Максим Геннадиевич Никитин, 1982 года рождения, коренной житель Нахабина. В двадцать три года он стал заведующим монтировочным цехом Московского драматического Театра - центра имени М.Н. Ермоловой.
- Ваш папа кадровый военный. А вы служили в армии?
- В армии не служил. Отец настоял, и я поступал в военное училище, но Бог миловал - не поступил. Не жалею и, кажется, отец тоже не жалеет.
- Какое учебное заведение вы закончили и какую получили специальность?
- Закончил Театральный художественно-технический колледж (ТХТК), единственный в Москве. Это учебное заведение известно и за рубежом. Специальность интересная, полезная в жизни, а не только в театре, называется техник-механик по эксплуатации, обслуживанию и ремонту театральных механизмов. Монтировочный цех считается в театре важным. Специалисты цеха первыми выходят на площадку сцены. В театре они находятся по времени больше, чем другие, и зарплата соответственно больше, иногда больше, чем у актера.
- Как вы попали на работу в один из лучших театров Москвы?
- Был на практике в этом театре и остался работать после окончания колледжа. Совершенно не жалею. Театр маленький и труппа небольшая. Все друг друга знают. Монтировочный цех должен состоять из двенадцати человек, но, практически, работают девять человек в две смены. Мы можем себе это позволить за счет того, что у нас не очень большие декорации. Утренняя смена ставит декорации, вечерняя - проводит спектакль и частично разбирает декорации.
- Используются ли для декораций новые материалы?
- В основном используются металлические облегченные профили и пластик. Однако, старые декорации более долговечны, так до сих пор служат декорации к спектаклю «Мария Стюарт», который идет уже 10 лет.
- Практику вы проходили, когда заведующим монтировочным цехом работал Михаил Черепнев? Вы его сменили?
- Да, практику я проходил, когда работал Михаил Черепнев. После него был еще один человек, а потом поставили меня. В театре и до сих пор есть программки спектаклей со старыми именами.
- Вы должны присутствовать на спектаклях, премьерах?
- На спектаклях должен присутствовать. На премьерах обязательно. Новый спектакль, и я отвечаю за правильность монтировки, за безопасность и должен все проконтролировать.
- В театре коллектив дружный?
- Коллектив дружный. Мне кажется, что у нас один такой театр, в котором очень дружный коллектив, где сотрудники цехов общаются с актерами на равных.
- Сегодня в театре, кроме художественного руководителя театра народного артиста СССР Владимира Андреева, ставят спектакли многие режиссеры: Веригина, Бритаева, Борисов, Энтин и другие.
Вы работаете с режиссерами при постановке спектакля? С кем интереснее работать?
- Интересно работать со всеми. Хорошо, когда режиссер знает, что он хочет и четко ставит задачу. С режиссерами я общаюсь через помощника режиссера. Она непосредственно передает желание режиссера и художника. Через нее проходят все команды.
- Есть ли какое-то документальное оформление спектакля?
- У каждого спектакля есть паспорт, в котором обозначен весь спектакль: от материалов до чертежей. Изначально делается макет в масштабе, готовится сметная документация. После утверждения сметы отдаются чертежи декораций на разработку в театральные мастерские.
- Какими качествами должен обладать специалист вашего профиля? Это творческая профессия или техническая?
- Скорее всего, нужно обладать усидчивостью. Это основное, я так думаю. Сцена во время монтировки - зона повышенной опасности. Надо отзываться на поставленные команды, быть очень внимательным. Правильно «убегать» от декорации в случае какой-то неполадки. Обязательные условия - хорошая память и знание спектакля. Нужно все разместить точно в заданных местах. Это творческая профессия, когда ставится новый спектакль.
- Вам приходится выходить на сцену? Сейчас в современных спектаклях подчас декорации меняют, не закрывая занавес.
