Молодой человек редкой специальности

Ирина Юлина
         Максим Геннадиевич Никитин,  1982 года рождения, коренной житель  Нахабина. В двадцать три года он стал заведующим монтировочным цехом Московского драматического Театра - центра имени М.Н. Ермоловой.

      -  Ваш папа кадровый военный.  А вы служили в армии?
      -  В армии не служил. Отец настоял,  и я поступал в военное училище, но Бог миловал - не поступил. Не жалею и, кажется, отец тоже не жалеет. 

      - Какое учебное заведение вы закончили и какую получили специальность?
      -  Закончил  Театральный  художественно-технический колледж (ТХТК), единственный в Москве.  Это учебное заведение  известно и  за рубежом.  Специальность интересная, полезная в жизни, а не только в театре, называется техник-механик по эксплуатации, обслуживанию и ремонту  театральных механизмов. Монтировочный цех считается в театре важным. Специалисты цеха первыми выходят на площадку сцены. В театре они находятся по времени больше, чем другие, и зарплата соответственно больше, иногда больше, чем у актера.

      - Как вы попали  на работу в один из лучших театров Москвы?
      - Был на практике в этом театре и остался работать после окончания колледжа. Совершенно не жалею. Театр маленький и труппа небольшая. Все друг друга знают. Монтировочный цех должен состоять из двенадцати человек, но,  практически, работают девять человек в две смены. Мы можем себе это позволить за счет того, что у нас не очень большие декорации. Утренняя смена ставит декорации, вечерняя  -  проводит спектакль и частично разбирает декорации. 
 
      - Используются ли для декораций новые материалы?
      - В основном используются металлические облегченные профили и пластик. Однако, старые декорации более долговечны, так до сих пор служат декорации к спектаклю «Мария Стюарт», который идет уже 10 лет.

      - Практику вы проходили, когда заведующим монтировочным цехом  работал Михаил Черепнев?  Вы его сменили?
      - Да, практику я проходил, когда работал Михаил Черепнев. После него был еще один человек, а потом поставили меня. В театре и до сих пор есть программки спектаклей  со старыми именами.

      - Вы должны присутствовать на спектаклях, премьерах?
      - На спектаклях должен присутствовать. На премьерах обязательно. Новый спектакль, и я отвечаю за правильность монтировки, за безопасность и  должен все   проконтролировать.

      -  В театре коллектив дружный?
      - Коллектив дружный. Мне кажется, что у нас один такой театр, в котором очень дружный коллектив, где сотрудники цехов общаются с актерами на равных.

       - Сегодня в театре, кроме художественного руководителя театра народного артиста СССР  Владимира Андреева, ставят спектакли многие режиссеры:    Веригина,  Бритаева,  Борисов,  Энтин и другие.
Вы работаете с режиссерами при постановке спектакля? С кем интереснее работать?
      - Интересно работать со всеми. Хорошо, когда режиссер знает, что он хочет и четко ставит задачу. С режиссерами я общаюсь через помощника  режиссера. Она непосредственно передает желание режиссера и художника. Через нее проходят все команды.

      - Есть ли  какое-то документальное оформление спектакля?
      - У каждого спектакля есть паспорт, в  котором  обозначен  весь спектакль: от материалов до чертежей. Изначально делается макет в масштабе, готовится сметная документация. После утверждения сметы отдаются чертежи декораций  на разработку в театральные мастерские.

      -  Какими качествами должен обладать специалист вашего  профиля? Это творческая профессия или техническая?
      - Скорее всего,  нужно обладать усидчивостью. Это основное, я так думаю. Сцена во время монтировки -  зона повышенной опасности. Надо отзываться на поставленные команды, быть очень внимательным. Правильно «убегать» от декорации в случае  какой-то неполадки. Обязательные условия - хорошая память и знание спектакля. Нужно все разместить  точно в заданных местах.   Это творческая профессия, когда ставится новый спектакль.

