Нюша

Александр Андриевский
Случилось это в июне 200…-го года. Я, как обычно, вернулся с работы домой.

Мы тогда жили с семьёй в двухкомнатной квартире девятиэтажного дома, в центре города. На площадке и у нашей квартиры толпились соседские ребятишки. Они о чём-то весело разговаривали с моей женой и сыном, которому  исполнилось пятнадцать лет.

- Батька, смотри, какая прелесть,- улыбнулась жена и протянула мне котёнка.

Иногда жена шутливо называла меня "батькой", когда хотела, чтобы я пошёл ей навстречу. Я смотрел на притихших соседских ребятишек, на сына и, конечно, ждал того момента, когда она заговорит о котёнке, который особого восторга у меня не вызвал.

"Неспроста всё это!"- я с подозрением  оглядел притихших ребятишек, глянул на жену, в глазах которой был вопрос, понравился мне котёнок или нет? "Сейчас начнёт уговаривать взять котёнка, потому что сын недавно говорил о каком-то очень хорошем котёнке",- подумал я.

В то время жене было сорок девять лет, но выглядела она моложе. Она ухаживала за собой, постоянно делала маски для лица, пользовалась и кремами для рук. Я улыбался. Заметил, что она покрасила волосы в каштановый цвет. Она молча ждала. "Ладно, дома спросит меня..." Но она прервала мои размышления: - Батька, мы с Вовой решили взять котёночка... – И, чтобы я согласился,  в доказательство серьёзности их намерений, добавила: - Мы сами будем за ним ухаживать и убирать.

Может быть, я и не пошёл бы навстречу желанию жены и сына, но неожиданно моё сердце сжалось от неизвестного предчувствия так, что на моих глазах выступили слёзы. Я понимал, что у меня нет оснований отказать ей в просьбе, но сделал вид, что их решение ещё нужно обсудить дома.

- Ага! - я усмехнулся.- Это вы сейчас так говорите, а потом мне самому придётся за котёнком ухаживать, убирать, а вы с  Вовой будете в стороне.

- Нет-нет!- запротестовала она.- Мы с Вовой уже давно обо всём договорились.Тебе только боялись сказать.  Думали, ты будешь против.

- Ладно!- я улыбнулся. - Берите котёнка...

Вот так и появилась у нас кошка Нюша.

***

Следуя мудрости, гласившей "ничего нет случайного в жизни" и "всё, что происходит, всё – к лучшему", Я размышлял: "Всегда ли то, что происходит, к лучшему?"

Не будем вдаваться в философию, лучше продолжим наш рассказ о событиях, которые происходили в жизни нашей семьи.

Котёнок оказался сибирской кошкой. Назвали мы её Нюшей. Окрасом шерсти она напоминала тигрёнка. Поначалу она была настоящей хулиганкой. Лазила по шторам и коврам так шустро, что мы удивлялись её ловкости.

Незаметно прошёл год. Из игривого котёнка Нюша превратилась в грациозную кошку.

Если ещё недавно мы все умилялись тому, что у нас кошка красивая и шустрая, то скоро нам пришлось убедиться, что она умная и независимая кошка, которая гуляет сама по себе.

В  то время я работал недалеко от дома и поэтому частенько приходил домой на обед, и жена удивляла меня историями о нашей кошке.

 - Меня сегодня Нюшка насмешила,- рассказывала она.- Я готовлю тебе обед, а Нюша крутится под ногами, есть просит. Мне некогда. Я её ногой в сторону отодвинула. Говорю: «Некогда, Нюха, с тобой возиться, мне обед нужно готовить. Успеешь поесть. Обожди немножко». Она обиделась на меня и ушла в зал. Приготовила я обед. Думаю, ты придёшь ещё нескоро, значит, я могу ещё и повязать немного. У меня пряжа лежала в зелёной чашке. Захожу я в зал, а в чашке нет ни одного клубка пряжи. Смотрю, а они лежат возле письменного стола запутанные. Попробовала я их распутать и не смогла ничего с ними сделать. Пришлось ножницами обрезать нитки, где они были запутаны. Вот и скажи после этого, что у животных нет ума! Нюшка до этого раза не трогала мою пряжу. А как её обидела, так она и досадила мне. Это она так мне отомстила!