- У нас тоже есть такие спектакли. Но мне пришлось выйти на сцену и в качестве актера. Шел 100-й спектакль «Есенин» с Безруковым в главной роли. Актер, исполняющий роль чекиста, то ли заболел, то ли не успел со съемок приехать. Я заменял его в 100-м и в 101-м спектаклях. Но мне все-таки нравится больше то, чем я занимаюсь - техническое оформление спектаклей.
- Вы - смелый человек, решительный?
- Не сказал бы, что я смелый и решительный. Но, пожалуй, некоторый авантюризм в плане работы присутствует. Иногда берешься за проекты, хотя ничего подобного до этого не делал, берешься с опаской, но делаешь. А в жизни десять раз подумаю: стоит ли? надо ли? И посоветуюсь, к совету жены прислушиваюсь. Мы работаем в одном театре и друг друга хорошо понимаем. Ведь театр без остатка требует и силы, и времени.
- Театр, в котором вы работаете, классического репертуара. Как вы относитесь к модерновым спектаклям? К режиссерам новой волны: Виктюку, Житинкину, Мирзоеву, к Серебреникову, наконец?
- Репертуар классический, что-то новое, современное у нас в театре не проходит, к сожалению, а может быть, к счастью. Из приведенных режиссеров совсем недавно работал с Житинкиным, при этом, спектакль он ставил с непрофессионалами актерами, но было очень интересно.
- Какой спектакль вашего театра или какие спектакли вам нравятся больше всего?
- Мне нравятся все спектакли нашего театра, но чем спектакль проще, тем лучше. Можно поставить большую декорацию, когда в зале много людей. Представляете: ставишь громоздкую декорацию, а зал полупустой. Бывает обидно, хотя с другой стороны - такая работа.
- У вас в театре высокая посещаемость? Есть аншлаговые спектакли?
- Есть. Спектакль «Пушкин». Идут на Безрукова. Аншлаговые спектакли по школьной программе, например, «Барышня-крестьянка». Кроме того, малый зал, в котором 70 мест, как правило, заполнен. Спектакль «Мэри Поппинс» во время детских каникул идет по 2-3 раза в день. Это наш старый спектакль, который до сих пор собирает аншлаги. Возможно, он устарел для детей старшего возраста, но для 3-4-летних детей - это праздник.
- Как вы относитесь к антрепризным спектаклям?
- К антрепризным спектаклям отношусь положительно. Это вид заработка. Способ выживания в театре. Заработки в театре - даже не прожиточный минимум. Хотя, покатавшись и по России, и за границей, ценишь спектакли, которые идут в Москве.
- Какая зарплата у сотрудников монтировочного цеха?
- Сегодня - порядка 10 тыс. рублей, с учетом того, что добавляет мэрия. Зарплата для Москвы не такая уж большая.
- Вернемся к разговору о спектаклях. У антрепризных спектаклей ниже уровень?
- Не обязательно. Это зависит от агентства. Антреприза антрепризе рознь. Есть очень хорошие спектакли.
- Но в вашем театре нет антрепризных спектаклей?
- У нас очень жесткая политика. Мы, если работаем, то только с одним агентством - «Арт-партнер ХХI». Наша площадка никому не сдается. Мы участвуем в проекте «Театральный марафон» на площадках Театра им. Вахтангова (спектакли «Темная история», «Триумф комиссара Оливье»), в Театре киноактера. Благо, пока в нашем театре участие в антрепризных спектаклях не возбраняется, если это не в ущерб основной работе.
- Какие у вас пристрастия в литературе, музыке?
- В принципе пристрастий никаких особых нет. Читаю в основном в метро, глаза закрываются от усталости и уже не до чтения. Дома на это нет времени. Некогда.
- Как вы относитесь к политике? Состоите ли членом какой-нибудь партии?
- Никак не отношусь. Членом партии и не являлся, и не являюсь.
Разговаривая с Максимом Никитиным, поняла, что вся его жизнь - служение театру. Хорошо, что, работая вместе с женой-помощником режиссера в этом же театре, они понимают друг друга. Их жизни отданы без остатка любимому делу.
11.01.2006