Не грусти и не плачь...

Юлия Аросова
Когда умерла моя бабушка, мне было 16 лет. Это была первая смерть, которую было трудно принять. Бабушка видимо знала об этом и решила меня подготовить. Я очень благодарна ей за разговор со мной и надеюсь, что мне хватит мужества сказать это, когда наступит и мой черед.

У бабушки была онкология. В армии в 1983 году погиб мой дядя и она все эти годы, как я поняла потом, держала в себе комок горя. Горе обернулось болезнью, от которой не было лекарства.

Вспоминая этот последний разговор, я опять захлебываюсь слезами, но не от тоски, нет. Это слезы благодарности и любви.

Она уже умирала. Перед смертью наступило облегчение и, видимо, бабушка нашла силы, чтобы со мной поговорить.

Позвав меня к себе в комнату, она попросила всех уйти.

-Юля, я скоро умру...., - сказала она.

-Нет, ба, нет.., - я уткнулась в ее одеяло и меня затрясло от слез.

Бабушка стала беспрерывно гладить меня по голове и руки у нее тряслись.

- Не плачь, мне больно смотреть на это, не плачь. Мне нужно сказать тебе одну важную вещь. Я хочу попросить тебя не грустить обо мне, когда я умру. Ты должна пообещать мне. Все умирают и я должна умереть. Так устроена жизнь. Но если ты будешь грустить, то и мне будет грустно, только я поделать ничего не смогу. Там на небе меня ждет Женя, мама, папа. Я буду скучать по тебе, но ты не плачь. Я смогу приходить к тебе во сне, как ко мне моя мама приходила. Она мне приснилась вчера и Женечка. Представляешь, Женечка с ней был! Они звали меня с собой, но сказали, что бы я тебя успокоила. В этой жизни так много грусти, не хочу, чтобы ты грустила еще из-за меня. Помнишь, как я убивалась по Женечке, и видишь, заболела. Я это только недавно поняла. Поняла, что все эти годы и ему было плохо от того,что плакала по нем без конца. Он поэтому мне никогда и не снился, а вот только вчера. Нельзя живым за мертвых убиваться, нельзя.  Юленька, пообещай мне, не плакать, когда хоронить будут, пообещай.

Я кивнула головой, но говорить не могла.

-Ты вспоминай меня лучше, когда нам весело было, когда я еще красивая была, а не такая как сейчас, - продолжала бабушка. - Помнишь как мы хохотали? Помнишь?

Я опять кивнула.

- Вот! Вот это вспоминай. Помнишь как Женя тебя на плечах носил и как мы с дедом тебе платье снежинки на Новый год за ночь сшили. Вспоминай лучше это, Юленька, а больницу забудь. Я же все равно буду думать о тебе, просить у Бога, чтобы не оставлял в своей милости.

Тут бабушка не выдержала и заплакала сама. Теперь успокаивала ее я.

-Ба, я не буду плакать, не буду грустить, только ты не плачь, я тебе обещаю, клянусь, только не плачь, тебе нельзя...

Бабушка взяла мои руки и поцеловала их. Потом успокоившись сказала:

- Юленька, прошу тебя еще об одном, приглядывай за могилками Женечки и моей. Порядочек поддерживай. Люди ж смотрят, могилы и те на миру. Не хочу, чтобы про вас кто-то говорил, что вы близких не помните. Это важно. Для вас живых важно, не для мертвых.

После этого разговора она жила еще неделю. Больше о смерти мы с ней говорили.

 Когда ее хоронили, я не плакала. Мне казалось, что  у меня кончились слезы и мне нечем плакать. Наверное, это было чисто нервное, но обещание я сдержала.

Прошло уже 20 лет как ее нет. Все эти годы я хожу на кладбище и смотрю за могилами, поскольку это надо больше мне. Все ее слова оказались для меня бесценным кладезем мудрости. Из-за них я пришла в религию.

Эту историю я рассказала лишь за тем, чтобы передать слова человека, которого больше нет, но который очень хотел, чтобы все живые на этой земле об этом знали. Для меня это, как последнее желание, того кто ушел...

Не грустите...