Над вечным покоем

Александр Моралевич
    Нет.  Никогда.  Ни  за  какие  коврижки.

    Схватив  клещами  автора  за  язык,  упираясь  ему  ногою  в  живот  -  все  равно  вы  не  вытянете  из  него  ни  строки  об  искусствах.  Спаси,  сохрани  и  помилуй.

    Тогда  как  прежде  было  здоровье  и  был  запал.  Был  свой  письменный    стол  в  молодежной  редакции,  и  в  столе  этом  столько клопов,  что  ключи  в  замочках  не  провернешь.

    И  были  в  то  далекое  время  два  разнузданных  трио  с  гитарами: "Лос  Мазутнос  проездос"  и  "Вос  Марьинос  рощос".  Это  были  срамные  полулегальные  трио,  и  концерты  они  всегда  давали  в  клубах,  что  расположены  по  ту  сторону  Окружной  московской  дороги:
                Ах,  билитенцыё  вычурдела,
                Ах,  дро  бумажничко  ховело!  -
пели  шесть  занюханных  личностей,  подкопченные  паяльной  лампой  до  цыганской  кондиции.

    И  с  каким  удовольствием  было  бахнуто  по  ним  фельетоном!  Как  сладко  было  помыслить,  что  не  выйдут  больше  эти  два  трио  в  просцениум   "бацать"  чечетку  и  визжать,  как  кишки  в  блокаду.

    Да,  распались  два  коллектива,  распались,  волшебна  сила  печати. Но  через  сутки,  как  вышла  газета,  в  тот  единственный  самый  холодный  час  ночи,  когда  птицы  засыпают  на  гнездах,  два  кирпича  и  булыга  влетели  автору  в  комнату,  причинив  кой - какие  уроны.  То  они,  "Лос  Мазутнос  Проездос"  и  "Вос  Марьинос  Рощос",  давали  прощальную  гастроль  критикану.  Ах, милые,  славные  люди!  Теперь  осталось  только  мечтать  о  таких  неприемлющих  и  несогласных.

    Нет, уже  два  года  спустя  куда  более  изощренные  меры,  чем  разбитие  стекол,  применяли  солисты  и  коллективы  к  сочинителям  фельетонов.

    И  проживал  в  столице  один  актерский  дефицитный  талант.  В  сфере  искусств  перебивался  он  тем,  что  натуралистичней  прочих  озвучивал  икание  на  киностудиях  при  дубляже  иностранных  неореалистических  фильмов.  И  семья  его  очень  гордилась,  что  папа  сопричастен  большому  киноискусству.  Папа  тоже  гордился  и на  этой  почве  бесчинствовал  в  общественных  местах  и  в  быту.

    Ах,  не  трогать  бы  его.  Обойти.  Сочинить  бы  хвалу  про  драматургический  триптих  "Проснись  и  пой!",  "Садись  и  ешь!",  "Встань  и  иди!".  Сочинить  бы  и  жить  -  как  люди,  с  правом  на  уважение и  покой.

    А  нет,  не  хватило ума,  разругал  дефицитный  талант.  И  пришло  двадцать  шесть  коллективных  писем: "Мы,  поклонники  светлого  дарования  Ю.Анального,  возмущены"…

    И  белым  днем  заявился  в  редакцию  атлет  в  целлулоидной  шапочке  "Тур-де-Франс",  в  рубахе  с  карманами сзади,  поверх  желтый  бип  лидера,  одним  словом,  велосипедный  гонщик  и  олимпиец.

    -Вопще,  -  сказал  он  редактору,  -  мне  от  этих  дел  ни  жарко,  ни  холодно.  Я  человек  здоровый,  нормальный,  у  меня  реакция  на  темноту вполне  тоже  нормальная,  мне  в  зале  свет  погаси,  так  я  сразу  засну,  но  зачем  моего  брата обидели?  Бросили  тень  зачем?  Других  разве  нету  мер,  кроме  гробить  статьями?  А  человек  теперь  умом  повредился:  я  с  тренировочной  езды  как  приеду,  так  он  сразу  берет  бидон,  к  велосипеду  садится  и  доит  его  в  бидон  за  велосипедную  сумку,  будто  велосипед  есть  коза,  и  улещивает  его: "Машка,  Машка!".

    И  как  же  дорого  обошелся  автору  данный  редкий  артист!  Сколько  заступников   за  него  отыскалось!  И  как  нескоро  удалось  доказать,  что  мозг  Анального  -  в  полном  порядке,   а  велокоза  -  всего  лишь  штукарство  и  недостойные  трюки.

    Обязательно  надо  выносить  уроки  из  жизни.  Некоторые  не  выносят  -  и  вот  отрезают  себя  от  широких  слоев  знакомых,  и  вот  они  -  интеллектуальные  бобыли,  и  никто не  поздравит  их  с  праздником  на  открытке  "В  честь  150-летия  изобретения  крепостными  братьями  Дубиниными  нефтеперегонного  куба".

    Скажем,  отрешиться   бы  по-мудрому  от  этих  рецензий,  от  меццо-сопрано  и  убогих  либретто,  а  писать  насчет  экономики.  Любо-дорого  это,  и  без  промедления  приходят  ответы  на  фельетоны  от  хозяйственников,  без  неуклюжих  и  неспортивных  выкручиваний: "Обсудив  фельетон  "Дорогу  человеку  с  улицы!",  коллегия Министерства  сообщает:  факты,  приведенные  в  фельетоне,  подтвердились.  Министерством  приняты  меры"…Это  в  сфере  промышленности,  транспорта,  добычи  ископаемых  и  морепродуктов.

