Трехметровая малина. Долгоцветущая. Душистая

Давид Слободник
  Ещё в далекие советские времена, мой приятель привез из Комсомольска  на Амуре  редкую для того времени декоративную малину и подарил мне корешок. С тех пор у меня и практически у всех  соседей моей деревни пышные кусты с большими  цветами все лето украшают личные участки. Этот листопадный кустарник, «родственник» нашей садовой малины,  отличается пышной листвой с крупными клёновидными листьями и большими (до 5 сантиметров) розовыми  цветами. Он  не требователен к    почве и  очень хорошо смотрится в одиночных посадках. Кроме того ,в августе на кустах появляются крупные (1,5 - 3 см.), плоские, как выпуклые  пуговицы плоды.
 
  Но через два, три года я столкнулся с серьезным недостатком этой малины,  который садоводам был известен. Вот, что я прочитал об этом растении:  «Надо иметь в виду, что благодаря повышенной способности к образованию корневых отпрысков малина душистая без контроля со стороны садовода часто превращается в злостный, трудноискоренимый сорняк.»  Я  понял, что  бороться с корневыми побегами придётся как  с  «злостным, трудноискоренимым сорняком.».  Кусты  обкапывал и  вырывал корневые побеги. Работа эта нудная и малоэффективная.  Все это заставило искать другой способ избавления от поросли без рыхления почвы.

  Помог случай. На моем садовом участке много кустов чубушника (жасмина). Я это растение люблю за аромат цветов и неповторимый вид  цветущего растения. Учитывая, что растение высокое(более 1,5 метра), один куст я посадил на северном краю участка как экран от холодных ветров с Ладожского озера. А  через несколько лет перед кустом с южной стороны, была посажена маленькая липка. Пока деревцо было маленькое, чубушник «терпел». Но когда липа стала закрывать солнце, чубушник прибавил в росте и стал получать отобранную порцию света. Это «соревнование» продолжалось много лет. Конечно липа победила. Но чубушник за это время неузнаваемо изменился. В нижней части , у земли, где стало самое большое затемнение (тень), листва стала редкая, боковых побегов стало мало, а вот центральные стволы стали более мощными, увеличились в диаметре, так как они должны были теперь удерживать и питать густую, цветущую крону на высоте более четырех метров. Если остальные кусты чубушника росли вширь и вокруг каждого куста образовалось много побегов, то у этого, «обиженного» красавицей липой, их не было.

 Мой сосед ,которому  тоже надоела «назойливость» декоративной малины , отреагировал быстро. Он взял старенькую  деревянную бочку, выломал дно, выстрег боковые побеги малины, а все остальные просунул в бочонок и опустил его, как трубу, на землю. На следующий год боковых побегов практически не было, а малина возвышалась высоко  над двухметровым забором усыпанная многочисленными цветами.

  Этот прием, создание искусственной тени для разных цветущих растений, можно успешно применять в декоративном садоводстве. А используя множество современных красочных листовых  материалов, декоративных планок, досочек, соединенных в гибкий экран-трубу, можно придать растению и саду необычный, красивый  вид.