с ним случайно, презентуя ему старый фанерный . Он, конечно, решил отблагодарить,  а я отказываться не стал. И вот каким-то образом  разговор наш повернул в такое неожиданное русло.
      - Ну и как же дядя Коля там тебе удалось выжить? - Спросил я. – В такую страшную переделку ты попал. Врагу не пожелаешь. -
       - У меня вся жизнь переделка. А ты думаешь, это один такой огромный лагерь был. Нет. Название Бухенвальд, а на самом деле он из множества лагпунктов состоял. Я, к примеру, в конце 44 попал в Ордруф. И то не сразу. До этого полгода  в самом Бухенвальде всё же промаялся. Но и в Ордруфе совсем недолго пробыл. Около месяца. Меня бауэру в работники отправили. Сначала как расконвойник ходил, а потом и жить стал на ферме. Не подумай, что за какие-то заслуги перед немцами.  Бауэр сам выбрал. Может потому, что молодой и ростом мелковат. Из экономии. Да ещё и деревенский. Об этом отдельно спрашивали. Так многих отбирали. Скотником меня назначили. За коровами приглядывал. Представь себе, даже успехов в животноводстве добился. Принял у одной коровы сразу двух телят.  Вот хозяева рады были. Меня с телятами фотографировали и даже вроде в какую-то местную газету снимок поместили. Так до прихода американцев, на ферме и прожил. Забрали меня конечно союзники, в  лагерь для перемещённых лиц.  Вопросы задавали. Как ко мне относились хозяева и прочее. Отвечал, что нормально. Наверное, от репрессий их спас. А потом предлагали в Америку жить ехать. А то,  мол,  в Союзе опять в лагерь отправят.  Как изменника. Но уж очень домой хотелось. Не согласился я.  Да и какой я изменник. В плен контуженным попал. Очнулся в каком-то сарае. Нас там человек двадцать оказалось. А потом тех, кто годился, в Германию и повезли. Ну, думаю, разберутся наши. За что в лагерь-то?
    Месяца два разбирались.  Опять же всё это время в лагере, каком-то, бывшем немецком, держали на баланде.  А потом вызвали и сообщили, что состава преступления у меня не обнаружено. Будешь, мол, дослуживать.               
    Попал я в партию таких  же бедолаг.  Человек пятьдесят  набралось.  Отмыли нас, с недельку откормили  и в эшелон. На пункте дислокации обмундировали,  не поверишь, в форму НКВД  и под Тернополь  бандеровцев  по лесам вылавливать. Командование рассчитывало, что по-быстрому получится. А нет.  С ними война  почти натуральная началась. Вернее они  на нас в лоб не шли, а  громили  сельсоветы, райкомы в городках.  Убивали коммунистов, активистов, их семьи  и на отделения милиции налёты иногда  делали. Ну как партизаны действовали. Правда зверствовали почём зря. Ни баб, ни малых, ни старых не жалели. Вспомнить жутко, что над людьми вытворяли. А мы по их следам  и без стрельбы не обходилось. И не мало мы их по укладывали. А в лесу они  вдруг как сквозь землю проваливались.  Это позже мы про схроны узнали. И то в основном  нахождение этих нор нам  ихние  же показывали, что на амнистию из леса выходили. Четыре года считай, я  прослужил там. А конца и края этой партизанской войне не видно было. Но повезло мне, в июне  сорок девятого  направили меня с моим отделением эшелоны сопровождать.               
       Что в этих пульманах везли нам знать не положено, но караулы  были усиленные. Догадки разные ходили. И все сводились к тому, что либо оружие, либо взрывчатку возим. И куда такую прорву всего?  Может китайским товарищам помощь.  Доезжали мы до места назначения  и передавали вагоны другому конвою. А  сами сутки отдыхаем и назад.  Время беспокойное конечно. Американцы всё грозились напасть. Вроде бы разбомбить хотели атомными бомбами. Опять же слухи. Но нет дыма без огня.               
     И так около двух месяцев сопровождали мы таинственные грузы до Семипалатинска.    Обычно на один рейс, туда – обратно у нас  около десяти дней  уходило. И это несмотря на то, что  на восток эшелон  в основном сквозняком шёл. Но, назад  груз видимо не такой уж стратегический  загружали  и скорость, не та была.  А  в Сызрани мы новый скоростной  состав принимали.  И уж очень любопытно было узнать, что же мы возим такое.  А в то время с вопросами лишними осторожно надо было быть. Чуть что и поминай, как звали.               