Но жена ещё не ведала о том, что история с клубками очень скоро повторится.

Через неделю после этого события, я, как всегда, пришёл домой на  обед. В этот раз обед у нас получился "министерский" – почти на тридцать минут дольше обычного.

"Пока жена готовит обед, я могу посмотреть новости",- подумал я и прошёл в зал.

Я был удивлён тем, что увидел в комнате: вся пряжа была снова на полу. Я попробовал её распутать, но мои попытки не увенчались успехом.

- Нина. Ты онять Нюшку обидела? - спросил жену, когда зашёл на кухню.

- А ты откуда знаешь об этом? - она была удивлена.

- Пряжа твоя снова в зале лежит запутанная под письменным столом,- я улыбнулся,- значит это Нюшкиных лап дело, значит, ты снова её обидела.

- Ха-ха-ха,- рассмеялась жена.- Я и в самом деле её нечаянно обидела. Обед готовлю, а она в самый неподходящий момент снова под ноги лезет... И получила.

Всё! Нюшка научила меня, как с ней обращаться! Больше её никогда не обижу.

***

Скоро мне пришлось убедиться  в том, что Нюша понимает человеческую речь.

 - Нина,- обратился я к жене. - Нюша любит рыбку. Давай проверим, как она понимает человеческую речь. Я сейчас схожу в магазин. Куплю ей рыбку, приготовлю, а потом зайду в комнату и скажу ей про рыбку.

Жена поступила так, как мы договорились. Я сходил в магазин. Приготовил Нюше рыбку и зашёл в зал.

Себя я вёл естественно, как будто мы с женой ни о чём не договаривались. Я для начала нашего "эксперимента" незаметно подмигнул ей, а потом заговорил о том, какая стоит на улице погода.

- Ой, Нюша!- воскликнул я.- Извини меня. У меня склероз! Я сварил тебе рыбку. Иди на кухню, покушай!

Нюша, мирно лежавшая до моих слов на коленях у сына, резко спрыгнула на пол и стремглав побежала на кухню есть рыбку.

***

Иногда в шутку я говорил, что Нюша "работает" в нашей семье... кошкой.

Нужно сказать, что она, став старше, заставила себя уважать. Не один раз я или сын брали спать её с собой против её воли. Результат всегда был один и тот же: она всегда уходила. А ещё она не любила и не  любит неуважительного к себе отношения. А отомстить она всегда. Вот и выбирай. Хочешь, чтобы у тебя всё и  всегда было хорошо, тогда относись к ней с уважением.

Как-то сын пожаловался мне:
- Папа, Нюшка часто метит мою обувь. Почему?

- Сынок, ты Нюшку обижаешь? Обижаешь! Недавно я видел, как ты нечаянно наступил ей на лапку, и не извинился перед ней за свою невнимательность. Может, я придумал это?

- Ты прав, папа,- согласился он со мной.

- После этого Нюшка пометила твою обувь?

- Пометила! А ты откуда знаешь?

- Знаю. Ты частенько шампунями моешь обувь. Измени своё отношение к Нюше, и у тебя не будет проблем с обувью.

- Нюша – кошка. Она – домашнее животное. Она – член нашей семьи, а потому требует к себе не только внимания, но и уважения. Воспользуйся моим советом.

Через месяц, когда наша семья ужинала, сын с улыбкой признался:
- Папа, ты мне тогда правильно сказал, что нужно изменить своё отношение к Нюше. Я недавно  наступил ей на лапку, взял её на руки и "пожалел" её. Потом попросил прощения. И она не пометила кроссовки.

 - Сынок,- я улыбнулся.- Доброе слово и кошке приятно!

***

Помню хорошо о том, что в советские времена в школе мы, ученики, говорили о "болезнях" капитализма. Говорили тогда и о безработице, которую "относили" к социальной болезни капитализма.
Не думал я тогда о том, что однажды  в России произойдёт реставрация капитализма и что я во времена дикого капитализма частенько буду  безработным.