      - Вам приходится выходить на сцену? Сейчас в современных спектаклях подчас декорации меняют, не закрывая занавес.
      -  У нас тоже есть такие спектакли. Но мне пришлось выйти на сцену и в качестве актера. Шел 100-й  спектакль «Есенин» с Безруковым в главной роли.   Актер, исполняющий роль чекиста,  то ли заболел, то ли не успел со съемок  приехать.  Я заменял его в 100-м  и в 101-м спектаклях. Но мне все-таки нравится больше то, чем я занимаюсь - техническое оформление спектаклей.

      - Вы - смелый человек, решительный?
      - Не сказал бы, что я смелый и решительный. Но, пожалуй, некоторый авантюризм в плане работы  присутствует. Иногда берешься за проекты, хотя  ничего подобного до этого не делал,  берешься с опаской, но делаешь. А в  жизни десять раз подумаю: стоит ли? надо ли? И посоветуюсь, к совету жены прислушиваюсь.   Мы работаем в одном театре и друг друга хорошо понимаем.  Ведь театр без остатка требует и силы, и времени.

     - Театр, в котором вы работаете, классического репертуара. Как вы относитесь к модерновым  спектаклям? К режиссерам новой волны: Виктюку, Житинкину, Мирзоеву, к Серебреникову, наконец?
     - Репертуар классический, что-то новое, современное у нас в театре  не проходит, к сожалению, а может быть, к счастью. Из приведенных режиссеров совсем недавно работал с Житинкиным, при этом, спектакль он ставил с непрофессионалами актерами, но было очень интересно.

      - Какой спектакль вашего театра  или какие спектакли вам нравятся больше всего?
      - Мне нравятся все спектакли нашего театра, но чем спектакль проще, тем лучше. Можно поставить большую декорацию, когда в зале много людей. Представляете: ставишь громоздкую декорацию, а зал полупустой. Бывает обидно, хотя с другой стороны -  такая работа.

      -  У вас в театре высокая посещаемость?  Есть аншлаговые спектакли?
      - Есть.  Спектакль  «Пушкин». Идут на Безрукова. Аншлаговые  спектакли по школьной программе, например, «Барышня-крестьянка». Кроме того, малый зал,  в котором 70 мест, как правило, заполнен.  Спектакль «Мэри Поппинс» во время детских каникул идет по 2-3 раза в день. Это наш старый спектакль, который до сих пор собирает аншлаги. Возможно, он устарел для детей старшего возраста, но для 3-4-летних детей -  это праздник.

      -  Как вы относитесь к антрепризным спектаклям?
      -  К антрепризным  спектаклям отношусь положительно.  Это вид заработка. Способ выживания в театре. Заработки в театре - даже не прожиточный минимум. Хотя, покатавшись и по России, и за границей, ценишь спектакли, которые идут в Москве.

      - Какая зарплата у сотрудников монтировочного цеха?
      - Сегодня  -  порядка 10 тыс. рублей,  с учетом  того, что добавляет мэрия.   Зарплата  для   Москвы   не такая  уж  большая.

      - Вернемся к разговору о спектаклях. У антрепризных спектаклей  ниже   уровень?
      -   Не обязательно. Это зависит от агентства. Антреприза антрепризе рознь. Есть очень хорошие спектакли.

      - Но в вашем театре нет антрепризных спектаклей?
      - У нас очень жесткая политика. Мы, если работаем, то только с одним агентством - «Арт-партнер ХХI». Наша площадка никому не сдается. Мы участвуем в проекте «Театральный марафон» на площадках Театра  им. Вахтангова (спектакли «Темная история», «Триумф комиссара Оливье»), в Театре киноактера.  Благо, пока в нашем театре  участие в антрепризных спектаклях  не возбраняется, если это не в ущерб  основной работе.

      - Какие у вас пристрастия в литературе,  музыке?
      - В принципе пристрастий никаких особых нет. Читаю в основном в метро, глаза закрываются от усталости и уже  не до чтения. Дома на это нет времени. Некогда.

      - Как вы относитесь к политике? Состоите ли членом какой-нибудь партии?
      - Никак не отношусь.   Членом   партии и не являлся, и не являюсь.

      Разговаривая  с Максимом Никитиным, поняла, что вся  его жизнь  - служение театру. Хорошо, что, работая вместе с женой-помощником режиссера в этом же  театре, они понимают друг друга. Их  жизни отданы  без  остатка любимому делу.

                11.01.2006