Несколько слов о Севилье. Андалусские наброски

Соломинка
 
Слово "Андалусия" взволновало меня еще в юности, когда я прочла стихи Лорки, а потом и Хименеса. Оба этих великих поэта родились и жили здесь, их поэзия просто пропитана духом этой испанской провинции.
"Звезда Севильи" Лопе де Вега, "Кармен" Мериме, и наконец, пушкинские строки "
Ночной зефир Струит эфир. Шумит, Бежит Гвадалквивир" - всё это казалось тогда-то
признаками какой-то совершенно нереальной, едва ли не марсианской жизни. Я и подумать не могла, что окунусь в нее на целых две недели...
Мне посчастливилось  недавно побывать, кроме северных Барселоны и Мальграта, еще в шести южных испанских городах. Кадис, Херес, Санлукар де Баррамедо - каждый хорош по-своему, в каждом есть что посмотреть.  Из маленьких городов на душу лег Пуэрто де Санта Мария. Он назван так по имени одного из кораблей Христофора КОЛУМБА. Есть в нем и замок, в котором Колумб останавливался - прекрасно сохранившийся настоящий средневековый замок, построенный в 13 веке королем Альфонсо Х-м после освобождения города от арабов. Недалеко от него - восхитительная церковь Мария Приораль, тоже средневековая постройка, башни которой облюбовали аисты - мы насчитали несколько гнезд с птичьими семействами.
Не знаю, из-за них ли или из-за особой храмовой энергетики на площади возле церкви было редкое состояние расслабленности, благости и гармонии...Так и хотелось вернуться сюда...
Ну и конечно пляж - огромный, пустой по причине начавшейся осени песчаный пляж - с одной стороны, сосны и пальмы, с другой - океан.  Посидишь на таком несколько минут, посмотришь на спокойно гуляющих чаек, послушаешь грохот волн - и ты в нирване. Не зря же на самом высоком из нагроможденных камней кто-то оставил надпись: be happy.

Но самым запомнившимся городом осталась Севилья. До знакомства с ней  у меня было три любимых города, ассоциирующихся со сказкой: болгарский Несебр, хорватский Дубровник и чешская Прага. Теперь к ним добавилась Севилья.
С первых же минут я почувствовала, что это "мой" город.
Не из-за роскошных дворцов и площадей, хотя и Алькасар, и площадь Испании, и Кафедральный собор просто великолепны. Скорее, из-за табачной фабрики, ставшей университетом, из-за зеленой реки с невероятным названием Гвадалквивир, из-за необычного  памятника Моцарту ,  из-за  девушек, танцующих на улице фламенко, из-за особенной атмосферы, воздуха, пропитанного историей, традициями и культурой.

Мы можем заставить у себя целую улицу лавками с сувенирными матрешками, шапками-ушанками и балалайками - русской культуры от этого в городе не прибавится. У испанцев иначе - им не надо ничего демонстрировать, навязывать туристам - всё прекрасно сохранено, видимо и ощутимо. Как бережно относятся они к своей истории, как не торопятся убрать, предать забвению, переделать в духе современности.
За зданием бывшей табачной фабрики сохранился ров, созданный когда-то для предупреждения бегства и воровства. Сейчас он порос травой и деревьями и имеет вполне благопристойный вид, но всё равно немного жутковато.
 Само здание 18 века, с потолком наверное метра четыре высотой, со сводами, арками, растениями, статуями и фонтанами внутри. Здесь же скамейки с какими-то студенческими брошюрами,  с расписанием занятий на стенах.  Мы зашли с улицы - никакой охраны, никаких вопросов. (К примеру, в свой родной универ в Уфе хожу через турникет с пропуском вот уже много лет...)
Знаменитая героиня Мериме Кармен ходила когда-то сюда на работу, и из узких проемов с зарешеченными окошками за ней и другими работницами наблюдали сторожа. А если пройти от Университета дальше, то увидим и место работы ее возлюбленного (вернее, одного из них) - арену для корриды  - одну из самых больших и старых в Испании. Недалеко от нее и находится поразившая меня  скульптура Моцарта - совершенно безпафосное, приземленное, даже какое-то карикатурное изображение, передающее, тем не менее, гениальность композитора. На ум сразу же пришли строчки Окуджавы. Именно о таком Моцарте он писал: Не оставляйте стараний, Маэстро!

Мы были в Севилье до обидного мало - всего два дня. Но зато на второй день увидели то, что хотели - две девушки в красно-черных платья, положив рядышком необходимый реквизит, включили музыку и начали танцевать фламенко.
Об этом танце можно писать целый отдельный трактат - настолько он завораживает.  Толпа зрителей - в основном, западные туристы, не скупилась на аплодисменты и монетки.
Бросила и я монетку в импровизированный фонтанчик, который держала в руках живая скульптура - белый ангел с белыми крыльями. Мне обязательно надо вернуться сюда - я успела увидеть слишком мало.