Как и все люди, кто оказался в такой ситуации, я встал на "Бирже труда" на учёт. Ничего дельного там предложить мне не могли с поисками работы. На меня завели  карточку безработного и посоветовали искать работу самому. В карточке этой, руководители предприятий, к которым я буду обращаться, должны указать причину отказа мне, в работе.

Месяца два я не мог никуда устроиться. А на то пособие, что платили, человеку невозможно было прожить даже дней десять. Не говоря уже о том, что нужно было платить за квартиру и телефон.
Самое страшное было тогда не заплатить за телефон. Мало того, что его отключали, так ещё выписывали штраф. Хорошо, что наш старший сын стал работать телемастером в ателье. Иногда, он выручал нас деньгами.

Вот в это время произошла история, которую невозможно забыть. Мы, как говорится, не жили  тогда, а унизительно выживали. Юрий, наш старший сын, получил зарплату и дал нам немного денег. Мы с женой сходили в магазин за продуктами. Она приготовила молочный суп, и мы наконец-то  по-человечески поужинали.

К нему зашли друзья. Они сидели втроём в его комнате и разговаривали. Как было принято тогда в кругу молодёжи, они пили пиво. Мы с женой и с младшим сыном Игорем смотрели телевизор. Вдруг зазвонил телефон. Кто-то из знакомых  жены просил Юрия зайти наладить телевизор. Жена приняла заказ и пошла сказать ему о том, чтобы он сходил на заявку.

- Ой, батька!- покачала она головой, когда вернулась в зал.- Какую селёдку Юрка купил! Я зашла в комнату... и мне чуть плохо не стало! На столе в тарелке такая селёдка лежит! У меня слюнки побежали, когда увидела её.

- Да ладно тебе, рыбная душа! - усмехнулся я.- Купим тебе селёдку. Не переживай!

- Ага! Купим! Я сейчас её съесть хочу!- жена смешно прикусила нижнюю губу.

- Достала ты меня!- я встал с кресла и хотел  уже идти в магазин за селёдкой, но в зал зашёл Юрий.

- Отец!- обратился он ко мне.- Дверь закрой. Я ухожу на заявку.

Не успел он уйти из дома, как тут же произошло событие, над которым мы долго потом смеялись.

Неизвестно как, но наша кошка узнала о том, что в комнате Юрия на столе в тарелке лежит селёдка. Мы не успели даже подумать о том, осталась в тарелке рыба или нет, когда в зал вошла Нюша.
Мы были удивлены тем, что увидели: она принесла селёдку и положила её на пол.

- Ничего себе!- жена ткнула меня. - Нюшка нас рыбой угощает! Не верю своим глазам! Она сама давно рыбку не ела! Вот это да! Молодец Нюшка!... Оказывается, животные способны совершать благородные поступки!

***

Через два года после того, как в нашей семье появилась Нюша, я понял то, о чём не мог догадаться , почему у меня защемило сердце, когда жена заговорила о том, что они с Вовой решили взять котёнка.
Прежде, чем я понял это, в жизни нашей семьи произошли серьёзные изменения.

Неожиданно один из друзей старшего сына решил уехать к родственникам в Москву. У него был киоск. Он занимался бизнесом. Торговал всяким товаром: то бытовой  химией, то парфюмерией. Одним словом, не был, как говорится, в убытке. Вот он и предложил моей жене свое дело. Для неё такое предложение было счастьем. Последние годы она была без работы. Раньше она работала на солидном заводе, на котором собирали радиоприёмники и телевизоры. На нём же выпускали и детали к ним. И работали там в основном женщины. Зарплату они получали хорошую. После развала Советского Союза, на заводе произошли значительные изменения. Все руководители во главе с директором уволились с завода.

На завод пришёл новый директор. Когда в стране начали приватизацию предприятий, которую в народе метко окрестили прихватизацией, то он сделал так, что стал хозяином завода. Почти задаром скупил у работников завода приватизационные чеки. Большинство  работников его были женщины. С ними он не стал церемониться. Для начала он всем урезал зарплату. И когда делегация женщин пришла к нему в кабинет с требованиями о повышении зарплаты, он заявил им: - Я хозяин завода! Кому у меня у меня не нравится работать, может уходить! Деньги, которые я плачу, вам на хлеб хватает, а вода - бесплатная.