    Но  никогда,  ни  в  жизнь  не  подтверждаются  факты,  если  пишете  вы  об  искусстве.  Вы  ударите  по  сестрам  Монгольфье  и  еще  каким-то  Эсфири  Тэц  с  Ольгой  Грэс  (филармонические  блекотуньи,  эксплуатация  долготерпения  слушателей),  -  но  не  дождаться  вам  кирпича  в окно  или: "Факты,  изложенные  в… подтвердились".  Стекла  будут  все  в  целости,  но  доставит  редакционная  почта  эпистолу: "Напрасно  филармоническая  общественность  города  Уникального  надеялась  на  квалифицированную  оценку  местных  творческих  сил  представителем  столичной  прессы.  Автор  истратил  свою  потенцию  на  посещение  уникальненских  злачных  мест,  в  алкогольном  дурмане  не  найдя  даже   времени  посетить  филармонию".

    И  зря  бедолага  автор  с  блужданием  во  взоре  и  дрожью  в  запястье  будет  сочинять  оправдательную  докладную,  сбиваясь  на  дикий  делопроизводительский  стиль: "В  свете  сообщенного  обо  мне  руководителями  филармонии  гор.  Уникального  сим  извещаю,  что  сообщенное  обо  мне  является  голым  вымыслом.  В  состоянии  трезвости  мною  проведены  исчерпывающие  беседы  с  руководителем  филармонии  Ермиловым - Дюбуа,  членами  худсовета  Цилей  Габбе  и  Кондаковым.  Беседы  проводились  как  раз в  помещении  филармонии,   десятый  этаж  Дома  учреждений,  правое  крыло,  кабинеты  947,  948,  949.  В  кабинете  949  в  клетке  висит  неперелинявшая  птица  (щегол),  в  машинке  "Башкирия"  буква  "ы"  западает,  ножка  дивана  передняя  правая  отсутствует,  замененная  как  подпорой  трудом  К.С.Станиславского  "Моя  жизнь  в  искусстве".  В  шкафу  стоит  латунный  венок  с  гравированной  надписью  "В  дань  уважения".  Циля  Габбе  наверняка  бреет  под  носом.  Более  добавить  ничего  не  имею".

    Да.  Все  ясно.  Он  был  трезв  и  со  всеми  имел беседы.  Он  исполнил  свой  долг.  Но ничего  под  рубрикой  "Меры  приняты"  не  появится  вослед  фельетону.  И  долго  еще  будут  забрасывать  автора  по  телефону  и  почтой  кизяками  и  всяческими  гуано  почитатели  и  тайные члены  семьи  Ольги  Грэс  и  сестер  Монгольфье.

    И  зря  автор  будет  ходить,  по  привычке  всматриваясь  в  глубины  искусства:  ба,  а  это  что  же теперь  за  поветрие?  Что  за  соавторство  настало  такое  для  классиков?  Легар  -  Артамошин,  Коровьев  -  Бабель,  Булгаков  -  Шегера…Как  не  стыдно  привешиваться  современным  товарищам?  Все-таки  Легар  -  это  вам  не  трамвай,  переполненный  в  час  пик.
И  только  сядет,  только перышком  упрется  в  бумагу  словесник  -  тут  навалятся  на  него  сомнения.  Заметим  -  не  беспочвенные  сомнения.  Кое-чему  уже  жизнь  научила,  вышколила.  Ведь  такая  поднимется  буря,  такие  силищи  выставят  против  словесника,  от  таких  невероятных  людей  раздадутся  звонки  и  упрашивания,  что  еще  три  года  спустя  будет  автор  делать  свои  этюды,  наброски  на  обратных  сторонах  рецептов  успокоительных  средств  седуксен  и  элениум.

    Тут  само  собой  он  одумается,  возьмется  за  ум,  начнет  лопатить  экономические  аспекты,  и  увеличится  приток  средств  в  обносившееся  его  семейство,  и  лишь  по  вредной  инерции  остро  все  примечать  он  скажет  себе:  погляди,  до  чего  певец  Х-зон  предприимчив,  находчив!  Вот  и  голос  увял  совсем,  а  он  не  уходит  со  сцены,  перешел  на  патриотические  куплеты. От  находчивости  он  рассуждает:  эти  вещи  сколь  плохо  ни  пой  -  все  равно  разругать  не  посмеют,  и  продлишь  этим  самым  свой  певческий  век  безразмерно.  Так  находчивый  нищий,  побирающийся  в  дни  хоккейного  чемпионата  в  хоккейный  шлем,  наберет  подаяний  значительно  больше,  чем  его  коллега,  побирающийся  просто  в  руку.

     Но  тут  встрепенется  и  вздрогнет  автор  от  диких  ассоциаций,  от  возможных  параллелей  в  сфере  критики  искусств,  поднимет  парусом  воротник  и  убыстрит  шаг,  чтобы  попасть  на  симпозиум  "Оптимизация  умственного  труда  работников  горячих  цехов".  Хочется,  знаете ли,  тиши  и  глади,   и  просто  тошно  иногда  вспоминать,  что  подробности  -  в  афишах,  а  билеты  -  в  кассах.