        И всё-таки, умудрившись подпоить,  одного молодого солдатика с той охраны, мы кое-что разузнали.  Он поведал, что состав, после Семипалатинска, всего  два -  три  часа идёт  и выходит к однопутке, со шлагбаумом и охраной как на границе.  Они высаживались и их в Семипалатинск на студебекерах  увозили.  Где-то краем уха он узнал, что однопутка ведёт к какому-то большому и глубокому карьеру.  Не иначе груз туда складывали. Нам эта информация показалась неинтересной.  Зря только водку извели. Подумаешь  очередные продуктовые склады НЗ, которые почему-то в строгой секретности по всему Союзу, повсеместно организовывали. Даже на островах Ледовитого океана. 
     А,  когда  25 августа  мы сопроводили   шестой  состав, то  отправили нас,  до особого распоряжения  в казармы полка связи.  На отдых.  Полк находился в тридцати километрах севернее Семипалатинска.  Там мы и пребывали как на курорте.  Настроение отличное.  Похоже,  скоро дембель намечается. Да и пора уже. Правда, наград не удостоился я, хотя полтора года фронта и два ранения за спиной имел. Но, слава Богу, что на Колыму не упекли.А признаться, вопреки, досужим домыслам,  далеко не всех после плена туда направляли.  Да и не уместились бы мы в том ГУЛАГе. Одних, как меня, дослуживать направляли,  а основную массу домой отпускали. Конечно, не у всех гладко получалось. У кого-то грешки, какие, или бывало, оклеветал кто. А разобраться, ты  не в курсе верно, а я-то знаю, что уйма народу на стороне фрицев воевало. Да и в концлагерях не всем хотелось подыхать почём зря. За послабления и лишнюю пайку прислуживали немчуре. А домой хотелось. Ну и придуривались овечками. Вот через сито нас и пропускали. А кто же сам признается? Они и после отсидки  утверждали, что невинно  пострадали и номер лагерный в глаза совали. Но какое это доказательство? У меня и самого такой имеется. И всем этим капо и прочим, кто с немцами сотрудничал тоже номера накалывали.
     Так вот на четвёртый день,  29 августа часов в 7 утра, так тряхануло казарму, что мы аж с кроватей  слетели.  Особенно тем, кто на втором ярусе досталось. Стёкла с северной стороны по вылетали. Качнуло несколько раз и успокоилось. Ну, землетрясениями в этих краях ни кого не удивишь, но так резко говорят, не бывало.  Выскочили мы на улицу, смотрим, а на севере столб как бы пыли, огромным грибом поднимается. Выше облаков. Э, знать наши,  в противовес  америкашкам свою бомбу взорвали.
        Уже лет через десять, узнал я, что в такой близости от взрыва облучиться смертельно должны мы были. А мне хоть бы хны. Пораскинул я мозгами и понял, что это было. Трумэн всерьёз в то время готовился тогда разбомбить 70 наших городов.  На осень сорок девятого очередной срок назначен был. Пока мол, красные своей бомбы не имеют, надо кончать с ними. Вопрос остро стоял. Нашим уже известно было, какие города и когда, погибнуть должны. Да при таком раскладе кранты, Союзу пришли бы. Но видимо Сталину, либо кому ещё, идея пришла такая в голову.  Ведь если узнают американцы, что есть у нас бомба, то не решаться нападать.  И вот посчитал я, сколько тонн взрывчатки привезли мы за шесть  рейсов. Составы, видимо, чтобы не привлекать внимания, небольшие были. По сорок  вагонов. В каждый пульман, учитывая, удельный вес, тонн тридцать тротила уместится. Итого семь тысяч двести тонн. И если учесть, что не одни мы возили взрывчатку, а команды три.  Значит примерно каждые три дня, эшелон с тротилом выгружался в карьер. А быстрей невозможно. Всё вручную и аккуратно выгружать надо.  Умножь семь тысяч двести на три.  21600  тонн получается. А взрыв тот, около 22 килотонн мощностью оказался. То есть  22000 тонн получается.  В Америке сейсмографы именно так и зафиксировали. И, притухли. Говорят Трумэн, чуть не заплакал. А наши, по началу молчок. Чтобы достоверней было. Так вот Иосиф Виссарионович кинул Гаррика через бедро с захватом. А спустя какое-то время бомба настоящая, как известно появилась. Но до сих пор ни кто в этом блефе не признался. Да и вряд ли признаются когда.-
   Выслушал я дяди Коли рассказ и не знал верить или не верить. А с другой стороны, какой смысл ему врать?  Очень похоже на правду.  И  вот, сколько лет прошло. И страна другая. И дяди Коли нет. Но и подтверждения его рассказа  тоже не происходит.