Рабочий люд уволился. Директор продал всё, что было на заводе, и прокутил. Пытался он открыть на территории бывшего завода рынок, но и эта затея лопнула у него, как мыльный пузырь. Кончилось тем, что он стал сдавать пустующие помещения под гаражи и склады предпринимателям города.

Жена не стала устраиваться на работу после ухода с завода, потому что родила Вову. Когда ему исполнилось два года, я сказал ей: -  Сиди дома. Появится возможность устроиться на хорошую работу, устроишься, и будешь работать.

И вот у неё появилась долгожданная возможность работать. До работы на заводе она работала в торговле. А тут так неожиданно судьба ей улыбнулась! Я радовался. "Наконец-то ей повезло, и самое главное - никто не будет стоять над  душой! Сама будет хозяйкой. Как же долго она мечтала о работе!"

***

Очень скоро жена оформила все необходимые документы на предпринимательскую деятельность. Но чувство радости и эйфории исчезли так же быстро, как летом роса от солнечных лучей.

Первое время она в киоске торговала радиотоварами и запчастями для телевизоров. Однажды, подхожу к киоску и застаю её в слезах: - Нина. Что случилось? Почему ты плачешь? - спросил её.

- Заплачешь тут! Ты думаешь, такие предприниматели, как я, на себя  работают?- ответила она.

- В чём дело? Объясни мне!

- В чём?- она печально улыбнулась.- Ты думаешь, я на себя, на семью работаю? Я работаю на штрафы. Надо мной тринадцать разных чиновников, так называемые "контролирующие" органы.

- Какие контролирующие органы? Кто на тебя может штраф наложить?

- Какой ты наивный! Можешь представить себе, их – тринадцать лбов!.. Налоговая инспекция, милиция, пожарники, СЭС и так далее. Кто мы такие? Да мы – никто! Чиновники ничего не имеют, а живут лучше нас. Мало того, что им товар продаю дешевле, так они меня ещё и штрафуют. Все законы  против нас. Всё, не хочу быть предпринимателем. Лучше уж у церкви на паперти стоять с протянутой рукой! Сыта по горло! Одни унижения! Сколько можно? А тут ещё бичи, ханыги достают! Не успеешь отвернуться, а они что-нибудь украли! Получила разрешение на продажу наручных часов и будильников. И тут же подходит молодой человек к киоску. Просит показать ему наручные часы.
Смотрю на него. Приличный парень. Подаю. Он схватил трое наручных часов и, как олень, сиганул к домам. Я выскочила из киоска, а его уже и след простыл! Мне уже ничего не нужно! На чиновников не хочу работать и на воров не хочу работать!

Разочарование её было огромным. Вскоре она заболела. Её нервная система не выдержала нагрузок.

Однажды, летом после похода в поликлинику, обеспокоенная жена начала сдавать анализы. Очень скоро ей поставили диагноз: онкологическое заболевание в последней стадии. Никакая химиотерапия не помогла ей. Восемь месяцев я помогал ей сражаться с болезнью.

Частенько она оставалась дома одна. Чтобы ей не было скучно, я поставил стул возле её дивана и уходя на работу сажал на него Нюшу. Кошка вела себя так разумно, что я поражался. Она не покидала свой стул. Уходила по своим делам ненадолго и возвращалась на свой пост.

Как-то я сказал жене: -  Нина. Тебе скучно одной?  Я бы уволился с работы, да жить нам  на что-то надо!

- Мне не скучно. У меня хорошая нянька,- она улыбнулась.- Нюша днями сидит на стульчике и никуда от меня не убегает. Мы с ней смотрим друг на друга. Она понимает всё без слов.

...Воспоминания, связанные с нашей любимицей кошкой Нюшей, отвлекают меня от плохого настроения. Я открываю холодильник, достаю батон колбасы и отрезаю от него несколько кружочков.
Нарезанную колбасу кладу в блюдечко и ставлю на кресло перед кошкой: - Нюша! Извини, заленился немного! Вот твоя колбаса. Ты – самая лучшая кошка на свете. Мы с тобой пережили тяжёлые времена! Переживём и эти. Спасибо тебе!